РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ст. Клявлино 7 ноября 2016 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-34/2016 по протесту заместителя прокурора Клявлинского района Самарской области Фадеевой Н.А. на постановление административной комиссии муниципального района Клявлинский от 03 октября 2016 года о привлечении Сафронова В.И. к административной ответственности по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области « Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в виде административного штрафа в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области от 03 октября 2016 года Сафронов В.И. привлечен к административной ответственности по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Заместителем прокурора Клявлинского района Самарской области Фадеевой Н.А. подан протест на вышеуказанное постановление административной комиссии муниципального района Клявлинский, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, поскольку в соответствии со ст.29.10 КоАП Российской Федерации в вышеуказанном постановлении по делу об административном правонарушении сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении указаны не полностью, не указано гражданство лица привлекаемого к административной ответственности, не установлены смягчающие и отягчающие обстоятельства по делу, постановление не мотивировано,Сафронову В.И. не разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании при рассмотрении протеста Сафронов В.И. суду пояснил, что 3 октября 2016 года в отношении него заместителем председателя административной комиссии муниципального района Клявлинский Кузнецовым Н.В вынесено постановление, согласно которого он привлечен к административной ответственности по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». 3.10.2016 года он пришел вместе с Бычковым, которого тоже вызвали на административную комиссию в администрацию района, где присутствовал Кузнецов,который показал фотографию его собаки и сказал, что его собака бегает по селу, Сафронов пояснил, что в хозяйстве имеется собака серо-белой масти породы «Лайка», он брал ее на охоту, но она убежала и домой вернулась через 2 дня. 03 октября 2016 года на заседании административной комиссии Сафронов подписал все документы. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП Российской Федерации, ст. 51 Конституции Российской Федерации ему не разъяснялись, копия протокола и постановления не вручали, на комиссии присутствовал Кузнецов Н.В., секретарь выдала ему квитанцию об уплате штрафа, других лиц в комиссии не было, Кузнецов вручил ему квитанцию и сказал, чтобы оплатил сразу штраф 300 рублей, при составлении протокола 26.09.2016 года в (*адрес*) Сафронова В.И не было, он давал пояснения 3.10.2016 года на административной комиссии, в тот же день расписался во всех документах.
Изучив материалы дела, выслушав заместителя прокурора Фадееву Н.А., заместителя административной комиссии Кузнецова Н.В., Сафронова В.И. суд пришел к следующему выводу.
Частью 2 статьи 30.16 КоАП Российской Федерации установлено, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.1 ст. 30.10 КоАП Российской Федерации не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.
Постановлением администрации сельского поселения станция Клявлино от 05 апреля 2013 года №28 утвержден Порядок содержания домашних животных на территории сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский, согласно которому владельцы домашних животных имеют право прогуливаться по улицам, паркам с собакой, которая должна быть в наморднике и на коротком поводке (кроме щенков до трехмесячного возраста и декоративных пород).
Согласно п.2.2 постановления администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 15 июня 2016 года №185 «Об утверждения положения об административной комиссии муниципального района Клявлинский» основными задачами производства по делу об административных правонарушениях, осуществляемого административной комиссией, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.6.3 указанного постановления, заседание административной комиссии правомочно, если на нем присутствовали не менее половины ее состава.
В ст. 29.10 КоАП Российской Федерации указано, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.
Согласно со ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
В ходе рассмотрения материалов дела в судебном заседании установлено, что 26.09(год не указан) года в отношении Сафронова В.И. заместителем председателя административной комиссии муниципального района Клявлинский Кузнецовым Н.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Кроме того, в силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
На данной стадии, возможность устранить допущенные нарушения утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
Установлено, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении от 26.09.(год не указан) лицо в отношении которого составлен административный протокол -Сафронов В.И. не присутствовал при составлении протокола, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП Российской Федерации, а также ст. 51 Конституции Российской Федерации, должностным лицом ему не разъяснялись, копия протокола ему не вручалась, что лишило его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения, что является грубым и существенным нарушением административного законодательства.
Из протокола заседания административной комиссии от 03 октября 2016 года следует, что под председательствующим комиссии Кузнецовым Н.А, при секретаре Л.Н.А. члена комиссии И.Е.И. рассмотрен административный протокол, составленный 26.09(год не указан) №000537 в отношении Сафронова В.И.
Из постановления от 03 октября 2016 года административной комиссией в составе Кузнецова и Л, И.Е.И. не указан Сафронову В.И. назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
При рассмотрении протеста прокурора установлено, что постановление о привлечении Сафронова В. И. к административной ответственности вынесено неправомочным составом административной комиссии, Иванов Е.И как член комиссии записан в протокол, однако фактически не присутствовал на заседании и в принятии решения не участвовал, что подтвердил Сафронов и заместитель административной комиссии Кузнецов.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств при рассмотрении протеста усматривается, что Сафронову В.И. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что стоит его подпись в протоколе, установлено, что в момент составления протокола Сафронов не присутствовал, объяснении давал в комиссии администрации района.
Изложенное свидетельствует о том, что Сафронов не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении протеста.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решения, принятого административной комиссии.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии от 3.10.2016 года, вынесенные в отношении Сафронова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области « Об административных правонарушениях на территории Самарской области» подлежит отмене, производство по данному делу следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь 30.3-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области от 3.10.2016 года в отношении Сафронова В.И., привлеченного к административной ответственности по ст.10.4 п.1 Закона Самарской области « Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в виде административного штрафа в размере 300 рублей отменить, производство по данному делу прекратить.
Судья (подпись)