К делу 2-640-2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Новопокровская 19 июля 2016 г.
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Сапега Н.Н.,
при секретаре Левчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах Кондрашовой Людмилы Семеновны к администрации муниципального образования Новопокровский район, - о признании незаконным постановления главы МО Новопокровский район об отказе Кондрашовой Людмиле Семеновне в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новопокровского района Краснодарского края просит суд:
признать незаконным постановление главы муниципального образования Новопокровский район № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кондрашовой Л.С. в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;
признать Кондрашову Л.С., проживающую по адресу: <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны»;
обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район принять Кондрашову Л.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны прокуратурой Новопокровского района изучено постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. При проверке учетного дела Кондрашовой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ р. выявлен факт неправомерного отказа постановлением администрации МО Новопокровский район № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по отдельной категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».
В судебном заседании старший помощник прокурора Гармашева М.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Кондрашова Л.С. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО Новопокровский район Пушин Р.А. при разрешении иска полагается на усмотрение суда.
Выслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим мотивам:
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 40 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно ст. 9 Закона № 5-ФЗ реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона № 5-ФЗ к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относятся обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», уточнен подзаконным нормативным правовым актом - Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым предписано завершить обеспечение жильем граждан названных категорий.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения установлены Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Кондрашова Л.С., как вдова ветерана ВОВ, 25.02.2016 года обратилась в администрацию муниципального образования Новопокровский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с пакетом необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявления Кондрашовой Л.С. 19.04.2016 г. ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как Кондрашова Л.С. является членом семьи и проживает в домовладении, принадлежащем на праве собственности ее дочери, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 33,3 кв.м., однако в собственности жилья не имеет.
Администрацией МО Новопокровский район не проверены все основания для признания лица нуждающимся в жилом помещении, в частности изложенное в п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям). В акте обследования жилого дома не указано об обеспеченности жилого помещения инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а также газоснабжение) с учетом п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. В ходе проведенной проверки установлено, что помещение, в котором проживает Кондрашова Л.С., не газифицировано, нагрев воды осуществляется посредством электроплиты, отопление дровяное, водоснабжение и уборная находятся на улице.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Кондрашова Л.С. проживает с собственником квартиры единой семьей, была вселена как член семьи собственника, ответчиком не предоставлено.
Жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности дочери Кондрашовой Л.С. - Ш. До настоящего времени у Кондрашовой Л.С. какого-либо жилого помещения в собственности не имеется, в связи с чем, ее проживание в домовладении дочери связано с тяжелым материальным положением, отсутствием собственного жилья. В последнее время между Кондрашовой Л.С. и Ш. происходят конфликты. В 2015 году Кондрашова Л.С. обращалась с исковым заявлением в Новопокровский районный суд к Шабановой И.В. с требованием признать за собой право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>, однако, в иске ей было отказано. В публикации «Сельской газеты» № 108 (12329) от 05.12.2015 г. указано, что занимаемое Кондрашовой Л.С. вышеуказанное домовладение выставлено на продажу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Новопокровского района - удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы муниципального образования Новопокровский район № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кондрашовой Людмиле Семеновне в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать Кондрашову Людмилу Семеновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».
Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район принять Кондрашову Людмилу Семеновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий