Дело № 5-1790/2021
18RS0021-01-2021-004005-84
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 17 декабря 2021 г.
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
при секретаре Бутолиной Т.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Уварова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Уварова Константина Александровича, дд.мм.гггг года рождения, уроженца <***> УР, зарегистрированного по адресу: УР, <***> не работающего, ранее к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 16.11.2021 г. в 19.28 час. по адресу: УР, <***>, Уваров К.А. осуществлял движение по проезжей части при наличии тротуара, тем самым нарушил ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. Далее для составления постановления Уварову К.А. было предложено пройти в служебный автомобиль, на что он оттолкнул сотрудника полиции и пытался убежать. В отношении данного лица была применена физическая сила на основании пп. 1, 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Своими действиями Уваров К.А. оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Уваров К.А. с протоколом об административном правонарушении не согласился, суду пояснил, что 16.11.2021 г. около 19.20-19.30 часов он шел с правой стороны проезжей части по обочине. По ходу его движения, впереди, стоял патрульный автомобиль. Не доходя метров 20 до автомобиля, из него вышел инспектор Г. который стал смотреть в его сторону. Когда Уваров подошел, инспектор Г. спросил: «что ты тут ходишь?». Ему это не понравилось, т.к. инспектор не представился, перегородил ему путь, поэтому он промолчал и хотел идти дальше, но инспектор снова повторил свой вопрос, сказал, что это проезжая часть и нужно двигаться по тротуару. Затем подошел инспектор Д. также спросил, что ты тут ходишь. Далее он сделал шаг назад, оступился, его схватил инспектор Г. за левую руку. Он одергивал руку, но Г. держал его за руку. Затем тот отпустил, резко подошел Д. и заломил ему левую руку, ударил в лицо, повернул на 180 градусов, повалил на землю. После этого его подняли и посадили в служебный автомобиль. Тротуар в тот день не был почищен от снега. Следуя по тротуару, он убедился в безопасности движения. В служебном автомобиле инспекторы спросили, как его зовут, попросили документы. При себе документов у него не было, поэтому его отвезли в дежурную часть для установления личности. В отделе полиции оформили протокол по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. «Иные права» в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, а также, на основании, какого Федерального закона определяется круг близких родственников, Д.А.С. ему не разъяснил. Права ему были не понятны. Протокол об административном правонарушении он просил не оформлять, т.к. ему требовался защитник.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, образует неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, 16.11.2021 г. около 19.28 часов по адресу: УР, <***>, Уваров К.А. в нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения двигался по правой обочине, в попутном направлении с транспортными средствами. На требование инспектора ОГИБДД представиться, назвать свои личные данные, пройти в служебный автомобиль для установления личности и решения вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ - не реагировал, попытался скрыться.
Согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В силу ст. 13 указанного Закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий,
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях,
- патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
- требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях,
Согласно ч. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ от 17.11.2021 г., который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, и содержит сведения, необходимые для установления события правонарушения.
- рапортами инспекторов ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» Д.А.С., Г.В.А., в которых они указали о том, что 16.11.2021 г. в 19.25 часов при несении службы по адресу: <***>, был замечен гражданин, который осуществлял движение по краю проезжей части в попутном направлении движения, при наличии тротуара в удовлетворительном состоянии. Данный гражданин шел шатаясь, в капюшоне, глядя в землю, не замечая, движущегося позади автомобиля, чем нарушал пункт 4.1 ПДД РФ, ответственность за нарушение которого предусмотрена ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. Данный гражданин был остановлен инспектором ОГИБДД Г., который ему представился и разъяснил причину остановки, однако гражданин продолжил движение, не обращая внимание, на требование представиться, назвать свои личные данные никак не реагировал. Далее данному гражданину было предложено пройти в служебный автомобиль для установления личности и дальнейшего составления постановления по делу об административном правонарушении. Затем данный гражданин оттолкнул рукой инспектора Г. и попытался скрыться, убегая в сторону <***>. Инспектором Д. осуществлено преследование данного гражданина, применена физическая сила на основании пп. 1, 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", - загиб руки за спину при подходе сзади. Во время применения физической силы гражданин поскользнулся и упал на землю. После этого он был посажен в служебный автомобиль и доставлен в МО МВД России «Можгинский» для установления личности. Им оказался Уваров Константин Александрович.
Сведения, изложенные в рапортах, инспекторы ОГИБДД Г.В.А. и Д.А.С. подтвердили, будучи допрошенными в качестве свидетелей в судебных заседаниях от 14 и 17.12.2021 г.
Оценивая представленные доказательства в совокупности согласно ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что в действиях Уварова К.А. наличествует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Учитывая наличие повода для возбуждения в отношении Уварова К.А. дела об административном правонарушении, адресованные ему сотрудником полиции требования назвать свои фамилию, имя отчество, пройти в служебный автомобиль для установления личности и последующего разбирательства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ, следует признать законными, а невыполнение Уваровым этих требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Объективных данных, свидетельствующих о допущении сотрудниками полиции нарушений, в материалах дела не имеется. Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей, в исходе данного дела, или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные инспекторами ОГИБДД, не имеется.
Позиция привлекаемого лица том, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, является несостоятельной, т.к., как следует из представленной видеозаписи, такие права ему разъяснялись. В ходе производства по делу об административном правонарушении он активно реализовывал их (заявлял ходатайства, отводы в письменной форме, давал объяснения и др.). Кроме того, положения статьи 25.1 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации воспроизведены в приложении к протоколу об административном правонарушении, копию которого он получил.
Тот факт, что в протоколе об административном правонарушении не указан свидетель З.А.З., не влечет признания доказательства недопустимым, поскольку не свидетельствует о существенных нарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля З.А.З. пояснил, что 16.11.2021 г. около 19.15 часов созвонился с Уваровым К.А., поехал за ним к зданию Сбербанка. В пути следования, по <***> он увидел Уварова, который двигался по краю проезжей части дороги – по обочине. Он припарковал свой автомобиль перед патрульным автомобилем. Из своего автомобиля он вышел, но к Уварову не подходил и находился на расстоянии 5-6 метров. Подходя к патрульному автомобилю, Уваров стал его обходить, инспектор Г. его остановил. Уваров и Г. о чем-то разговаривали возле патрульного автомобиля. В это время Уваров поскользнулся, Г. его подхватил. К ним подбежал инспектор Д. и заломил Уварову руку за спину, после чего Уварова посадили в служебный автомобиль.
Анализируя показания свидетеля З.А.З., прихожу к выводу о том, что они не опровергают установленных обстоятельств совершения правонарушения. Содержание разговора Уварова К.А. и сотрудников ОГИБДД он не слышал.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника. Между тем, данное субъективное право основано на принципе диспозитивности, который проявляется в том, что привлекаемое лицо само определяет как необходимость привлечения защитника к участию в своем деле, так и лицо, которому доверит осуществление своей защиты. При этом нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают возможность бесплатного оказания лицам юридической помощи, а также возможности назначения защитника по инициативе судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, что, в свою очередь, не противоречит ни нормам Конституции Российской Федерации, ни положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Данных о том, что Уваров К.А. желал воспользоваться услугами конкретного защитника, однако должностным лицом ему в этом были созданы препятствия, материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку привлекаемое лицо самостоятельно не реализовало свое право воспользоваться юридической помощью защитника, не обеспечив его участие при составлении протокола об административном правонарушении, то его право на защиту в данном случае нельзя считать нарушенным.
При назначении наказания судья учитывает, что правонарушение Уваровым К.А. совершено против порядка управления, впервые. В силу ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих и смягчающих его административную ответственность, не имеется.
С учетом личности привлекаемого лица и фактических обстоятельств дела, считаю возможным назначить Уварову К.А. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.3 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░/░ 04131░67460),
░░░ 1839004456 ░░░ 183901001
░░░░ ░░░░░░░░░░ 03100643000000011300 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 18811601191019000140,
░░░░░ 94730000 ░░░ 019401100
░░░ 18880418210007339370.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░. 1 ░░. 32.2 ░░░░ ░░).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░.░.