Дело №
50RS0№-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Двадцать четвертое мая 2021 года <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5, действующих в интересах своих и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО6 к Министерству социального развития <адрес>, Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта проживания в <адрес>, признании решения об отказе предоставления государственной услуги незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
у с т а н о в и л :
Истцы ФИО4, ФИО5, действующие в интересах своих и несовершеннолетних ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд к ответчику Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта проживания в <адрес>, признании решения об отказе предоставления государственной услуги незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной семьи. Просят суд установить факт постоянного проживания по адресу: <адрес>, ФИО4, ФИО5, и несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать незаконным решение Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Красногорское управление социальной защиты н6аселения Министерства социального развития <адрес> выдать удостоверение многодетной семьи.
В ходе производства по делу, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социального развития <адрес>.
Иск мотивирован тем, что ФИО4 для оформления удостоверения многодетной семьи 20.02. 2021 года обратилась через портал uslugi.mosreg.ru в Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с целью получения государственной услуги «Выдачи удостоверения многодетной семьи». Однако, Управление социальной защиты населения приняло решение об отказе предоставления мне данной услуги, с указанием причины отказа «Отсутствие у всех членов семьи места жительства на территории <адрес>» - решение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцы считают отказ Управления социальной защиты населения незаконным и необоснованным. Указывают, что состоят в зарегистрированном браке с 2009 года. Свидетельство о заключении брака I-EP № от ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о заключении брака №. От брака имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
ФИО3 родилась в <адрес> в ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения <адрес>». ФИО6 родился в <адрес> в ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая больница № им. ФИО8 Департамента здравоохранения <адрес>». Истцы с несовершеннолетними детьми фактически проживают на территории городского округа <адрес> по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по договору найма служебного помещения №/I от ДД.ММ.ГГГГ (№/II от ДД.ММ.ГГГГ, №/III от ДД.ММ.ГГГГ). Данный договор найма составлен между Управлением делами губернатора <адрес> и <адрес> и ФИО5 в связи с замещением им государственной должности <адрес> - заместитель министра образования <адрес>. По месту фактического жительства у истцов имеется регистрация по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МП№ ОВМ УМВД России по городскому округу Красногорск. Факт проживания на территории городского округа Красногорск в настоящий момент подтверждается справками из МБОУ детский сад № <адрес>, который посещают несовершеннолетние дети ФИО2 и ФИО3.
На основании положений ст. 20 ГК РФ, ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", ст. 1 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", истцы просят суд иск удовлетворить.
Истец ФИО5, извещенный о времени и месту судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился; в представленном в суд письменном заявлении (л.д.67) ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие.
С учетом установленных обстоятельств, мнения участков процесса, суд рассматривает дело в отсутствие истца ФИО5 в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Истец ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что зарегистрированы и проживают семьей по адресу: <адрес>, с июня 2017 года на основании договоров найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Дочь ФИО3 и сын ФИО6 родились в городе Москве. Двое старших несовершеннолетних детей посещают дошкольное учреждение детский сад №. На учете в <адрес> по месту постоянной регистрации мер социальной поддержки на детей не состоит. Просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Министерства социального развития <адрес>, Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> по доверенностям (л.д. 46-47,48) ФИО9 в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, по доводам, изложенным в письменном виде (л.д. 49-50). Дополнительно в обоснование возражений пояснила, что законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и Порядком выдачи удостоверения многодетной семьи утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что удостоверение многодетной семьи выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительство в <адрес>. В связи чем, считает, что оснований для признания незаконным решения Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении государственной услуги выдаче удостоверения многодетной семьи ФИО4, отсутствуют. Просит суд в иске истцам отказать в полном объеме.
Выслушав истца ФИО4, представителя ответчиков и исследовав представленные письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
На территории <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".
Согласно ст. 2 указанного <адрес> N 1/2006-ОЗ ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в <адрес>.
Многодетная семья, согласно ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ ДД.ММ.ГГГГ - это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно пункту 4 ст. <адрес> N 1/2006-ОЗ ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные указанным Законом, предоставляются на основании сведений о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца), размещенных в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения, или на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, а также ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>.
Согласно п. 5. Порядка заявитель может обратиться за получением удостоверения в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее соответственно - Подразделение, Министерство) путем направления заявления о выдаче удостоверения в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием Государственной информационной системы <адрес> "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) <адрес>" (далее - РПГУ), а также в иных формах по выбору Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - иные формы).
Согласно п. 8. Порядка при обращении посредством РПГУ к заявлению о выдаче удостоверения или заявлению о внесении изменений должны быть приложены следующие документы в виде электронных образов: 1) паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) паспорт супруга (супруги) Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае зарегистрированного брака); 3) паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) свидетельство о рождении ребенка (детей), выданное компетентным органом иностранного государства, - при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации; 5) справка, подтверждающая обучение ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях, - в случае обучения ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях; 6) свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака, выданное компетентным органом иностранного государства, - в случае регистрации или расторжения брака за пределами Российской Федерации; 7) решение суда об установлении отцовства, заверенное соответствующим судом, либо свидетельство об установлении отцовства, вступившее в законную силу, - в случае регистрации установления отцовства за пределами Российской Федерации; 8) справка о рождении по форме N 2, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния", - в случае, если сведения об отце ребенка (детей) внесены в свидетельство о рождении ребенка (детей) на основании заявления матери; 9) согласие субъектов персональных данных, указанных в документах (сведениях), представляемых Заявителем (Представителем заявителя), на обработку персональных данных.
Пунктом 18 предусмотрено, что основаниями для отказа в выдаче удостоверения или о внесении изменений в удостоверение являются: 1) отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством <адрес>; 2) отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>; 3) непредставление в МФЦ оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством РПГУ, в течение 3 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в Личном кабинете на РПГУ; 4) несоответствие оригиналов документов, представленных для сверки, электронным образам документов, поданных посредством РПГУ.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории <адрес>, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что истцы ФИО4 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством I-ЕР № (л.д.13). От указанного брака имеют троих несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (л.д.14), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (л.д. 15), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения сроком ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, Подмосковный бульвар, <адрес>, с правом проживания членов семьи (л.д.68-70).
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением делами <адрес> и <адрес> (наймодателем) и ФИО5 (нанимателем) заключён договор найма жилого помещения №/I (л.д. 26-30), в соответствии с которым займодатель передал во владение и пользование жилое помещение – квартиру, общей площадью 76,7 кв. метров, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую <адрес> на праве собственности (л.д. 31), для временного проживания в нем на условиях и в порядке, установленных в указанном договоре. Сроком на период замещения нанимателем государственной должности <адрес> или прохождения государственной гражданской службы <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена ФИО4 и дочь ФИО2 (п. 1.3 договора).
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением делами <адрес> и <адрес> (наймодателем) и ФИО5 (нанимателем) заключён договор найма жилого помещения №/II (л.д. 23-25), в соответствии с которым займодатель передал во владение и пользование вышеуказанную квартиру для временного проживания в нем на условиях и в порядке, установленных в указанном договоре.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена ФИО4 и дочери ФИО2, ФИО3 (п. 1.3 договора).
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением делами <адрес> и <адрес> (наймодателем) и ФИО5 (нанимателем) заключён договор найма жилого помещения №/III (л.д. 20-22), в соответствии с которым займодатель передал во владение и пользование вышеуказанную квартиру для временного проживания в нем на условиях и в порядке, установленных в указанном договоре.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена ФИО4, дочери ФИО2, ФИО3, и сын ФИО6 (п. 1.3 договора).
Судом установлено и подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания (л.д.17-19), что ФИО4, несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 и ФИО6, зарегистрированы на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Истец ФИО5 зарегистрирован по указанному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Согласно представленным в материалы дела справкам (л.д.35,36) несовершеннолетние ФИО3 и ФИО2 посещают МБДОУ детский сад № с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Истец ФИО4 и несовершеннолетние ФИО3, ФИО2 и ФИО6 прикреплены для медицинского обслуживания в Красногорскую городскую больницу № в период с ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4 и ФИО3), с ДД.ММ.ГГГГ (ФИО2), с ДД.ММ.ГГГГ (ФИО6) (л.д.37-40).
Истец ФИО5 с марта 2015 года работает в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - на должности государственной гражданской службы <адрес> заместителя Министра образования <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.72-84).
ФИО4 обратилась с заявлением в Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об оформлении и выдаче удостоверения многодетной семьи.
Решением Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с отсутствием у всех членов семьи места жительства на территории <адрес>.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, указал, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
На основании указанных положений, регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Из материалов дела следует, что истцы на дату обращения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи и в настоящее время проживают по адресу: <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", устанавливает виды мер социальной поддержки, компенсаций, пособий, в том числе многодетным семьям, проживающим на территории <адрес>.
Согласно справке ГКУ <адрес> «Гласного управления социальной защиты населения <адрес>» ФИО4, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на учете как получатель мер социальной поддержки на детей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 71). Таким образом, меры социальной поддержки истцам не предоставлялись. Доказательств обратного, суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании незаконным решение Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> и обязании выдать удостоверение многодетной семьи подлежат удовлетворению.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с положениями ст. 267 ГПК РФ, В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Вместе с тем, требование об установлении факта постоянного проживания ФИО4, ФИО5, и несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежит. Требования истцов об установлении факта постоянного проживания в <адрес> в городском округе Красногорский являются не предметом спора, а являются основанием для определения фактического места жительства истцов в <адрес>, с целью выдачи удостоверения многодетной семьи и соответственно не требуют разрешения в порядке установления факта, имеющего юридическое значение. Факт длительности проживания истцов не имеет юридического значения по данному делу, при том, что судом на основании исследованных доказательств установлено проживание ФИО5, ФИО4 и несовершеннолетних детей истцов по адресу: <адрес>, на момент обращения за выдачей удостоверения многодетной семьи и на момент рассмотрения спора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО4, ФИО5, действующих в интересах своих и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО6 к Министерству социального развития <адрес>, Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта проживания в <адрес>, признании решения об отказе предоставления государственной услуги незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить в части.
Признать решение Министерства социального развития <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать семье ФИО4 и ФИО5 удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении иска об установлении факта постоянного проживания по адресу: <адрес>, ФИО4, ФИО5, и несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес>.
Судья Р.Н. Харитонова