Дело № 2-2164/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2017 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: истцов Боброва Д.В. и Ткачевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Боброва Д.В. и Ткачевой Е.А. к администрации Минераловодского городского округа об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............. .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Бобров Д.В. и Ткачева Е.А. обратились в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа в обоснование которого указали, что истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их, в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили имущество первой необходимости.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 год от 28.05.2017 года, они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Установлено, что полностью было утрачено имущество первой необходимости.
Таким образом, они полностью утратили имущество первой необходимости.
Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа им были даны письменные отказы от 06.06.2017 года, согласно которых, они не были включены в список граждан, для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года по 27.05.2017 года.
Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления.
Собственником земельного участка и дачного домика является Г.Д.В. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Однако, данный дом они приобрели себе в собственность, но оформить его в установленном порядке не успели, так как завершали его строительство, занимались обеспечением дома всеми необходимыми коммуникациями.
В соответствии с техническим паспортом, домик представляет собой жилое строение, общей площадью 56,9 кв.м., в состав которого входит комната, кухня, санузел.
В доме имеется отопление, холодное водоснабжение, электрическая энергия, канализация.
Таким образом, по своим техническим характеристикам и степени благоустройства, садовый домик пригоден для проживания, к данному дому подведены все необходимые коммуникации, обеспечивающие возможность круглогодичного проживания в нем.
Они совместно проживают и ведут общее хозяйство, обеспечиваем содержание и ремонт их дома, иного жилья не имеют. В данном доме они фактически проживают и готовили документы для обращения в межведомственную комиссию для перевода из нежилого здания в жилое, и с этой целью проводили все необходимые коммуникации, благоустраивали дом.
Им было предложено обратится в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу: .............. .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
В данном доме они, проживают постоянно.
Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор они не могут ее получить. Так как, они не имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.
В связи с чем, просят установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............. .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
Представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа,
а также представители третьих лиц Правительства Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика администрации Минераловодского городского округа, а также представителей третьих лиц Правительства Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.
В судебном заседании истцы Бобров Д.В. и Ткачева Е.А., заявленные требования поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Просят суд установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............. .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.
Суд, выслушав доводы истцов Боброва Д.В. и Ткачеву Е.А., исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении требований истцов отказать в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 года «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» Правительством Ставропольского края от 2 июня 2006 года № 84-п разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, который определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременных денежных выплат являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
В целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях (пункт 5).
В целях реализации закона от 10 апреля 2006 года № 19-кз приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае».
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Из анализа указанных нормативных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.
Так в судебном заседании установлено, что Г.Д.В. принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект - садовый дом, назначение объекта - нежилое здание, общей площадью 27,10 кв.м., 44 % готовности, и земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, выращивание плодово-овощной продукции, площадью 500,00 кв.м., расположенные по адресу: .............. .............., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ...............
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Указанный садовый дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек, в мае 2017 г., истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24 мая 2017 в Минераловодском городском округе.
06 июня 2017 года Боброву Д.В. и Ткачевой Е.А. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Истцы, ссылаясь на то, что на момент паводка в мае 2017 года фактически проживали в жилом помещении по адресу: .............. .............., и в связи с паводком ими утрачено имущество первой необходимости, обратились в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из материалов дела, установление юридического факта проживания в мае 2017 года истцам необходимо для предоставления социальных выплат в связи с паводком 2017 года.
В то же время, в судебном заседании установлено, Бобров Д.В. и Ткачева Е.А, на регистрационном учете нигде не значатся.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что установление факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............. .............., в период паводка не порождает для истцов юридические последствия.
Так, объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.
Согласно статье 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта недвижимости к жилищному фонду.
Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу статьи 219 ГК РФ, возникает с момента такой регистрации.
Спорное имущество на момент паводка зарегистрировано в качестве садового домика.
Согласно абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Законодатель, раскрывая содержание понятия «садовый земельный участок», определяет его целевое назначение и одновременно указывая на право возведения жилого строения, предопределяет тем самым и целевое использование этого строения.
Как следует из материалов дела, спорное помещение истцов находится в садоводстве СТ «Колос», по адресу: .............. .............., а не в населенном пункте, как того требует вышеуказанное законодательство. Кроме того, садовый домик находится на земельном участке, переданном для ведения садоводства и не отведен для размещения жилого фонда.
Пригодность садового домика для постоянного проживания не свидетельствует о том, что он имеет статус жилого помещения.
Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации 24 мая 2017 года спорное помещение не отвечало требованиям жилого и находится вне пределов населенного пункта.
Само же по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для его признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления ему в связи с этим мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что правовых оснований для признания права истцов на единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости не имеется, поскольку садовые дома не включаются в состав жилищного фонда и не предназначены для постоянного проживания.
Поскольку на момент затопления садовый дом не был в установленном порядке признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, то есть не имел статуса жилого дома, суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания за истцами права на получение компенсаций, установленных законом для лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях, попавших в зону подтопления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Боброва Д.В. и Ткачевой Е.А. к администрации Минераловодского городского округа об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............. .............., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 29 августа 2017 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.