Дело №5-3264/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2021 года г. Хасавюрт
Судья Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан Дибирасулаев А.Ж., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Магомедалиева М.М.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Хасавюртовский районный суд поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Магомедалиева М.М.
Указанный протокол с приложенным административным материалом не может быть принят к производству суда по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, объективную сторону состава административного правонарушения составляет невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
С учетом диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020г., вопрос №22, субъектом ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ может являться лицо, в чьих действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В нарушение указанных норм в протоколе об административном правонарушении не указано, а к проколу не приложено доказательств отсутствия в действиях Магомедалиева М.М. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (что в силу закона является условием наличия состава ч. 1 ст. 20.6.1 Ко АП РФ).
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 10 мин. в ходе проведения ОПМ в <адрес> РД, выявлен факт, что Магомедалиев М.М. находился в администрации МО «<адрес>» без лицевой маски, тем самым нарушил Указ главы РД № 96 от 23.10.2020 года.
Подобное описание события правонарушения нельзя признать отвечающим требованиям закона, и при составлении протокола об административном правонарушении допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ, фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из части 3 ст. 26.2 КоАП РФ следует, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч.2 ст. 26.7 КоАП РФ доказательствами по делу являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания вины лица в совершении административного правонарушения возложена на административный орган.
Как следует из поступивших материалов к протоколу об административном правонарушении в отношении Магомедалиева М.М. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ приложены ксерокопии документов, которые не заверены надлежащим образом. К материалам в отношении Магомедалиева М.М. приложены фотографии, которые процессуально не закреплены, то есть, отсутствует протокол осмотра места происшествия, с участием понятых и указанием на то, что производилась фотофиксация, когда и каким техническим средством она производилась, сроком проверки данного технического средства и удостоверение фотографий участниками процессуального действия. Зафиксированные на фотографии лица не установлены.
Кроме того, материал направлен в суд без нумерации листов дела и описи находящихся в нем материалов, документы надлежаще не сшиты.
Магомедалиеву М.М. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Исходя их положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предусматривает не только наличие законных оснований для их применения, но и соблюдения установленного порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из протокола об административном правонарушении, отсутствует подпись Магомедалиева М.М. о разъяснении последнему не положений ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
С учетом того, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, не разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, о чем свидетельствуют вышеизложенные факты, суд считает, что порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, подразумевающий обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемого к административной ответственности, не соблюден.
Указанные недостатки протокола об административном правонарушении и других материалов судом признаются существенными, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
При таких обстоятельствах административный протокол и иные материалы административного дела в отношении Магомедалиева М.М. подлежат возвращению в орган, который составил протокол, для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Магомедалиева М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и другие материалы дела, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Судья /подпись/ А.Ж. Дибирасулаев