Судья Ошурко В.С. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Кумачевой И.А.
судей Першиной С.В., Шипиловой Т.А.
при секретаре Долгове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 года апелляционную жалобу Жданова А. А. на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Жданова А. А. к ООО «Ядрово» о возложении обязанности осуществлять деятельность полигона ТБО в соответствии с проектом планировки территории под полигон захоронения ТБО «Ядрово»,
заслушав доклад судьи Першиной С.В., объяснения истца, представителей сторон, 3-го лица,
У С Т А Н О В И Л А:
Жданов А.А. обратился в суд с иском к ООО «Ядрово», в котором просил обязать ООО «Ядрово» осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов 11-1У классов опасности, обработке и размещению отходов 1У класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов «Ядрово», расположенном по адресу <данные изъяты>, городское поселение Волоколамск, 112 км. автодороги <данные изъяты>, земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3 в соответствии с проектом планировки территории под полигон захоронения ТБО «Ядрово», принимать отходы в объеме 547,9 тонн в сутки или 200 000 тонн в год.
В обоснование требований ссылался на то, что на территории <данные изъяты> расположен полигон твердых коммунальных отходов «Ядрово» (земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3) - на землях городского поселения Волоколамск. ООО «Ядрово» осуществляет деятельность на основании лицензии <данные изъяты>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, бессрочно.
<данные изъяты> согласно Санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Роспотребнадзора ежегодный объем захоронения отходов не должен превышать 200 тыс. тонн в год. Однако Постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> «О внесении изменений в Приложение к Постановлению <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» мощность полигона ТКО «Ядрово» увеличена до 420 тыс. тонн в год в нарушение предельного объема, установленного Санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>.
Изначально полигон был рассчитан на объем мусора, ввозимого только с территории <данные изъяты>, и он справлялся. А теперь сюда везут отходы из девяти соседних районов <данные изъяты> и из Москвы. Поэтому он не в состоянии обработать такой объем. Высота свалки на Полигоне за шесть месяцев после закрытия полигона "Кучино" выросла на высоту девятиэтажного дома. Привозимый мусор своевременно не пересыпался грунтом, сухой глиной и прочими допустимыми материалами как на, так называемой, "старой карте" Полигона, так и на "новой карте", то есть не соблюдена технология переработки отходов, предусмотренная п.5.1. СП 2.<данные изъяты>-01. "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
ООО "Ядрово" арендует у ИП Савичева А.А. (ИНН 504400206342) сортировочный комплекс мощностью 10 000 т/год или 27,4 т/сутки - это меньше 2 мусоровозов в сутки, которая очевидно не может справляться с поступающим объемом отходов (по Проекту предусмотрен годовой объем размещения отходов - 200 000 т, фактический - минимум в 4 раза больше проектного). Расчет объема сортировки за сутки при имеющейся сортировке следующий: 10 000 т/год : 365 дней = 27,4 т/сутки.
Информация о мусоросортировочном комплексе на полигоне ТКО "Ядрово" размещена в Таблице А. 5 (Характеристика объектов обработки отходов) Приложения А Постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>).
Отсутствие необходимой сортировки приводит к увеличению объема ТКО, в том числе складируемого на теле полигона, возможного увеличения площади рассеивания вредных веществ, за пределами СЗЗ. Данное нарушение уже привело к перегрузке "старой карты" полигона, невозможности проведения необходимых мероприятий по соблюдению технологии складирования мусора, а размещение отходов на "новой карте" полигона продолжает осуществляться с теми же нарушениями, которые повлекут аналогичные негативные экологические последствия.
Жители города и района чувствует зловонный резкий запах не только на улице, но и в домах при закрытых окнах. Он распространяется в радиусе более 20 километров от полигона.
Деятельность ООО "Ядрово" уже привела Волоколамск и <данные изъяты>, когда-то считавшийся одним из самых экологически чистых мест в Подмосковье, к экологическому бедствию.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения это одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "Ядрово" при размещении отходов на полигоне ТБО "Ядрово" создает угрозу загрязнения окружающей среды, угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию истцов, как жителей <данные изъяты>, и угрозу причинения вреда их здоровью, что неумолимо влечет за собой нарушение конституционных прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доказательством, подтверждающим наличие угрозы причинения вреда в будущем служит Постановление главы Волоколамского муниципального района от 30,03.2018 <данные изъяты> " О введении режима повышенной готовности на территории городского поселения Волоколамск и д. Ядрово сельского поселения Чисменское Волоколамского муниципального района".
Грубейшие нарушения, перечисленные выше, со стороны ответчика не могут гарантировать сохранение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность, а социально-экономические задачи (общественные интересы) при таких нарушениях и значительном причинении вреда окружающей среде не могут ставиться в ущерб конституционных прав граждан, в том числе вне зависимости от их места жительства.
В судебном заседании истец и его представители заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчика третьего лица Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель третьего лица Истринского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Жданов А.А. обжалует его в апелляционном порядке и просит отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Ядрово» зарегистрировано в качестве юридического лица <данные изъяты>, основными видами деятельности являются, в том числе, обработка и утилизация отходов.
Полигон отходов, на котором осуществляет деятельность ответчик, находится в 4 км. восточнее <данные изъяты>, в 500 м. юго-западнее д. Ядрово и расположен, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0040405:111 площадью 100496 кв.м. принадлежащем на праве собственности ООО «Ядрово», на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0040405:112 площадью 106 973, принадлежащем на праве собственности ООО «Ядрово», на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0040405:3 площадью 30080 кв.м., принадлежащем на праве собственности ООО «Ядрово».
Судом установлено, что деятельность ООО «Ядрово» по утилизации отходов соответствует разрешенному виду землепользования указанных земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН на указанные земельные участки.
Лицензия <данные изъяты> была выдана ООО «Ядрово» <данные изъяты> Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании Санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> бессрочно на осуществление деятельности по сбору отходов 11 класса опасности, транспортированию отходов 11 класса опасности, по сбору отходов 111 класса опасности, по транспортированию отходов 111 класса опасности, по сбору отходов 1У класса опасности, по транспортированию отходов 1У класса опасности, по обработке отходов 1У класса опасности, по размещению отходов 1У класса опасности.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <данные изъяты>, где полигон ТКО «Ядрово» значится в перечне объектов, включенных в территориальную схему обращения с отходами на 2016, 2017, 2018 годы мощностью 420 тыс. тонн в год.
Приказом Росприроднадзора от <данные изъяты> <данные изъяты> полигон ТБО «Ядрово» включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному <данные изъяты> ООО «Ядрово», полигон твердых бытовых отходов «Ядрово», выдано разрешение <данные изъяты> МО от <данные изъяты> на выброс вредных \ загрязняющих \ веществ в атмосферный воздух на период до <данные изъяты>.
В приложение <данные изъяты> к указанному разрешению утвержден перечень и количество вредных \ загрязняющих \ веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался положениями ст.ст. 24.10, 25, 27, 28 Закона «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>», Постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, и обоснованно исходил из того, что ответчик действует в рамках предоставленных ему возможностей и в отсутствие положений нарушений указанных норм законодательства.
Разрешая данный спор, суд свои выводы мотивировал в судебном решении со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены и отклоняются по указанным выше мотивам, а также как не содержащие оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Жданова А. А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи