Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6061/2021 ~ М-5015/2021 от 16.07.2021

Дело № 2-6061/2021(21) УИД 66RS0004-01-2021-007784-88

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «9» сентября 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой О. Е. к Государственному казённому учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» об установлении места жительства,

У С Т А Н О В И Л :

истец Ипатова О.Е. предъявила к ответчику Государственному казённому учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее - ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») об установлении места жительства с <//> следующий адрес: г. Екатеринбург, <адрес>.

В обоснование иска указано, что <//> в связи с переездом в г. Екатеринбург истец заключила договор найма жилого помещения по вышеуказанному адресу. <//> она обратилась к ответчику с заявлением и документами для признания безработной. В постановке на учет в качестве безработной с выплатой пособия по безработице было отказано, поскольку отсутствует регистрация по месту жительства в г. Екатеринбурге.

Истец Ипатова О.Е. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик своего представителя в судебное заседание также не направил, в письменном отзыве директор ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Подгорнов В.С. указал, что у центра занятости отсутствуют полномочия по установлению юридически значимых фактов для определения места жительства гражданина, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина на основании отметки в паспорте или на основании решения суда об установлении места жительства гражданина с указанием конкретного адреса проживания на соответствующей территории. В признании истца безработной было отказано в связи с тем, что <//> поступили сведения об отсутствии у неё регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге. Однако, ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» не возражает против удовлетворения заявленных истцом требований об установлении места жительства с <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, поскольку это необходимо ей для признания безработной и получения пособия по безработице. Просит учесть, что ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» не является ответчиком по настоящему делу, поскольку не уполномочен определять место жительства граждан, обратившихся за получением государственных услуг, у которых отсутствует штамп в паспорте о месте жительства в г. Екатеринбурге.

Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав письменные материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 (ред. от 25.05.2017): местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрация граждан по месту жительства, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется органами регистрационного учета и подтверждается соответствующими отметками в паспорте гражданина.

Конституционный суд Российской Федерации в своих Определениях от 06.02.2003 № 105-0, от 29.09.2011 № 1167-0-0, от 21.11.2013 № 1868-0 указал, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

В силу Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан. Так же Конституционный суд в своих определениях указал, гражданин не лишен возможности обратиться в суд для установления места жительства. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов.

Из материалов дела следует, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в соответствии Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от <//> Ипатовой О.Е. (личное дело получателя государственных услуг от <//> ) отказано в признании безработным, так как отсутствует место жительства (постоянная регистрация). Установлено также, что право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным наступает с <//>.

Согласно паспортным данным с <//> истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.

Между тем, из доводов искового заявления следует, что истец Ипатова О.Е. переехала для проживания в г. Екатеринбург.

В подтверждение данного факта представлен договор найма жилого помещения, заключенный <//> с Ларининой Ю.А., по условиям которого нанимателю Ипатовой О.Е. во временное владение и пользование для проживания предоставлено жилое помещение площадью 40,9 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, срок действия договора установлен до <//>.

Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что является установленным факт проживания истца Ипатовой О.Е. на дату <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Принимая во внимание, что факт проживания истца на указанной территории на дату обращения к ответчику с заявлением о постанове на учет в качестве безработной установлен в ходе судебного заседания, с учетом положений пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», доводы отзыва о том, что единственным основанием для отказа истцу в признании безработной послужило отсутствие доказательств, подтверждающих наличие регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, заявленных в иске.

При этом суд отмечает, что действия ответчика по отказу истцу в признании безработной действующему законодательству не противоречили, поскольку ответчик в пределах компетенции проверяет соответствие представленных документов, предусмотренным Правилам, полномочия по установлению факта постоянного проживания лиц, обращающихся с заявлением о признании их безработными, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Ипатовой О. Е. – удовлетворить:

установить факт проживания Ипатовой О. Е. на дату <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

2-6061/2021 ~ М-5015/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ипатова Оксана Евгеньевна
Ответчики
ГКУ Екатеринбургский центр занятости
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
16.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее