Дело № 2-1441/2021
УИД 63RS0044-01-2021-001059-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2021 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Самары Сергеевой Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Йылдыз О.А.,
с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) Даниловой В.Р. – Латушкиной А.Н.,
представителя ответчика (истца по встречному иску) Копыловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1441/2020 по иску Даниловой Виктории Рафисовны, Даниловой Ирины Владимировны, Жирновой Елены Павловны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, по встречному иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Даниловой Виктории Рафисовне, Даниловой Ирине Владимировне, Жирновой Елене Павловне о выселении без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Данилова В.Р., Данилова И.В., Жирнова Е.П. обратились в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, в обоснование требований указав, что 12.07.1997 Даниловой Л.Н. был выдан ордер на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение предоставлено в связи с трудовыми отношениями с ЗАО «ПЖРТ Железнодорожного района» для проживания Даниловой Л.Н. и членам ее семьи. Данилова Л.Н. вселилась и зарегистрировалась в квартире с дочерью Даниловой И.В. В данной квартире с рождения зарегистрированы Данилова В.Р., 23.01.1999 г.р. и Жирнова Е.П., 30.03.2003 г.р. Семья всегда проживала в данной квартире. 19.12.2004 между КЖКХиОН администрации Железнодорожного района г.Самары (наймодатель) и Даниловой Л.Н. (наниматель) заключен договор социального найма в домах муниципального жилищного фонда, предметом которого являлось предоставление нанимателю и членам его семьи во владение и бессрочное пользование для проживания изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Квартиросъемщик Данилова Л.Н. умерла 12.09.2019, в связи с чем в начале 2020 года Данилова В.Р. с согласия членов семьи обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об изменении договора социального найма в связи со смертью квартиросъемщика. Однако получила отказ со ссылкой на то, что квартира является служебной, в связи с чем необходимо представить документы об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда. Данилова В.Р. собрала необходимый пакет документов для рассмотрения вопроса об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, но получила отказ с указанием, что представлен не полный пакет документов, а также указано на расхождение жилой площади помещения по данным технической инвентаризации (16,9 кв.м) и в копии финансового лицевого счета (16,29 кв.м). Поскольку при подсчете площадей используется величина с точностью до одного десятичного знака, полагает очевидным, что при открытии финансового лицевого счета допущена техническая ошибка. Впоследствии Департамент управления имуществом г.о.Самара направил истцам предупреждение от 05.02.2021 с требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение. В соответствии с действовавшим на момент возникновения правоотношений Жилищным кодексом РСФСР, положения которого подлежат применению в спорных правоотношениях, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия. При передаче жилого помещения в муниципальную собственность такие помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности 28.08.1994 за номером 015270. Сведений о том, что после передачи квартиры в муниципальную собственность ей присвоен статус служебной ответчиком не представлено. При этом отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонту не допускается, если они заняты по договору социального найма. Просят исключить из состава специализированного (служебного) жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>213. Признать за ними право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес> на условиях социального найма. Обязать ответчика заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>213, с Даниловой В.Р. с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя матери Даниловой И.В., сестры Жирновой Е.П.
Определением суда рассмотрение административного иска передано по правилам гражданского судопроизводства.
Департамент управления имуществом г.о. Самара подал встречный иск к Даниловой В.Р., Даниловой И.В., Жирновой Е.П. о выселении из жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, в обоснование которого указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципального имущества 26.08.1994. Даниловой Л.Н. было предоставлено служебное жилое помещение в связи с работой в ЖЭУ-51. Согласно справке ЕИРЦ в данной квартире зарегистрированы ответчики, статус жилого помещения указан «служебное». Трудовые отношения Даниловой Л.Н. с ЖЭУ-51 прекращены в 1999 году. Департаментом управления имуществом г.о.Самара решение об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма не принималось, в связи с чем ответчикам направлено предупреждение об освобождении жилого помещения, которое ими не исполнено. Просит выселить Данилову И.В., Данилову В.Р., Жирнову Е.П. из жилого помещения по адресу: <адрес>213 без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Даниловой В.Р. – Латушкина А.Н., действующая на основании доверенности и ордера, заявленные требования поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Истцы (ответчики по встречному иску) Данилова В.Р., Данилова И.В., Жирнова Е.П., уведомленные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Копылова Ю.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, встречный иск удовлетворить по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего встречный иск необоснованным, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что спорные правоотношения возникли 12.07.1997 года, когда спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена Даниловой Лидии Николаевне на основании ордера на служебное жилое помещение, в связи с чем, и в силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года (ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение.
На основании ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Пункт 55 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР № 355 от 31 июля 1984 года, утративших силу с 01 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, предусматривал, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение по установленной форме, который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.
В силу ст. 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В силу ст. 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании на основании ордера на служебное жилое помещение № 390 (л.д. 97-99), Постановления администрации Железнодорожного района г.Самары № 526 от 24.06.1997 (л.д. 142-145), 12.07.1997 Даниловой Л.Н., работающей в ЖЭУ-51 дворником, предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи два человека, с дочерью Даниловой И.В.
Из Постановления администрации Железнодорожного района г.Самары № 526 от 24.06.1997 также следует, что до предоставления спорного жилого помещения, Данилова Л.Н. также проживала в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>
При этом на основании трудовой книжки Даниловой Л.Н. установлено, что с 17.04.1984 Данилова Л.Н. состояла в трудовых отношениях с ПЖРТ Железнодорожного района, где с 17.04.1984 работала в ЖЭУ-22 дворником; с 01.04.1987 переведена в ЖЭУ-51 на период декретного отпуска старшим бухгалтером; с 01.06.1987 переведена в ЖЭУ-51 дворником. Уволена 20.04.1999 по собственному желанию (л.д. 81-89).
Истцы Данилова В.Р., Жирнова Е.П. зарегистрированы в данной квартире с момента рождения, с 03.04.1999 и 14.05.2003 соответственно (л.д. 32).
Таким образом, Данилова Л.Н. проработала в ПЖРТ Железнодорожного района (предприятии, предоставившем ей служебное жилое помещение в период работы в ЖЭУ-22, а затем переводом в ЖЭУ-51), пятнадцать лет, в течение которых проживала в предоставленных работодателем служебных жилых помещениях, а следовательно, в силу выше приведенных требований ст. 108 ЖК РСФСР, она и члены ее семьи не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Указанные фактические обстоятельства объясняют как факт сохранения за Даниловой Л.Н. и членами ее семьи права пользования спорным жилым помещением при прекращении трудовых отношений, с 20.04.1999 года, так и последующее заключение между КЖКХиОН администрации Железнодорожного района г. Самары (наймодатель) и Даниловой JI.H. (наниматель) договора социального найма в домах муниципального жилищного фонда от 19.12.2004, предметом которого являлось предоставление нанимателю и членам его семьи (Даниловой И.В. – дочь, Даниловой В.Р. – внучка, Жирнова Е.П. – внучка) во владение и бессрочное пользование для проживания изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 38-42).
Доводы представителя Департамента о том, что договор социального найма неправомерно заключен КЖКХиОН администрации Железнодорожного района г. Самары, поскольку не представлено доказательств того, что с жилого помещения был снят статус служебного, а также, что данная квартира была передана данному предприятию, основаны на том, что не сохранились соответствующие архивные документы ввиду ликвидации предприятия, в связи с чем данные доводы отклоняются судом.
Пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Отсутствие документов, подтверждающих снятие с жилого помещения статуса служебного, и невозможность их восстановления ввиду ликвидации организации, не могут свидетельствовать о неправомерности действий сторон договора социального найма при его заключении. Напротив, в силу прямого указания закона добросовестность их действий предполагается. Доказательств, подтверждающих иное, представителем Департамента не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РСФСР договор социального найма от 19.12.2004 договор найма жилого помещения правомерно заключен КЖКХиОН администрации Железнодорожного района г. Самары.
Кроме того, суд принимает во внимание требования ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Аналогичный порядок в соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном 7 и 14 июня 2006 года, применяется к служебным жилым помещениям, которые находились в государственной собственности, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность.
Таким образом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма.
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества 26.08.1994 за номером 015270 Постановлением Главы администрации г.Самары № 1278 от 26.08.1994 (л.д. 100).
Факт принятия решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, которое находилось в государственной собственности, свидетельствует об изменении статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорная квартира в установленном законом порядке была предоставлена Даниловой Л.Н. и членам ее семьи до передачи в муниципальную собственность, в силу чего с одним из истцов, проживающих в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
При этом, как обоснованно ссылается представитель Даниловой, в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12). Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении (пункт 14).
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы- приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома- интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств Департаментом не представлено, а также не представлено иных доказательств о принадлежности спорному жилому помещения статуса служебного.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.
В данном случае истцы с 2004 года используют жилое помещение на основании договора социального найма. И при отсутствии данного договора, право пользования жилым помещением на условиях социального найма возникло при передаче жилого помещения в муниципальную собственность, что исключало возможность присвоения спорной квартире статуса служебной.
Одновременно с выше изложенным, суд исходит из того, что истцы длительное время, 17 лет, фактически пользуются спорным жилым помещением на праве нанимателей по договору социального найма. Иного жилого помещения не имеют (л.д. 59, 70-72).
В соответствии с п. 2 ст. 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Судом установлено, что наниматель Данилова Л.Н. умерла 12.09.2019 (л.д. 20), в связи с чем Данилова В.Р. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об изменении договора социального найма, на что ей было предложено написать заявление об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда (л.д. 90, 101), в удовлетворении которого, а также в последующем заключении договора социального найма было отказано (л.д. 93-94, 96), при отсутствии к тому законных оснований. Более того, истцам направлено предупреждение об освобождении жилого помещения, со ссылкой на незаконность его занятия (л.д. 95), что также противоречит совокупности установленных судом фактических обстоятельств и требований закона.
При указанных обстоятельствах требования Даниловой В.Р., Даниловой И.Р., Жирновой Е.П. об исключении жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда, о признании за ними права пользования квартирой на условиях социального найма и обязании Департамента управления имуществом заключить договор социального найма жилого помещения, являются законными и подлежат удовлетворению.
По тем же основаниям встречный иск Департамента управления имуществом о выселении из жилого помещения, являются незаконными, нарушающими конституционное право истцов на жилище, в связи с чем в их удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даниловой Виктории Рафисовны, Даниловой Ирины Владимировны, Жирновой Елены Павловны удовлетворить.
Исключить из состава специализированного (служебного) жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Признать за Даниловой Викторией Рафисовной, Даниловой Ириной Владимировной, Жирновой Еленой Павловной право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес> на условиях социального найма.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>213, с Даниловой Викторией Рафисовной с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя матери Даниловой Ирины Владимировны, сестры Жирновой Елены Павловны.
В удовлетворении встречного иска Департамента управления имуществом городского округа Самара к Даниловой Виктории Рафисовне, Даниловой Ирине Владимировне, Жирновой Елене Павловне о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь
.