Решение
Именем Российской Федерации
9 июля 2015 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Григорьева Д.Ю., при секретаре судебного заседания Кайтмазовой Ф.П., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 63354 рядового Маммаева ФИО4 об оспаривании действий руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания», связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
установил:
Маммаев обратился в суд с заявлением в котором просил признать незаконными действия руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее – УФО), связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января по октябрь 2014 г. и обязать указанное должностное лицо произвести ему эти выплаты из расчета 5400 рублей за каждый месяц.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства руководитель УФО и заявитель в суд не прибыли, просив рассмотреть данное дело в их отсутствие.
В письменных возражениях представитель руководителя УФО Ценёва требования заявителя не признала и указала, что поскольку заявитель с рапортом и необходимыми документами для выплаты этой компенсации обратился только 8 октября 2014 г., то у руководителя УФО не имелось оснований для производства ему данной компенсации до указанной даты.
Кроме того, из приведенных возражений следует, что поскольку на рассматриваемый период нуждающимися в служебном жилом помещении члены семьи заявителя признаны не были, то ему подлежит компенсация за наем (поднаем) жилого помещения с 8 октября 2014 г. из расчета 3600 рублей за каждый месяц.
Исследовав материалы дела суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
При этом суд рассматривает настоящее заявление по существу поскольку до 27 мая 2015 г. заявитель не знал о нарушенном его праве ввиду перечисления ему этой компенсации в указанную даты, что подтверждается справкой о состоянии вклада Маммаева.
Как установлено в судебном заседании, заявитель, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 63354 и признанный нуждающимся в служебном жилом помещении, 8 октября 2014 г. обратился к командиру указанной воинской части с рапортом о выплате ему компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 1 января 2014 г., что подтверждается возражениями представителя должностного лица и не было опровергнуто заявителем.
Согласно копии договора найма жилого помещения от 11 января 2014 г. Маммаев заключил настоящий договор с собственником жилого помещения на период с 1 января по 31 декабря 2014 г.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 63354 от 31 октября 2014 г. № 262, изданного на основании приведенного выше рапорта заявителя, Маммаеву подлежит выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с января по октябрь 2014 года из расчета 5400 рублей за каждый месяц.
Вместе с тем, в соответствии с уведомлением врио начальника отделения (территориального г. Махачкала) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 184/10/202, Мамаев с июля 2008 года до указанной даты состоял на учете в качестве нуждающегося в получении служебных жилых помещений с составом семьи 1 человек.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в постановлении Правительства Российской Федерации от Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909.
Этим же постановлением установлен размер денежной компенсации, которая, на состав семьи заявителя, составляет 5400 рублей в месяц.
При таких обстоятельствах, как следует из вышеприведённых норм, выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
В ходе реализации приведенных выше положений нормативно-правовых актов Министр Обороны Российской Федерации издал приказ от 16 июня 2005 г. № 235, которым утвердил инструкцию о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909.
В соответствии с пунктом 11 указанной Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.
Из п. 12 этой же Инструкции следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части.
Таким образом основанием для производства УФО выплаты оспариваемой заявителем компенсации является приказ командира воинской части, которым установлен период и размер выплачиваемой компенсации.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Маммаев признан нуждающимся в служебном жилом помещении и с 1 января до 8 октября 2014 г. не обеспечивался денежной компенсацией за наем жилого помещения.
В соответствии с разъяснением заместителя Министра обороны Российской Федерации, компенсация за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется через территориальные финансовые органы, которым является федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания».
Таким образом, поскольку отказом в производстве Маммаеву выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения должностным лицом были нарушены его права на жилье, то суд признает эти действия незаконными.
Вместе с тем, поскольку в 2014 году в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении был признан только заявитель, без учета членов его семьи, то суд, удовлетворяя частично требования заявителя, применяет положения названного выше постановления Правительства о размере денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, исходя из 3600 рублей за каждый месяц.
При этом, указание в приведенном выше приказе командира войсковой части 63354 на выплату Маммаеву денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с января по октябрь 2014 года из расчета 5400 рублей за каждый месяц не влияет на эти выводу суда, поскольку установленный командиром размер этой компенсации не соответствует приведенным выше положениям закона.
Принимая решение о праве заявителя на получение оспариваемой им компенсации суд также исходит из того, что Маммаев с аналогичным рапортом ранее также обращался к командованию на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и получал эту компенсацию до января 2014 года.
Довод представителя должностного лица об отсутствии оснований для выплаты заявителю указанной компенсации до момента обращения его с рапортом суд признает не основанными на законе, поскольку такого основания для отказа в производстве этой выплаты, приведенная выше Инструкция не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление Маммаева ФИО5 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания», связанные с отказом в выплате Маммаеву К.М., денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января до 8 октября 2014 г.
Обязать руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» выплатить Маммаеву К.М. денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 января до 8 октября 2014 г. из расчета 3600 (три тысячи шестьсот) рублей за каждый месяц.
В удовлетворении требований заявителя о возложении на руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере, превышающей эту сумму, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Подлинное за надлежащей подписью
Копия верна:
Судья Д.Ю. Григорьев
Секретарь судебного заседания ФИО3