Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ильина С.М.,
при секретаре судебного заседания Голенковой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Инны Валентиновны к Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области, Николаевой Наталье Петровне, Ершовой Анне Андреевне, Ершовой Дарье Андреевне, Сайгушевой Светлане Юрьевне, Леоновой Елене Дмитриевне, Вековищеву Эдуарду Алексеевичу, Курилову Валерию Сергеевичу, Федотовой Алине Андреевне, Зимину Вячеславу Александровичу, Булановой Елене Анатольевне, Кузнецовой Наталье Юрьевне, Михайлюк Нине Павловне, Андрианову Анатолию Юрьевичу, Поповой Надежде Николаевне, Борзенкову Геннадию Александровичу, Кочетковой Марине Викторовне, Лобановой Злате Васильевне, Лобанову Максиму Васильевичу, Вертуновой Таисе Ивановне, Малышевой Валентине Петровне, Ермак Надежде Николаевне, Шарапанюк Людмиле Владимировне, Коробовой Людмиле Викторовне, Смирнову Александру Евгеньевичу, Смирнову Дмитрию Александровичу, Смирнову Валерию Александровичу, Орлову Андрею Николаевичу, Орлову Яну Андреевичу, Паркиной Марине Павловне, Паркиной Ульяне Романовне, Паркину Роману Андреевичу, Голыш Александру Юрьевичу, Голыш Людмиле Ивановне, Хлудову Ивану Сергеевичу, Хлудову Сергею Ивановичу, Хлудовой Альбине Анатольевне, Попач Татьяне Ивановне, Попач Анатолию Александровичу, Шмачилиной Екатерине Анатольевне, Шмачилину Александру Романовичу, Шмачилину Никите Романовичу, Злобиной Екатерине Дмитриевне, Смирновой Елене Григорьевне, Сараевой Наталье Юрьевне, Валеевой Ольге Сергеевне, Валееву Павлу Игоревичу, Чербаеву Александру Викторовичу, Черникову Александру Павловичу, Филатовой Елене Петровне, Полякову Николаю Анатольевичу, Казберову Вячеславу Валентиновичу, Исаевой Татьяне Викторовне, ЗАО «Профайн РУС», Яровой Татьяне Сергеевне, Денисову Сергею Викторовичу, Юнисовой Антонине Александровне, Лащенову Игорю Юрьевичу, Хламкову Юрию Александровичу, Никольскому Сергею Евгеньевичу, Куприянову Александру Сергеевичу, Денежеву Олегу Викторовичу, Белову Артуру Евгеньевичу, Беловой Екатерине Михайловне, Семикаленовой Валентине Николаевне, Беляевой (Янцовой) Наталье Владимировне, Алексееву Андрею Михайловичу, Алексеевой Наталье Владимировне, Скляренко Валентине Васильевне, Скляренко Ирине Валерьевне, Рахалиной Елене Анатольевне, Свиридовой Анне Игоревне, Трифоновой Светлане Загитовне, Трифонову Александру Петровичу, Голубеву Валерию Владимировичу, Голубеву Алексею Валерьевичу, Голубеву Николаю Валерьевичу, Москалец Елене Анатольевне, Землякову Валерию Михайловичу, Земляковой Татьяне Александровне, Землякову Михаилу Валерьевичу, Землякову Андрею Валерьевичу, Беликову Александру Алексеевичу, Беликовой Наталье Андреевне, Корныгину Алексею Петровичу, Корныгиной Наталье Александровне, Маркину Алексею Юрьевичу, Маркиной Наталье Юрьевне, Маркиной Евгении Алексеевне, Маркиной Виктории Алексеевне, Самсоновой Анне Викторовне, Гудзеватой Елене Арсентьевне, Гудзеватому Марису Армандовичу, Малову Виталию Анатольевичу, Шахматову Виктору Викторовичу, Галкину Андрею Алексеевичу, Русакову Константину Владимировичу, Щербакову Виктору Константиновичу, Чугляеву Егору Дмитриевичу, Малькиной Ларисе Валерьевне, Малову Виталию Анатольевичу, Сердюкову Сергею Степановичу, Скретневой Ларисе Алексеевне, Лисицкому Олегу Александровичу, Кругликовой Наталье Лаврентьевне, Степанову Сергею Игоревичу, Степановой Анне Игоревне, Васильевой Татьяне Ивановне, Сорокиной Елене Васильевне, Росимуществу, ФГУП Почта России – оперативное управление, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области», Министерству имущественных отношений Московской области, Ульянову Андрею Витальевичу, Хрулевой Ирине Алексеевне, Саякиной Елене Леонардовне, Анисимовой Ольге Владимировне, Афониной Наталье Дмитриевне, Баеру Нисону Александровичу о признании результатов межевания земельного участка недействительными и исключении из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Ширяева Н.В., действующая на основании доверенности, обратилась в Воскресенский городской суд Московской области с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области и собственникам жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: десятиэтажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями, площадью 1753 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, исключить из ЕГРН все сведения об указанном земельном участке, а также о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: площадка для подъезда автомашин, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установить, что решение по данному делу будет являться основанием для исключения из ЕГРН всех сведений об указанных земельных участках.
В обоснование заявленных требований представитель Степановой И.В. указывает, что истцу на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Истцу стало известно, что границы земельного участка, сформированного под многоквартирным жилым домом проходят прямо по контуру здания, то есть никакой территории для обслуживания и содержания жилого дома выделено не было.
Земельный участок с К№, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: десятиэтажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет органом местного самоуправления <дата>.
Под размещение указанного многоквартирного жилого дома был произведен землеотвод участка площадью 6912 кв.м.
На основании заявления ООО «<данные изъяты>» о предоставлении в аренду земельного участка площадью 170,3 кв.м. под магазином «Раменские мясопродукты» из городских земель муниципального образования в <адрес>, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Воскресенскому району было выдано техническое задание от 02.12.2002 г. на формирование земельного участка под встроенным в 9-этажный дом магазином из земель города с предварительным изъятием у «Жилищной Ассоциации «Финистъ».
На основании выданного технического задания ГУП «БТИ Воскресенского района» было сформировано межевое дело, в материалах которого содержится каталог координат поворотных точек земельного участка с К№, площадью 1753 кв.м.
Согласно письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» от 19.03.2019 г., данный земельный участок имеет статус: ранее учтенный, дата постановки на учет 30.05.2003 г., сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости 24.12.2010 г. Заявлений об учете изменений характеристик в Филиал не поступало. Границы земельного участка с К№, площадью 1753 кв.м. поставлены на кадастровый учет на основании землеустроительного дела по предоставлению в аренду земельного участка ООО «Рам Холдинг».
Постановлением Главы Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 26.11.1996 г. № 436 «<данные изъяты> в пользование был предоставлен земельный участок площадью 6940 кв.м. под строительство 9-этажного жилого дома с объектами обслуживания населения по <адрес> из земель администрации района.
Постановлением Главы муниципального образования Воскресенский район Московской области от 01.04.2003 г. № 165 «О предоставлении в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка под помещением магазина «<данные изъяты>» в г. Воскресенске было прекращено право пользования ОАО «<данные изъяты>» на часть земельного участка площадью 170,3 кв.м. и этот участок был изъят в фонд городских земель муниципального образования «Воскресенский район».
К многоквартирному жилому дому непосредственно примыкает земельный участок площадью 25 кв.м. с К№, права на который ни за кем не зарегистрированы.
Указанные обстоятельства мешают формированию земельного участка под многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В возражениях на исковое заявление представитель УФСГРКиК по Московской области Фильмаков А.А., действующий на основании доверенности, считает изложенные в нем требования незаконными и не подлежащими удовлетворению, а УФСГРКиК по МО ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Истец Степанова И.В., надлежащим образом извещенная судом о дате, времени и месте слушания по делу, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель истца Ширяева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить.
При этом представитель истца пояснила, что именно при ознакомлении с материалами межевого дела по формированию земельного участка площадью 170,3 кв.м. под магазином «Раменские мясопродукты» из городских земель муниципального образования «Воскресенский район» в <адрес> истцу стало известно, что в рамках формирования земельного участка площадью 170,3 кв.м., были определены координаты земельного участка, которому впоследствии был присвоен кадастровый № площадью 1753 кв.м.
До настоящего времени ни администрация, ни Росреестр не могут пояснить, какое именно уполномоченное лицо подавало заявление о кадастровом учете данного земельного участка и откуда координаты данного земельного участка появились в Росреестре.
Наличие в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером № лишает собственников жилых помещений в многоквартирном доме возможности сформировать земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства, с включением в границы земельного участка элементов озеленения, благоустройства.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Маракаева Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время произошло задвоение земельных участков. Больший земельный участок стоит на кадастровом учете как ранее учтенный без координат, по контуру дома имеется маленький земельный участок, который является частью большого земельного участка. В удовлетворении исковых требований представитель ответчика просила отказать, полагала, что УФСГРКиК по МО является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика – МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области» Брызгалова Е.С., действующая на основании доверенности, возражала доводам искового заявления, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик Фетисова Е.Д. в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ТСЖ «Центр» Костин А.А. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления.
Ответчиками Скляренко В.В., Галкиным А.А., Беликовой Н.А., Скретневой Л.А., Борзенковым Г.А., Беловым А.Е., Смирновым А.Е., Сараевой Н.Ю., Алексеевой Н.В., Малышевой В.П., Казберовым В.В., Ермак Н.Н., Паркиной М.П., Коробовой Л.В., Смирновой Е.Г., Куриловым В.С., Шарапанюк Л.В., Беловой Е.М., Гудзеватой Е.А., Беляевой Н.В., Кругликовой Н.Л., Хламковым Ю.А., Кочетковой М.В. в адрес суда представлены письменные заявления о признании исковых требований в полном объеме, в которых ответчиками указано, что условия и последствия признания иска по ст.ст. 39, 173 ГПК РФ им известны и понятны.
Также в заявлениях о признании исковых требований указанные ответчики указали, что о дате и времени судебного заседания они извещены, просят рассмотреть дело без их участия.
Учитывая, что признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд определил принять признание иска указанными ответчиками.
Собственники других жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, являющиеся ответчиками по данному делу, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования Степановой И.В. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с ч. 3 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.
Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" В случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно п. 3.1.3 Приказа Минземстроя РФ от 25.09.1998 N 98-1 (ред. от 22.11.1999) "О введении единой системы ведения государственного земельного кадастра" (вместе с "Порядком заполнения и хранения учетных форм Единого государственного реестра земель на уровне муниципального образования") Ведение государственного земельного кадастра состоит из процедур формирования и государственного кадастрового учета объектов. Формирование объектов учета, кадастровая съемка, установление (восстановление) границ земельных участков осуществляется на основании соответствующих нормативных и методических документов.
Согласно п. 3.6.9 Приказа Минземстроя РФ от 25.09.1998 N 98-1 (ред. от 22.11.1999) "О введении единой системы ведения государственного земельного кадастра" (вместе с "Порядком заполнения и хранения учетных форм Единого государственного реестра земель на уровне муниципального образования") Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.
В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 г., товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 г. границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминиума, определяются действующими землеотводами.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 г., В существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
Органы, уполномоченные устанавливать границы и размеры земельных участков в кондоминиумах, обязаны в срок не позднее двух месяцев после обращения домовладельцев установить в соответствии с порядком, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, границы и размеры земельного участка в кондоминиуме.
Из материалов дела следует, что Степановой И.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН от <дата> №.
Земельный участок с К№, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: десятиэтажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет органом местного самоуправления 30.05.2003 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Под размещение указанного многоквартирного жилого дома был произведен землеотвод участка площадью 6912 кв.м., что подтверждается градостроительными документами.
Постановлением Главы Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от <дата> № «<данные изъяты>» в пользование был предоставлен земельный участок площадью 6940 кв.м. под строительство 9-этажного жилого дома с объектами обслуживания населения по <адрес> из земель администрации района.
На основании заявления ООО <данные изъяты>» от <дата> на предоставление в аренду земельного участка площадью 200 кв.м. под магазином «Раменские мясопродукты» из городских земель муниципального образования в <адрес>, постановлением Главы муниципального образования «Воскресенский район» Московской области от 01.04.03 № 165 прекращено право пользования ОАО «<данные изъяты>» на часть земельного участка площадью 170,3 кв.м. в <адрес> данный земельный участок изъят в фонд городских земель муниципального образования «<адрес>» с предоставлением указанного земельного участка в аренду с <дата> ООО «<данные изъяты>».
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Воскресенскому району было выдано техническое задание от 02.12.2002 г.
На основании выданного технического задания ГУП «БТИ Воскресенского района» было сформировано межевое дело, в материалах которого содержится каталог координат поворотных точек земельного участка с К№, площадью 1753 кв.м.
Согласно письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» от 19.03.2019 г. исход. №, данный земельный участок с уточненной площадью 1753 кв.м. имеет статус: ранее учтенный, дата постановки на учет - 30.05.2003 г., сведения о правах отсутствуют.
Сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости 24.12.2010 г.
Заявлений об учете изменений характеристик в Филиал не поступало.
Границы земельного участка с К№, площадью 1753 кв.м. поставлены на кадастровый учет на основании землеустроительного дела по предоставлению в аренду земельного участка ООО «<данные изъяты>».
Права на земельный участок площадью 25 кв.м. с К№, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: площадка для подъезда автомашин, примыкающий к многоквартирному жилому дому, ни за кем не зарегистрированы.
Сведений об обращении с заявлением о постановке сформированного земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, на кадастровый учет сторонами не представлено, равно как и сведений о том, каким образом был образован земельный участок.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом был достоверно установлен факт недействительности результатов межевания земельного участка с К№, площадью 1753 кв.м.
Стороной ответчика – МУ «Администрация Воскресенского муниципального района» в адрес суда представлено письменное ходатайство о применении срока исковой давности в отношении заявленных исковых требований.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку в соответствии с п.п. 48, 49 Постановления Пленума 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие возражения предыдущего собственника имущества против нарушений права собственности, не связанных с лишением владения, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска нового собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.
В соответствии с положениями ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению требования судом.
Собственниками жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, являющимися ответчиками по данному делу, о применении срока исковой давности по данному делу заявлено не было.
Вместе с тем, согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом суд отказывает истцу в части предъявленных исковых требований к Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области как заявленных к ненадлежащему ответчику.
В остальной части заявленные исковые требования суд удовлетворяет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Инны Валентиновны к Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области, Николаевой Наталье Петровне, Ершовой Анне Андреевне, Ершовой Дарье Андреевне, Сайгушевой Светлане Юрьевне, Леоновой Елене Дмитриевне, Вековищеву Эдуарду Алексеевичу, Курилову Валерию Сергеевичу, Федотовой Алине Андреевне, Зимину Вячеславу Александровичу, Булановой Елене Анатольевне, Кузнецовой Наталье Юрьевне, Михайлюк Нине Павловне, Андрианову Анатолию Юрьевичу, Поповой Надежде Николаевне, Борзенкову Геннадию Александровичу, Кочетковой Марине Викторовне, Лобановой Злате Васильевне, Лобанову Максиму Васильевичу, Вертуновой Таисе Ивановне, Малышевой Валентине Петровне, Ермак Надежде Николаевне, Шарапанюк Людмиле Владимировне, Коробовой Людмиле Викторовне, Смирнову Александру Евгеньевичу, Смирнову Дмитрию Александровичу, Смирнову Валерию Александровичу, Орлову Андрею Николаевичу, Орлову Яну Андреевичу, Паркиной Марине Павловне, Паркиной Ульяне Романовне, Паркину Роману Андреевичу, Голыш Александру Юрьевичу, Голыш Людмиле Ивановне, Хлудову Ивану Сергеевичу, Хлудову Сергею Ивановичу, Хлудовой Альбине Анатольевне, Попач Татьяне Ивановне, Попач Анатолию Александровичу, Шмачилиной Екатерине Анатольевне, Шмачилину Александру Романовичу, Шмачилину Никите Романовичу, Злобиной Екатерине Дмитриевне, Смирновой Елене Григорьевне, Сараевой Наталье Юрьевне, Валеевой Ольге Сергеевне, Валееву Павлу Игоревичу, Чербаеву Александру Викторовичу, Черникову Александру Павловичу, Филатовой Елене Петровне, Полякову Николаю Анатольевичу, Казберову Вячеславу Валентиновичу, Исаевой Татьяне Викторовне, ЗАО «Профайн РУС», Яровой Татьяне Сергеевне, Денисову Сергею Викторовичу, Юнисовой Антонине Александровне, Лащенову Игорю Юрьевичу, Хламкову Юрию Александровичу, Никольскому Сергею Евгеньевичу, Куприянову Александру Сергеевичу, Денежеву Олегу Викторовичу, Белову Артуру Евгеньевичу, Беловой Екатерине Михайловне, Семикаленовой Валентине Николаевне, Беляевой (Янцовой) Наталье Владимировне, Алексееву Андрею Михайловичу, Алексеевой Наталье Владимировне, Скляренко Валентине Васильевне, Скляренко Ирине Валерьевне, Рахалиной Елене Анатольевне, Свиридовой Анне Игоревне, Трифоновой Светлане Загитовне, Трифонову Александру Петровичу, Голубеву Валерию Владимировичу, Голубеву Алексею Валерьевичу, Голубеву Николаю Валерьевичу, Москалец Елене Анатольевне, Землякову Валерию Михайловичу, Земляковой Татьяне Александровне, Землякову Михаилу Валерьевичу, Землякову Андрею Валерьевичу, Беликову Александру Алексеевичу, Беликовой Наталье Андреевне, Корныгину Алексею Петровичу, Корныгиной Наталье Александровне, Маркину Алексею Юрьевичу, Маркиной Наталье Юрьевне, Маркиной Евгении Алексеевне, Маркиной Виктории Алексеевне, Самсоновой Анне Викторовне, Гудзеватой Елене Арсентьевне, Гудзеватому Марису Армандовичу, Малову Виталию Анатольевичу, Шахматову Виктору Викторовичу, Галкину Андрею Алексеевичу, Русакову Константину Владимировичу, Щербакову Виктору Константиновичу, Чугляеву Егору Дмитриевичу, Малькиной Ларисе Валерьевне, Малову Виталию Анатольевичу, Сердюкову Сергею Степановичу, Скретневой Ларисе Алексеевне, Лисицкому Олегу Александровичу, Кругликовой Наталье Лаврентьевне, Степанову Сергею Игоревичу, Степановой Анне Игоревне, Васильевой Татьяне Ивановне, Сорокиной Елене Васильевне, Росимуществу, ФГУП Почта России – оперативное управление, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области», Министерству имущественных отношений Московской области, Ульянову Андрею Витальевичу, Хрулевой Ирине Алексеевне, Саякиной Елене Леонардовне, Анисимовой Ольге Владимировне, Афониной Наталье Дмитриевне, Баеру Нисону Александровичу о признании результатов межевания земельного участка недействительными и исключении из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельном участке – удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: десятиэтажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями, площадью 1753 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости все сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: десятиэтажный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями, площадью 1753 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости все сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: площадка для подъезда автомашин, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение по данному делу является основанием для исключения из ЕГРН всех сведений о земельных участках с кадастровым номером № и кадастровым номером 50:29:0070801:38.
В части заявленных исковых требований Степановой Инны Валентиновны к Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья С.М. Ильин