Дело № 2-6061/2021(21) УИД 66RS0004-01-2021-007784-88
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «9» сентября 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.
при секретаре Трофименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой О. Е. к Государственному казённому учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» об установлении места жительства,
У С Т А Н О В И Л :
истец Ипатова О.Е. предъявила к ответчику Государственному казённому учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее - ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») об установлении места жительства с <//> следующий адрес: г. Екатеринбург, <адрес>.
В обоснование иска указано, что <//> в связи с переездом в г. Екатеринбург истец заключила договор найма жилого помещения по вышеуказанному адресу. <//> она обратилась к ответчику с заявлением и документами для признания безработной. В постановке на учет в качестве безработной с выплатой пособия по безработице было отказано, поскольку отсутствует регистрация по месту жительства в г. Екатеринбурге.
Истец Ипатова О.Е. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчик своего представителя в судебное заседание также не направил, в письменном отзыве директор ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Подгорнов В.С. указал, что у центра занятости отсутствуют полномочия по установлению юридически значимых фактов для определения места жительства гражданина, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина на основании отметки в паспорте или на основании решения суда об установлении места жительства гражданина с указанием конкретного адреса проживания на соответствующей территории. В признании истца безработной было отказано в связи с тем, что <//> поступили сведения об отсутствии у неё регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге. Однако, ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» не возражает против удовлетворения заявленных истцом требований об установлении места жительства с <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, поскольку это необходимо ей для признания безработной и получения пособия по безработице. Просит учесть, что ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» не является ответчиком по настоящему делу, поскольку не уполномочен определять место жительства граждан, обратившихся за получением государственных услуг, у которых отсутствует штамп в паспорте о месте жительства в г. Екатеринбурге.
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав письменные материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).
Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).
В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.
В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 (ред. от 25.05.2017): местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация граждан по месту жительства, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется органами регистрационного учета и подтверждается соответствующими отметками в паспорте гражданина.
Конституционный суд Российской Федерации в своих Определениях от 06.02.2003 № 105-0, от 29.09.2011 № 1167-0-0, от 21.11.2013 № 1868-0 указал, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.
В силу Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан. Так же Конституционный суд в своих определениях указал, гражданин не лишен возможности обратиться в суд для установления места жительства. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов.
Из материалов дела следует, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в соответствии Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от <//> № Ипатовой О.Е. (личное дело получателя государственных услуг от <//> №) отказано в признании безработным, так как отсутствует место жительства (постоянная регистрация). Установлено также, что право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным наступает с <//>.
Согласно паспортным данным с <//> истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.
Между тем, из доводов искового заявления следует, что истец Ипатова О.Е. переехала для проживания в г. Екатеринбург.
В подтверждение данного факта представлен договор найма жилого помещения, заключенный <//> с Ларининой Ю.А., по условиям которого нанимателю Ипатовой О.Е. во временное владение и пользование для проживания предоставлено жилое помещение площадью 40,9 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, срок действия договора установлен до <//>.
Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что является установленным факт проживания истца Ипатовой О.Е. на дату <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Принимая во внимание, что факт проживания истца на указанной территории на дату обращения к ответчику с заявлением о постанове на учет в качестве безработной установлен в ходе судебного заседания, с учетом положений пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», доводы отзыва о том, что единственным основанием для отказа истцу в признании безработной послужило отсутствие доказательств, подтверждающих наличие регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, заявленных в иске.
При этом суд отмечает, что действия ответчика по отказу истцу в признании безработной действующему законодательству не противоречили, поскольку ответчик в пределах компетенции проверяет соответствие представленных документов, предусмотренным Правилам, полномочия по установлению факта постоянного проживания лиц, обращающихся с заявлением о признании их безработными, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Ипатовой О. Е. – удовлетворить:
установить факт проживания Ипатовой О. Е. на дату <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова
Секретарь: