63RS0039-01-2021-005327-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2021 г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3766/2021 по иску Департамента управления имуществом <адрес> к Думлеру С. В. об освобождении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент управления имуществом <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Думлеру С.В. об освобождении земельного участка.
В обоснование требования указывает, что ответчиком на земельном участке площадью 940 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без каких-либо правовых оснований установлены металлический гаражи, грузовые автомобили, ящики для стелкотары. Постановлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Думлер С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, нарушении требований статьи 25 Земельного кодекса РФ, административное наказание за которое предусмотрено статьей 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городских округов осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом наделен полномочиями по направлению требований освобождению таких земельных участков. Департаментом в адрес ответчика направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением произвести оплату суммы неосновательного обогащения за использование земельного участка площадью 940 кв.м. Однако ответа на претензию не последовало, каких-либо действий по оплате долга и освобождении земельного участка ответчиком не предпринято. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Думлеру С.В. продлен срок устранения нарушений земельного законодательства, выразившегося в использовании без оформленных в установленном законом порядке документов земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Думлера С.В. в течение 1 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 940 кв.м, путем демонтажа (сноса) забора (ограждения), строений, сооружений, а также освободить земельный участок от иных объектов за счет собственных средств.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала, просил их удовлетворить.
Ответчик Думлер С.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации Ленинского внутригородского района <адрес> в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования истца поддержал.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч.1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст. 71 Земельного Кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями. Предметом государственного земельного надзора являются: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.2 ч.1 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений (ч. 1). Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (ч. 2). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации <адрес> внутригородского района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, используемого Думлером С.В.
В акте проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Думлером С.В. используется земельный участок ориентировочной площадью 940 кв.м. без правоустанавливающих документов. На данном участке располагаются металлические гаражи, грузовые автомобили, ящики для стеклотары.
В отношении Думлера С.В. было вынесено предписание о необходимости устранения выявленных в результате проверки нарушений требований земельного законодательства.
Постановлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Думлера С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, нарушении требований статьи 25 Земельного кодекса РФ, административное наказание за которое предусмотрено статьей 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. (л.д. 47-50).
На основании постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями по взысканию сумм неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также освобождению таких земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Департаментом направлена претензия № с требованием в течение одного месяца с момента получения претензии освободить земельный участок от строений и сооружений и привести его в состояние, пригодное для использования, либо оформить правоустанавливающие документы на используемый земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, а также произвести оплату суммы неосновательного обогащения с учетом процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д. 16-17). Однако ответа на указанную претензию не последовало, какие-либо действия по освобождению земельного участка и оплате суммы неосновательного обогащения ответчиком не предприняты.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Думлеру С.В. продлен срок для исполнения предписания для освобождения земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ в действиях Думлера С.В. при использовании земельных участков № усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с тем, что Думлером С.В. установлено ограждение из профлиста, на въезде установлены ворота, доступ для третьих лиц ограничен. Думлеру С.В. предоставлено предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Думлера С.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно объяснениям, которые даны Думлером С.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении, никаких ограждений он не устанавливал, имеющиеся во дворе <адрес> предметы к нему отношения не имеют, ворота, ограничивающие доступ на территорию двора, установлены Администрацией г.о. Самара, в рамках подготовки в Чемпионату мира по футболу в 2018 г.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> производство по делу об административном правонарушении в отношении Думлера С.В. прекращено в связи с отсутствием административного правонарушения. Из текста указанного постановления следует, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства самовольного занятия земельного участка (огораживания земельного участка) именно Думлером С.В.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Основаниями для удовлетворения исковых требований, по мнению истца, является наличие актов Администрации Ленинского внутригородского района и привлечение Думлера С.В. к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ).
Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Думлера С.В. прекращено в связи с отсутствием административного правонарушения, информация о размещении Думлером С.В. какого-либо имущества на земельном участке своего подтверждения не нашла, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований об освобождении земельного участка от каких-либо объектов у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом <адрес> к Думлеру С. В. об освобождении земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: