Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-128/2019 (2-1921/2018;) ~ М-1569/2018 от 18.09.2018

    

Р Е Ш Е Н И Е подлинник

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2019 года     г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Савватеевой М.А.,

при секретаре Чегодаевой У.А.

с участием истца Волкова П.Н., представителя истца Федорова А.В., представителя ответчика – Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края Колосова И.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова П.Н. к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края, администрации Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гляденская средняя общеобразовательная школа» о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Волков П.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии.

    Требования искового заявления мотивированы тем, что он 14 ноября 2017 года обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

    Ответчиком принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, поскольку отсутствует необходимый стаж (25 лет) педагогической деятельности. Засчитан необходимый стаж только в размере 19 лет 02 месяца 15 дней, не засчитан 11 лет 1 месяц 3 дня.

Он не согласен с частью не включенного стажа, являющегося достаточной, с учетом уже включенных периодов для назначения ему запрашиваемого пенсионного обеспечения.

    В связи с чем с учетом уточнения, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе засчитать в стаж работы для досрочного назначения ему страховой пенсии период прохождения военной службы по призыву с 22 апреля 1983 года по 17 мая 1986 года (03-00-26), период работы руководителем ОБЖ Гляденской средней школы с 23 октября 1995 года по 31 августа 1998 года (02-10-09), период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Гляденский» с 30 ноября 1988 года по 14 января 1991 года (02-01-15), обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края назначить ему досрочную страховую пенсию с 14 ноября 2017 года (день подачи заявления в УПФР) в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края в его пользу сумму уплаченной госпошлины в размере 300 рублей, сумму оплаты юридических услуг ООО «ГРАНИТ» в размере 3500 рублей.

    Судом для участия в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гляденская средняя общеобразовательная школа».

В судебном заседании истец Волков П.Н., представитель истца Федоров А.В. на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения настаивают по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Колосов И.М. исковые требования не признал по тем основаниям, что периоды прохождения военной службы по призыву и период работы истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Гляденский» имели место до начала педагогической деятельности истца, должность руководителя ОБЖ не предусмотрена Списками, в связи с чем право на досрочное пенсионное обеспечение у истца отсутствует.

Представители ответчика- Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гляденская средняя общеобразовательная школа», администрации Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, надлежаще извещенные о судебном заседании, в судебное заседание не явились. Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гляденская средняя общеобразовательная школа» Верц С.П. просил о рассмотрении дела в отсутствие.

В силу положений ст.167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гляденская средняя общеобразовательная школа», администрации Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, надлежаще извещенных о судебном заседании.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая (страховая) пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ч. ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец 14 ноября 2017 года обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 части 1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

    Согласно Решения ответчика – Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (не менее 25 лет), согласно решения стаж истца на соответствующих видах работ принятый к зачету на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 19 лет 02 месяца 15 дней.

При этом в стаж на соответствующих видах работ истца не включены следующие оспариваемые истцом периоды:

- с 22 апреля 1983 года по 17 мая 1986 года – период прохождения военной службы по призыву;

- с 30 ноября 1988 года по 14 января 1991 года – работа в должности секретаря комитета ВКСМ совхоза «Гляденский»;

- с 23 октября 1995 года по 31 августа 1998 года – работа в должности руководителя ОБЖ Гляденское средней школы.

    Не согласившись с указанным решением истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

    Как установлено в судебном заседании и подтверждается трудовой книжкой истца, в период с 30 ноября 1988 года по 14 января 1994 года он занимал выборную должность секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Гляденский».

Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действовавшего до 01.10.1993 (то есть в спорный период работы истца), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30.06.1986 Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Исходя из толкования п. 4 указанного Положения период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Оценивая обстоятельства дела на основании вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что условие пункта 4 Положения должно оцениваться на момент обращения заявителя с заявлением о назначении пенсии досрочно, т.е. по состоянию на 14 ноября 2017 года.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении ему пенсии его педагогический стаж составлял 19 лет 02 месяца 15 дней, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, спорный период работы истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Гляденский» подлежит включению в специальный стаж, поскольку действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало такую возможность, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Согласно записи в трудовой книжки истца в период с 23 октября 1995 года по 01 сентября 2001 года он работал руководителем ОБЖ Гляденской средней школы.

Ответчиком - Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края принят к зачету специальный стаж истца в указанный период с 01 сентября 1998 года в связи с работой по совместительству в должности учителя трудового обучения и учителя физкультуры на основании Справки, подтверждающей занятость в соответствующих должностях администрации Гляденского сельсовета Назаровского района от ДД.ММ.ГГГГ .

Соответственно, не принят к зачету период работы истца с 23 октября 1995 года по 31 августа 1998 года.

    Разрешая исковые требования истца о включении в специальный стаж спорного периода, суд приходит к следующему.

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, вступившим в силу 12.11.2002. Так, в "Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в разделе 1 "Наименование должностей" предусмотрены должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), руководитель допризывной подготовки молодежи, военный руководитель, а также предусмотрены "общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения, в том числе училища всех наименований", работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицом, осуществляющим педагогическую деятельность.

В "Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 (действовал до 01.11.1999) в разделе "Наименования должностей" были предусмотрены должности военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи).

Согласно Приказу Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 N 169 с 01 сентября 1991 года в образовательных учреждениях вместо курса "Начальная военная (допризывная) подготовка" (НВП) был введен курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). В связи с этим Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 N 253 "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР" вместо должности "военный руководитель" была введена должность "преподаватель курса "основы безопасности жизнедеятельности".

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03.10.2002 N 68 установлено тождество наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20.10.2005 N 392-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При рассмотрении дела, судом установлено что деятельность истца в спорный период была непосредственно связана с осуществлением педагогической и преподавательской деятельности.

Данное обстоятельство подтверждается Справкой Комиссии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гляденская средняя общеобразовательная школа» Назаровского района Красноярского края» (л.д.50-51), Справкой администрации Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, подтверждающей занятость истца на соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж» (л.д.49), классным журналом Гляденской школы, расчетно-платежными ведомостями Гляденской сельской администрации за ноябрь 1995 года, апрель 1996 года, июнь 1996 года, за март 1997 года, за июль 1997 года, за сентябрь 1997 года, январь 1998 года, май 1998 года, июнь 1998 года, в которых истец значился как учитель, Тарификационным списком Гляденской средней школы на 1 сентября 1995 года, согласно которого Волков П.Н. значится как преподаватель-организатор ОБЖ.

Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что работа истца в период с 23 октября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности руководителя ОБЖ тождественна работе в должности преподавателя-организатора ОБЖ, которая дает право на назначение пенсии на льготных условиях, в связи с чем, данный период подлежит зачету в специальный педагогический стаж истца.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается военным билетом, истец в период с 22 апреля 1983 года по 17 мая 1986 года проходил военную службу по призыву.

До призыва на военную службу, с 01 сентября1982 года истец обучался в Красноярском техникуме физической культуры, в связи с призывом на военную службу, истцу был предоставлен академический отпуск с 21 апреля 1983 года, с 01 сентября 1986 года, истец был восстановлен в техникуме для продолжения обучения после военной службы и окончил указанный техникум в 1988 году.

Согласно трудовой книжки истца, до прохождения военной службы, он не осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463).

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г., содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.

Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности истца как установлено судом, имело место с 23 октября 1995 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения военной службы по призыву, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.

Доводы истца о том, что до призыва на военную службу он проходил обучение в техникуме физической культуры, являющемся педагогическим учебным заведением, судом отклоняются, так как обучение в указанном учебном заведении, в данном случае, не может быть расценено как наличие стажа педагогической деятельности.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для включения в специальный стаж работы истца периода нахождения его на военной службе по призыву с 23 апреля 1983 года по 17 мая 1986 года.

С учетом включенных судом периодов, на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии – 14 ноября 2017 года, у истца не имелась необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности назначения ему досрочной страховой пенсии с 14 ноября 2017 года.

В силу ст.98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика - Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и суммы оплаты юридических услуг в размере 3500 рублей.

В обоснование указанных требований истцом в суд представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и квитанция-договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истцом оплачено ООО «ГРАНИТ» за составление искового заявления, подготовку материала в суд, устное консультирование 3500 рублей.

Исходя из данного положения, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика – Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов по оплате юридических услуг в размере 3500 рублей.

Исковых требований к администрации Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гляденская средняя общеобразовательная школа», истцом не предъявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края включить Волкову П.Н. в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», периоды с 30 ноября 1988 года по 14 января 1991 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Гляденский», с 23 октября 1995 года по 31 августа 1998 года – в должности руководителя ОБЖ Гляденской средней школы».

Взыскать с Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Назарово и Назаровском районе Красноярского края в пользу Волкова П.Н. расходы по оплате юридических услуг в размере 3500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Назаровский городской суд Красноярского края.

Председательствующий Савватеева М.А.

мотивированный текст решения составлен 10 апреля 2019 года

2-128/2019 (2-1921/2018;) ~ М-1569/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волков Петр Николаевич
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ (государтсвенное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе
Администрация Гляденского сельсовета Назаровского района Красноярского края
МБОУ "Гляденская средняя общеобразовательная школа" Назаровского района Красноярского края
Другие
Федоров Александр Вадимович
Тучин Сергей Николаевич
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Савватеева М.А.
Дело на странице суда
nazarovo--krk.sudrf.ru
18.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2018Передача материалов судье
18.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2018Подготовка дела (собеседование)
26.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2018Предварительное судебное заседание
17.01.2019Предварительное судебное заседание
20.02.2019Предварительное судебное заседание
04.04.2019Судебное заседание
05.04.2019Судебное заседание
10.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее