Дело № 2-321/22 <данные изъяты>
УИД 76RS0017-01-2021-002819-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Ю.В.,
при секретаре Коршуновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 07 июня 2022 года гражданское дело по иску Тараканова Романа Евгеньевича к СНТ «Здоровье» о признании незаконными действий по установке трансформаторной подстанции, возложении обязанности по переносу трансформаторной подстанции и опоры воздушной линии электропередач,
установил:
Тараканов Р.Е. обратился в суд с иском к СНТ «Здоровье», в котором просит:
1. признать незаконными действия СНТ «Здоровье» по установке возле земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> трансформаторной подстанции;
2. обязать СНТ «Здоровье» перенести трансформаторную подстанцию от земельного участка, принадлежащего Тараканову Р.Е., в другое место в течение месяца после вступления решения суда в законную силу;
3. обязать СНТ «Здоровье» устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером № и перенести опору воздушной линии передач за границы земельного участка, принадлежащего Тараканову Р.Е.
В иске указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. На земельном участке также находится жилой дом, в котором истец проживает в летнее время.
Ответчиком СНТ «Здоровье» возле вышеуказанного земельного участка установлена трансформаторная подстанция. Истец неоднократно обращался к председателю правления СНТ «Здоровье» с заявлением о неправомерности его действий, нарушающих права и законные интересы истца, требуя перенести трансформаторную подстанцию в другое место, однако председатель правления СНТ Соколов В.В. игнорирует обращения истца и готовит передачу электросетей, принадлежащих СНТ «Здоровье», АО «Ярославская электросетевая компания».
Установка трансформаторной подстанции произведена с нарушением строительных, противопожарных и других норм и требований, предусмотренных законодательством, что создает угрозу жизни и здоровью, безопасному труду и отдыху, жилым и нежилым постройкам, находящимся на участке истца.
Трансформаторная подстанция установлена на расстоянии 8,2 метра от жилого дома; 1 метр и 3.3 метра от границ земельного участка (рядом с которыми также установлен сарай).
Согласно СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых (дачных) участков не менее чем на 4 м. (п.5.9*).
Трансформаторная подстанция относится к сооружениям общего пользования, соответственно, ее размещение должно удовлетворять требованиям пункта 5.9* СНиП 30-02-97*.
Также ответчиком нарушены требования, установленные Правилами устройства электроустановок, издание 7 (ПЭУ-7).
Согласно п.4.2.131 ПЭУ-7 по условию пожарной безопасности подстанции должны быть расположены на расстоянии не менее 3 м. от зданий I, II, III степеней огнестойкости и 5 м от зданий IV и V степеней огнестойкости.
Также необходимо руководствоваться требованиями, приведенными в п.4.2.68.
Расстояние от жилых зданий до трансформаторных подстанций следует принимать не менее 10 м при условии обеспечения допустимых нормальных уровней звукового давления (шума).
Согласно п.4.2.68, противопожарные расстояния от маслонаполненного оборудования с массой масла в единице оборудования 60 кг и более до производственных зданий с категорией помещения В1 - В2, Г и Д, а также до жилых и общественных зданий должны быть не менее: 16 м - при степени огнестойкости этих зданий I и II; 20 м - при степени III; 24 м - при степени IV и V.
Требования настоящего пункта распространяются также на КТП наружной установки.
Согласно данным, указанным на информационной табличке трансформатора, расположенного вблизи границ земельного участка истца, трансформаторная подстанция ТМ 250 кВА включает массу масла 270 кг.
Таким образом, трансформаторная подстанция установлена с грубым нарушением строительных, противопожарных и других норм и требований, чем нарушает права и законные интересы истца.
Кроме того, в границах земельного участка истца установлена опора линии электропередач, принадлежащая ответчику, в результате чего истец лишен возможности в полной мере пользоваться земельным участком, так как режим санитарно-защитной зоны предполагает соответствующие ограничения.
Расположение опоры линии электропередач, принадлежащей Ответчику, на земельном участке истца, без каких-либо правовых оснований, нарушает право истца на беспрепятственное пользование принадлежащим ему земельным участком.
Представитель истца по доверенности Титова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – СНТ «Здоровье» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о слушании дела извещен надлежаще.
Ранее, в судебном заседании 02.12.2021г. председатель СНТ «Здоровье» Соколов В.В. исковые требования не признавал. Указал, что линия ЛЭП была введена в эксплуатацию в 1980-м году, тогда же были поставлены спорные трансформатор и опора. Опора была расположена на землях общего пользования. Бывший собственник земельного участка, который в настоящее время принадлежит истцу, незаконно включила данный земельный участок в состав своего земельного участка. При этом, такие границы участка не были согласованы с садоводческим товариществом. Он располагает планом границ земельного участка истца, при котором спорная часть земли, на которой расположена опора ЛЭП, не включена в его границы.
От третьего лица – ПАО «Россети-Центр» поступил письменный отзыв, в котором указано, что линий электропередач, а также иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «Россети-Центр» на праве собственности, вблизи земельного участка с к.н. № (СНТ «Здоровье»), нет.
В судебное заседание не явились третьи лица – представители ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», Управления Росреестра по ЯО, АО «Ярославская электросетевая компания», Смирнова С.А., по неизвестной суду причине, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав представителя истца, проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что негаторный иск подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
К препятствиям в осуществлении собственником владения земельным участком относится, в том числе, возведение на этом участке без согласия собственника строений или сооружений.
Из материалов дела следует, что Смирновой Елене Николаевне на основании Постановления главы Администрации Ярославского муниципального района № 1188 от 10.04.2017г. в собственность был предоставлен земельный участок площадью 1267 кв.м., с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, используемый для садоводства.
10.07.2018г. был заключен договор купли-продажи между Смирновой Е.Н. и Таракановым Р.Е., по условиям которого Тараканов Р.Е. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером №.
Истцом представлено заключение кадастрового инженера Горшкова П.С. от 27.11.2021г., в котором указано, что по результатам кадастровых работ составлена схема расположения электрического трансформатора относительно границ земельного участка с кадастровым номером №, определено минимальное расстояние трансформатора – 1,0м. Также выявлен факт расположения деревянной электрической опоры ЛЭП 10 кВ в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно п. 4.2.131 Правил устройства электроустановок издание 7 (ПЭУ-7) утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 года N 242 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" по условиям пожарной безопасности подстанции должны быть расположены на расстоянии не менее 3 метров от здания I, II и III степеней огнестойкостей и 5 метров от зданий IV и V огнестойкости.
Также необходимо руководствоваться требованиями, приведенными в пункте 4.2.68".
Согласно Правилам устройства электроустановок, издание 7 (ПЭУ-7), пункт 4.2.68 противопожарные расстояния от маслонаполненного оборудования с массой масла в единице оборудования 60 кг и более до производственных зданий с категорией помещения В1-В2, Г и Д, а также до жилых и общественных зданий должны быть не менее 16 м- при степени огнестойкости этих зданий I и II; 20 м - при степени III;24 м - при степени IV и V.
Согласно пункту 5.9 СП 53.13330.2019 Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97*) здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых земельных участков не менее чем на 4 м.
Расстояния от домов и хозяйственных построек на садовом земельном участке до объектов на земельных участках общего назначения должны приниматься в соответствии с требованиями СП 4.13130.
Истец обосновывает исковые требования тем, что указанные выше трансформаторная подстанция и опора ЛЭП являются имуществом садоводства, должны находиться от границ земельного участка истца на расстоянии не менее 4 метров.
Представителем ответчика в материалы дела представлен техно-рабочий проект внешнего электроснабжения садовых домиков в кооперативе «Здоровье», выполненный в 1980-м году Ярославскими электросетями «Ярэнерго».
Указанным проектом предусматривалось строительство воздушной линии 10 кв протяженностью 1,5 км на опорах из пропитанного леса на ж,б приставках; а также строительство трансформаторной подстанции и воздушной линии 0,4 кв.
Материалами дела подтверждается, что линия ЛЭП для электроснабжения СНТ «Здоровье», в том числе спорные трансформаторная подстанция и опора ЛЭП, были возведены в 1980-м году, до оформления правопредшественником истца (Смирновой Е.Н.) земельного участка в свою собственность в 2017-м году.
Материалы дела не содержат доказательств переноса после 1980-го года трансформаторной подстанции и спорной опоры воздушной линии электропередач.
Кроме того, доводы истца о несоблюдении предусмотренных противопожарных расстояний между трансформаторной подстанцией и жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку права на расположенное на земельном участке строение за истцом не зарегистрированы.
Таким образом, судом установлено, что линия ЛЭП, составными частями которой являются расположенная на земельном участке истца опора ЛЭП и трансформаторная подстанция, принадлежит СНТ «Здоровье», была возведена в 1980-м году в соответствии с разработанным уполномоченной организацией проектом, в связи с чем, оснований для возложения на СНТ «Здоровье» обязанности по переносу опоры ЛЭП и трансформаторной подстанции, нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Тараканова Романа Евгеньевича к СНТ «Здоровье» о признании незаконными действий по установке трансформаторной подстанции, возложении обязанности по переносу трансформаторной подстанции и опоры воздушной линии электропередач, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья Ю.В.Орлова