Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2123/2019 ~ М-2105/2019 от 21.10.2019

63RS0030-01-2019-003419-14

№ 2а-2123/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти, 02.12.2019 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Кузенковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НИКИФОРОВОЙ В.В. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ

Административный истец Никифорова В.В. обратилась в суд с административным иском к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении государственной услуги, мотивируя свои требования тем, что она является матерью троих детей: НРМ, ... года рождения, НВМ, ... года рождения, НВМ ... года рождения. В сентябре 2019 года административный истец обратилась к ответчику с заявлением на предоставление услуги - единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении третьего ребенка. Решением ГКУ Самарской области «Главное Управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по Городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району от 30.09.2019 года ей было отказано в выплате единовременной денежной выплаты (семейный капитал) в размере 100000 рублей. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку свое право на единовременную денежную выплату (семейный капитал) она не реализовала, так как вернула полученный ранее семейный капитал в добровольном порядке, уголовное дело в отношении нее было прекращено за примирением сторон, от уголовной ответственности она была освобождена на основании ст. 76 УК РФ. Просила признать решение от 30.09.2019 года № 3776 об отказе в предоставлении госуслуги незаконным и обязать административного ответчика ГКУ Самарской области «Главное Управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по Городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району принять решение о предоставлении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении третьего или последующего детей.

По ходатайству административного ответчика представителя ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району, с согласия административного истца к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Административный истец Никифорова В.В. ее представитель Назаров С.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях подтвердили, просили требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГКУ Самарской области «Главное Управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по Городскому округу Тольятти Отдела назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району и административного ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Малыхина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, дала пояснения аналогичные отзывам на иск. Просила обратить внимание суда на то, что административный истец Никифорова В.В. воспользовалась своим правом на единовременную денежную выплату, получила ее, распорядилась. После возбуждения уголовного дела добровольно возместила причиненный ущерб.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Закон Самарской области от 16.07.2004 года № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" (далее по тексту Закон № 122-ГД) устанавливает систему материальной и социальной поддержки граждан, имеющих детей, основанной на адресности защиты семей с детьми и обеспечивающей гарантированную государством поддержку материнства, отцовства и детства.

Настоящий Закон устанавливает дополнительные к установленным законодательством РФ меры поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Пунктом 11 ст. 2 Закона № 122-ГД предусмотрено право на получение единовременной денежной выплаты (семейный капитал) при рождении (усыновлении) ребенка третьего или последующих детей.

В соответствии со ст. 22.18 Закона № 122-ГД право на единовременную денежную выплату (семейный капитал) при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство РФ, возникает у следующих граждан РФ, постоянно проживающих на территории Самарской области: женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей после 30 ноября 2011 года.

Единовременная денежная выплата (семейный капитал) устанавливается в размере 100 000 руб. 00 коп. (ст. 22.19 Закона № 122-ГД).

Согласно ст. 22.20 Закона № 122-ГД, назначение единовременной денежной выплаты (семейного капитала) производится органом, осуществляющим социальную поддержку населения по месту жительства заявителя.

Согласно ч. 2 ст. 22.19 Закона № 122-ГД лица, имеющие право на семейный капитал, т.е. заявители могут распоряжаться средствами единовременной денежной выплаты для компенсации понесенных ими расходов по следующим направлениям:

- погашение кредита на приобретение жилого помещения или компенсация собственных средств, потраченных на приобретение жилого помещения;

- проведение ремонта жилого помещения;

- оплата услуг за образование и содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

- получение платного профессионального образования ребенком или заявителем;

- получение платных медицинских услуг ребенком или заявителем; приобретение транспортного средства;

- приобретение предметов, необходимых для ухода и развития ребенка первого года жизни.

Распоряжение средствами семейного капитала может осуществляться заявителями одновременно по нескольким направления.

Выплата предоставляется не ранее достижения третьим ребенком или последующими детьми возраста одного года, за исключением ее предоставления для целей использования на приобретение предметов, необходимых для ухода и развития ребенка первого года жизни.

В соответствии с п. 13 ст. 22.20 Закона № 122-ГД основанием для отказа в назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) является:

- несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением единовременной денежной выплаты (семейного капитала), категориям граждан, имеющим право на единовременную денежную выплату (семейный капитал) и перечисленным в ст. 22.18 настоящего Закона;

- представление заявителем (представителем заявителя) неправильно оформленных или утративших силу документов;

- отсутствие документов, предусмотренных настоящим Законом и необходимых для решения вопроса о назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала); несоблюдение установленных настоящим Законом сроков обращения за назначением единовременной денежной выплаты (семейного капитала).

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе, путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (чч. 1 и 2 ст. 46).

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица (ч. 1 ст. 218).

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Никифорова В.В. является матерью троих детей: НРМ, ... года рождения, НВМ ... года рождения, НВМ ... года рождения.

24.04.2017 года Никифорова В.В. обратилась в ГКУ Самарской области «Главное Управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по Городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району с заявлением и необходимыми документами за получением единовременной денежной выплаты (семейный капитал) по направлению - приобретение предметов, необходимых для ухода и развития ребенка первого года жизни, предоставив пакет документов, подтверждающих виды и объем понесенных расходов (кассовые и товарные чеки).

На основании указанных документов Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области было принято решение о предоставлении Никифоровой В.В. единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей (семейный капитал), на лицевой счет административного истца 10.05.2017 года перечислена единовременная денежная выплата.

Решение о предоставлении единовременной выплаты принималось на основании представленных административным истцом документов, оформленных надлежащим образом, как того требует Закон Самарской области от 16.07.2004 года № 122-ГД, фактов, влияющих на отказ в принятии данных документов, и впоследствии к назначению данной выплаты у ответчика на тот момент не имелось.

Проверкой, проведенной ОД ОП № 23 (Комсомольский район) У МВД России по г. Тольятти в отношении Никифоровой В.В. было установлено, что предоставленные ею для назначения единовременной денежной выплаты (семейный капитал) товарные и кассовые чеки имеют признаки подделки, возбуждено уголовное дело ч. 1 ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 16.07.2018 года уголовное дело в отношении Никифоровой В.В. прекращено за примирением с потерпевшим.

22.06.2018 года Никифорова В.В. вернула единовременную денежную сумму на счет Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в полном объеме в размере 100 000 рублей.

01.09.2018 года Никифорова В.В. вновь обратилась с заявлением на получение социальной выплаты в размере 100 000 рублей, предоставила необходимые документы по направлению погашение кредита на приобретение жилого помещения.

Уведомлением от 06.09.2018 года № 1865 административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия права - единовременная денежная выплата реализуется один раз.

26.09.2019 года Никифорова В.В. еще раз обратилась в ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» на получение единовременной денежной выплаты (семейный капитал) по направлению погашение кредита на приобретение жилого помещения и компенсация части собственных средств, потраченных на приобретение жилого помещения. В предоставлении государственной услуги было отказано по причине отсутствия права - единовременная денежная выплата реализуется один раз (Уведомление об отказе № 3776 от 30.09.2019 года).

Административный истец, оспаривая данный отказ, считает, что он нарушает ее права, так единовременной денежной выплатой (семейный капитал) она не воспользовалась, законных оснований для отказа в ее выдаче у административного ответчика не имелось.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

Учитывая специфику данной категории дел, федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (чч. 8, 11 и 12 ст. 226 КАС РФ).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 года № 16 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в Самарской области" утвержден Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей".

Административный регламент устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов, предоставляющих государственные услуги, и их должностными лицами, между органами, предоставляющими государственные услуги, и физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги.

Согласно п. 1.3 Административного регламента получателем (заявителем) государственной услуги являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Самарской области (далее - заявители):

1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей после 30 ноября 2011 года;

2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 30 ноября 2011 года;

3) мужчины, являющиеся отцами (усыновителями) третьего ребенка или последующих детей, при неполучении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) женщинами, указанными в подпункте 1 настоящего пункта, в связи со смертью женщины, объявлением ее умершей, лишением женщины родительских прав в отношении ребенка, с рождением (усыновлением) которого возникло право на указанную выплату, совершением ею в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, с отменой усыновления женщиной ребенка, с усыновлением которого возникло право на указанную выплату;

4) мужчины, являющиеся отцами трех и более несовершеннолетних детей, проживающих с ними совместно, но не получившие ранее единовременную денежную выплату (семейный капитал), при одновременном наличии следующих условий:

один или несколько из их детей рождены после 30 ноября 2011 года;

указанные дети имеют разных матерей, не имевших право или не получивших на них единовременную денежную выплату (семейный капитал);

один или несколько из указанных детей не имеют материнского попечения в связи со смертью матери, объявлением ее умершей, лишением родительских прав или совершением ею в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Вместо заявителей право обращаться за предоставлением пособия от их имени имеют уполномоченные ими лица на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке.

Согласно п. 1.3.1. получатели (заявители) могут распоряжаться средствами единовременной денежной выплаты (семейным капиталом) для компенсации понесенных ими расходов по следующим направлениям:

1) погашение кредита на приобретение жилого помещения (основного долга и (или) уплаты процентов по нему) или компенсация части собственных средств, потраченных на приобретение жилого помещения;

2) проведение ремонта жилого помещения;

3) оплата услуг за образование и содержание ребенка (детей) заявителя в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Самарской области;

4) получение ребенком (детьми) заявителя и (или) самим заявителем платного профессионального образования в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и находящихся на территории Российской Федерации;

5) получение ребенком (детьми) заявителя и (или) самим заявителем платных медицинских услуг;

6) приобретение транспортного средства;

7) приобретение предметов, необходимых для ухода и развития ребенка (детей) первого года жизни.

Единовременной денежной выплатой (семейным капиталом) возмещаются только те расходы заявителя, которые возникли у него не более чем за три года до момента обращения за их компенсацией и не ранее 1 декабря 2011 года.

Предоставление государственной услуги осуществляется:

уполномоченными органами - в части приема документов у лиц, обратившихся за предоставлением единовременной денежной выплаты (семейного капитала), назначения (отказа в назначении) единовременной денежной выплаты (семейного капитала), уведомления заявителя о принятом решении;

министерством - в части организации выплаты единовременной денежной выплаты (семейного капитала);

МФЦ - в части приема и/или заверения документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе запроса о предоставлении нескольких государственных услуг (комплексного запроса), формирования пакета документов заявителя, направления документов в уполномоченный орган.

Результат предоставления государственной услуги:

- предоставление единовременной денежной выплаты (семейного капитала);

- отказ в назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала).

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Положения ч. 2 указанной статьи предусматривают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Административные ответчики, возражая против административных исковых требований, в обоснование возражений ссылаются на то, что решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты является законным и обоснованным, поскольку Никифорова В.В. воспользовалась своим правом на единовременную денежную выплату, получила ее, распорядилась. После возбуждения уголовного дела добровольно возместила причиненный ущерб, однако это не дает ей права обращаться за выплатой повторно.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Исходя из этого принципа в ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно заявленных административным истцом требований. Вместе с тем, бремя доказывания существования нарушенных прав, в силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, лежит на административном истце.

Между тем относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемое решение незаконно и нарушает права административного истца, суду не предоставлены, самим судом в ходе судебного разбирательства не установлены.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Анализируя вышеизложенное и установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводами административных ответчиков об отсутствии оснований для признания оспариваемого административным истцом решения № 3776 от 30.09.2019 года об отказе предоставлении Никифоровой В.В. единовременной денежной выплаты (семейный капитал) незаконным, поскольку право на получение единовременной денежной выплаты (семейный капитал) административный истец реализовала, денежными средствами воспользовалась, что подтверждается выпиской по лицевому счету и не оспаривалось истцом. Реализация повторного получения денежной выплаты законом не предусмотрена.

Доводы административного истца о том, что она не воспользовалась данными денежными средствами, поскольку вернула их на счет Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, признаются судом необоснованными, поскольку возврат данной суммы был обусловлен возмещением ущерба, причиненного государству в результате преступных действий самой Никифоровой В.В.

Доводы административного истца о незаконности решения ГКУ Самарской области "Главное Управление социальной защиты населения Центрального округа" Управление по г.о. Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району № 3776 от 30.09.2019 года суд во внимание не принимает, поскольку незаконность решения предполагает его принятие вопреки требованиям закона и с нарушением гражданских прав, т.е. при наличии виновных действий должностного лица, что в данном случае не установлено. Учитывая положения Закона Самарской области от 16.07.2004 года № 122-ГД, читая дословно и буквально ст. 22.18 ч. 3 единовременная денежная выплата (семейный капитал) является единовременной выплатой и реализуется один раз.

Ссылка административного истца и ее представителя на ст. 22.23 ч. 2 Закона Самарской области от 16.07.2004 года № 122-ГД, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данная статья регламентирует порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего ребенка и основаниями для отказа в назначении или прекращения данной денежной выплаты не являются идентичными в отказе в назначении единовременной денежной выплата (семейный капитал).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление НИКИФОРОВОЙ В.В. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.12.2019 года.

Судья А.В. Винтер

2а-2123/2019 ~ М-2105/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никифорова В.В.
Ответчики
ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Центрального округа" Управление по городскому округу Тольятти Отдел назначения адресной социальной помощи по Комсомольскому району
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Винтер (Гросул) А. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация административного искового заявления
22.10.2019Передача материалов судье
23.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
06.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020Дело оформлено
30.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее