РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 03 июня 2014г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2908/14 по исковому заявлению Воронцовой О. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что истица зарегистрирована и проживает с 1997г. постоянно в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. между истицей и ответчиком был заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения непригодным для проживания», жилое помещение истицы было признано непригодным для проживания и ответчику предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. предоставить истице другое жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ. в доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар, и квартира истицы была повреждена огнем и средствами тушения.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары № от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты о признании жилых помещений непригодными для проживания» срок отселения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с обращением истицы к ответчику с жалобой, истице было выдано смотровое уведомление на квартиру, расположенную <адрес>. Истица отказалась от данной квартиры, в связи с тем, что квартира находится в антисанитарном состоянии, инфраструктура поселка не развита.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени истице жилое помещение не предоставлено, истица просила суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары незамедлительно предоставить истице взамен жилого помещения непригодного для проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте населенного пункта г. Самара.
Представитель истицы, ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары ФИО, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражал против удовлетворения требований истицы, указал, что свободные жилые помещения в настоящий момент отсутствуют.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма, справкой о регистрации по месту жительства.
Согласно справке отдела надзорной деятельности имел место факт пожара жилого дома по адресу: <адрес>. В результате пожара помещения <адрес> повреждены огнем и пролиты средствами тушения.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> признаны непригодными для проживания.
Пунктом 3 указанного распоряжения предусмотрена обязанность Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством до ДД.ММ.ГГГГ.
Истица не состоит в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по городскому округу Самара.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:
а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;
б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;
в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);
г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;
д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.
Суду также предоставлен технический план жилого помещения, занимаемого истицей, из которого следует, что общая площадь, приходящаяся на истицу составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение истца было признано непригодным для проживания, иное помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым истцу предоставлено не было, доказательств проведения ремонтных работ или иного улучшения состояния дома суду не предоставлено, суд полагает, что проживание в доме невозможно и требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы Департамента управления имущество городского округа Самары о том, что истице предоставлялось жилое помещение, однако она от него отказалась, суд не принимает во внимание. Из пояснений истицы следует, что предоставляемое жилое помещение не является благоустроенным. Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Воронцовой О. А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, отвечающее установленным требованиям и нормам, расположенное в черте населенного пункта г. Самара.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение принято в окончательном виде 04.06.2014г.
Судья Е.А. БорисоваКопия верна
Судья