Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-947/2015 (2-3753/2014;) ~ М-3043/2014 от 19.11.2014

Дело № 2-975 /15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 февраля 2015 года Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи В.В. Демидовой,

при секретаре Е.В. Баталовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кошкаревой Оксаны Викторовны об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района»,

У С Т А Н О В И Л:

Кошкарева О.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района». Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и Положением о порядке образования земельных участков в муниципальном образовании Емельяновский район, предоставлении сформированного земельного участка в аренду сроком на <данные изъяты> года, расположенного в Емельяновском районе, <адрес>. МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане отказало, так как земельный участок согласован другому лицу; являясь жительницей <адрес>, не имеет право на получение земельного участка в аренду на территории <адрес>. Отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» противоречит законодательству и нарушает её права. Просила признать незаконным бездействие МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории <адрес> Красноярского края; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край <адрес> Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Впоследствии заявитель требования уточнила, поскольку заинтересованным лицом ей отказано в согласовании и утверждении схемы КТП, просила признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившийся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории <адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории <адрес> Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

В судебном заседании представитель Кошкаревой О.В. Красильникова Н.А. (по доверенности) заявленные требования поддержала. В судебное заседание представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не явился, извещался надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как установлено ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась к Главе администрации Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка под <данные изъяты>, расположенного <адрес> (с указанием предполагаемого размера и местонахождения), в аренду на <данные изъяты> года; просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (л.д.<данные изъяты>). Указанное заявление по существу не рассмотрено, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что направлен запрос в администрацию Солонцовского сельсовета о предоставлении информации по запрашиваемому участку, о результатах будет сообщено (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Кошкарева О.В. вновь обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к руководителю администрации Емельяновского района, в котором просила вернуться к ранее поданному ею заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под <данные изъяты>, указав, что поскольку заявление от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено по существу, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д. <данные изъяты>).

МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ДД.ММ.ГГГГ предоставило ответ, в котором сообщило заявителю, что указанный земельный участок невозможно предоставить, в связи с тем, что он согласован другому лицу по ранее поданному заявлению; заявительница, являясь жительницей <данные изъяты>, не обладает льготными или приоритетными правами по предоставлению земельных участков (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании заявительница требования поддержала, по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» пояснил, что утверждение и выдача схемы расположения земельного участка преждевременны, заявительница обратилась за получением схемы, минуя процедуру по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду с учетом зонирования территории путем вынесения вопроса на градостроительную комиссию. Как установлено п. <данные изъяты> Положения о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края заявление считается поданным надлежащим образом и подлежит рассмотрению в случае предоставления заявителем всех необходимых документов, в том числе, согласованный акт месторасположения границ земельного участка. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю. Заявление не соответствует требованиям ч.3 ст. 34 ЗК РФ, в связи с чем у заявителя не возникло права на получение в <данные изъяты>-дневный срок ответа МКУ «УправЗем» по существу вопроса об утверждении схемы КПТ. Таким образом, решение об отказе в утверждении схемы КПТ не нарушает прав заявителя и не противоречит законодательству.

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась к Главе администрации Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка под <данные изъяты>, расположенного <адрес> (с указанием предполагаемого размера и местонахождения), в аренду на <данные изъяты> года; просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 ЗК РФ. Указанное заявление по существу не рассмотрено, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что направлен запрос в администрацию <данные изъяты> о предоставлении информации по запрашиваемому участку, о результатах будет сообщено.

ДД.ММ.ГГГГ Кошкарева О.В. вновь обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к руководителю администрации Емельяновского района, в котором просила вернуться к ранее поданному ею заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка под ЛПХ, указав, что поскольку заявление от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено по существу, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ДД.ММ.ГГГГ предоставило ответ, в котором сообщило заявителю, что указанный земельный участок невозможно предоставить, в связи с тем, что он согласован другому лицу по ранее поданному заявлению; заявительница, являясь жительницей <данные изъяты>, не обладает льготными или приоритетными правами по предоставлению земельных участков.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, поскольку ст. 34 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению заинтересованному в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, лицу, а именно: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, в поданных заявителем заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ требуемая информация указана, иных документов, в том числе, согласованный акт месторасположения границ земельного участка, заинтересованное лицо в силу буквального толкования ст. 34 ЗК РФ требовать не вправе, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» рассмотрено заявление от ДД.ММ.ГГГГ Кошкаревой О.В. по существу, дан отказ в согласовании схемы КТП, в материалы дела доказательств в обоснование оснований для отказа в согласовании схемы земельного участка заинтересованным лицом не представлено, в связи с чем указанные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ основания суд считает не законными.

Довод представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о том, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Кошкаревой О.В. не было указано на каком праве просит предоставить земельный участок, что противоречит ст. 34 ЗК РФ, является основанием к отказу в удовлетворении требований, не обоснован. Так согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ администрацией дан отказ в предоставлении земельного участка по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года. Из указанных заявлений прямо следует, что Кошкарева О.В. просила предоставить в аренду под <данные изъяты> на <данные изъяты> года земельный участок в <адрес>, приложив к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схему КТП испрашиваемого земельного участка. Таким образом, ссылка представителя заинтересованного лица на не указание в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ цели и срока предоставления земельного участка носит формальный характер. Более того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указанное обстоятельство не явилось основанием для отказа в предоставлении участка, что в совокупности с имеющимися в деле доказательствами по твердому убеждению суда свидетельствует о том, что при рассмотрении заявлений Кошкаревой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо имело полную информацию о том, что Кошкарева О.В. просит согласовать схему КТП для дальнейшего получения в аренду под ЛПХ земельного участка в <адрес> на <данные изъяты> года.

К доводу МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о том, что заявление Кошкаревой О.В. не соответствует п. <данные изъяты> Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края», что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, суд относится критически. Так, указанное обстоятельство не указано в отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года. Более того, по твердому убеждению суда указанный пункт Положения не подлежит применению, поскольку противоречит буквального толкованию ст. 34 ЗК РФ, установившей исчерпывающий перечень необходимых для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка документов.

По указанным основаниям суд относится критически к доводу представителя заинтересованного лица, что поскольку законодательство императивно закрепляет обязанность органа местного самоуправления при предоставлении земельных участков осуществлять зонирование, указанных действий в нарушение Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края» не проведено, в удовлетворении жалобы следует отказать. Так, именно заинтересованное лицо обязано при обращении гражданина с заявлением об утверждении схемы КТП провести зонирование. Указанных действий заинтересованным лицом не произведено. Данное основание в отказе не указано.

Указанное в письме от ДД.ММ.ГГГГ основание к отказу в согласовании схемы КТП, а именно то обстоятельство, что заявительница, являясь жителем <данные изъяты>, не обладает льготными или приоритетными правами по предоставлению земельных участков, не основано на законе. Так, согласно ст. 3 Закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 7.07.2003 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, указанные земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория закрытого административно-территориальном образования» является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Таким образом, заявитель имеет право при наличии свободных земельных участков на предоставление земельного участка для ЛПХ. Доказательств, что земельный участок по указанному Кошкаревой О.В. адресу согласован другому лицу, не предоставлено.

В соответствии со ст. 25 ГПК РФ суд рассматривает жалобы на действия государственных и муниципальных органов, в рассматриваемом случае отказ в согласовании схемы КТП, исключительно по основаниям, указанным в ответе. Более того, согласно требованиям ГПК РФ именно орган, действия которого обжалуются, обязан предоставить суду доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа. При рассмотрении настоящего дела представитель заинтересованного лица не представил доказательств в обоснование наличия оснований для отказа Кокаревой О.В. в согласовании схемы КТП, пояснив в судебном заседании, что доказательств согласования земельного участка иному лицу предоставлять не намерен. Заинтересованному лицу судом неоднократно предлагалось предоставить доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в согласовании схемы КТП заявителю, указанные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года. С учетом распределения бремени доказывания по делам в порядке главы 25 ГПК РФ, дело рассмотрено судом по представленным доказательствам.

Таким образом, учитывая, что отказ заинтересованного лица в утверждении схемы КТП по твердому убеждению суда является незаконным, противоречащим действующему законодательству по указанным выше основаниям, суд полагает необходимым признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившийся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории <адрес>.

Кроме того, поскольку формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления Кошкаревой О.В. земельного участка, автоматического возникновения у заявителя права на него, поскольку согласно ст. 34 ЗК РФ решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.

При этом заинтересованным лицом заявление Кошкаревой О.В. рассмотрено по существу, дан отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям, отказ заявителю в предоставлении земельного участка дан по существу, а не по формальным основаниям, основания к отказу по твердому убеждению суда являются незаконными, согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, полагает необходимым восстановить нарушенное право заявителя путем понуждения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в соответствии со ст. 34 ЗК РФ в месячный срок утвердить и выдать Кошкаревой О.В. схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории <адрес> Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Кошкаревой Оксаны Викторовны об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившийся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории с<адрес>.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Кошкаревой Оксане Викторовне схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край <адрес> в каталоге координат согласно заявлению.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края.

Председательствующий                    Демидова В.В.

2-947/2015 (2-3753/2014;) ~ М-3043/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кошкарева Оксана Викторовна
Другие
МКУ "Управзем"
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Демидова Виктория Вячеславовна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2014Передача материалов судье
21.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.12.2014Предварительное судебное заседание
15.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Судебное заседание
10.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2016Дело оформлено
14.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее