Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-515/2020 ~ М-247/2020 от 20.01.2020

63RS0030-01-2020-000326-94

№ 2а-515/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти 13.02.2020 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при помощнике судьи Воробьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к ЛАЗАРЕВОЙ Л.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лазаревой Л.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени: задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1565 руб. 00 коп. и пени – 23 руб. 69 коп., задолженности по налогу на имущество за 2017 год, - 561 руб. 00 коп. и пени, - 08 руб. 49 коп., задолженности по земельному налогу за 2017 год, - 1202 руб. 00 коп. и пени – 18 руб. 19 коп., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В установленные сроки налоги оплачены не были, в связи с чем, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу и налогу на имущество. Требование № 5519 от 01.02.2019 года о погашении задолженности в добровольном порядке, также оставлено без оплаты. Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога (пени) налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (пени). На основании изложенного административный истец и обратился в суд с данным административным иском.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о восстановлении процессуального срока и удовлетворении заявленных административных исковых требований, рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик Лазарева Л.Н. в судебноезаседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, с иском не согласна, полагает, что оснований для восстановления срока не имеется.

Исследовав материалы данного административного дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержатся также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

С 01.01.2015 года данная обязанность определена в главе 32 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, ст. 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что МИФНС России № 19 по Самарской области в адрес административного ответчика было направлено требование № 5519 от 01.02.2019 года о погашении задолженности в срок до 20.03.2019 года, которое оставлено без оплаты.

В связи с тем, что Лазарева Л.Н. в установленный срок требование не исполнила и задолженность не погасила, налоговый орган 05.11.2019 года обратился к мировому судье судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной недоимки.

05.11.2019 года определением мирового судьи судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области в выдаче судебного приказа о взыскании с Лазаревой Л.Н. задолженности по налогам и пени отказано, поскольку истек срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

20.01.2020 года МИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с данным административным исковым заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание с Орлова Д.В. задолженности по налогам и пени.

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указанные сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению.

В то же время, ст. 286 КАС РФ предусматривает возможность восстановления такого срока.

Так, согласно ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Исходя из вышеназванных положений, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу (пени) истекал 21.09.2019 года.Заявление мировому судье судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Лазаревой Л.Н. задолженности по налогам и пени, подано 05.11.2019 года.

Таким образом, административным истцом на момент обращения к мировому судье был пропущен срок обращения за выдачей судебного приказа по указанному выше требованию.

Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку административным истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости в качестве уважительной причины пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по налогам.

Данная позиция подтверждена также и разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 года № 1/9 «Онекоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 479-О-О).

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Таким образом, право на взыскание с Лазаревой Л.Н. задолженности по налогам и пени, административным истцом утрачено в связи с пропуском срока подачи административного иска, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, что в соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к ЛАЗАРЕВОЙ Л.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2020 года.

Судья А.В. Винтер

2а-515/2020 ~ М-247/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области
Ответчики
Лазарева Л.Н.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Винтер (Гросул) А. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
21.01.2020Передача материалов судье
22.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее