РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1514/2020 2020 по иску Бачанова А. С., Бачанова М. С., Бачанова С. А., Бачановой Н. В., Беляковой С. А., Беляковой У. А., Давыдовой Ю. В., Кондратьевой Л. В., Коровина В. В., Коровина В. В., Коровина С. В., Коровиной Т. С., Холодкова А. С., Холодкова С. В. и Холодковой Т. В. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1514/2020 2020 по иску Бачанова А. С., Бачанова М. С., Бачанова С. А., Бачановой Н. В., Беляковой С. А., Беляковой У. А., Давыдовой Ю. В., Кондратьевой Л. В., Коровина В. В., Коровина В. В., Коровина С. В., Коровиной Т. С., Холодкова А. С., Холодкова С. В. и Холодковой Т. В. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,
установил:
Коровина Т.С. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что является собственницей квартиры по адресу: <адрес>. Дом является шестиквартирным, двухэтажным. Крыша дома бесчердачная, неутеплённая. Зимой образуется наледь толщиной до 50 см, весной мягкая кровля набухает под наледью. Длина ската крыши в одну сторону 13 метров, уклон примерно 5%. Вентиляционные шахты выполнены не по нормам (высота менее 1 метра) (п. 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10). Направленное собственникам жилых помещений предложение от НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» от 4.02.2020 г. о ремонте крыши с заменой и (или) восстановлением отдельных частей отдельных строительных конструкций с предельной стоимостью работ <данные изъяты> принято. Дом указан в постановлении Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» отказывается делать чердачную крышу, ссылаясь на то, что подобный ремонт является реконструкцией. Однако работы являются переустройством невентилируемой крыши на вентилируемую с восстановлением стропильной системы и чердака. Это единственно возможный способ отремонтировать дом качественно, надёжно, с возможностью в дальнейшем поддерживать кровлю в хорошем рабочем состоянии. С учётом климатических условий средней полосы устройство бесчердачной крыши неприемлемо. Просит обязать произвести ремонт крыши дома по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом от 2018 г., предложенным ООО «Абрис», с чердаком.
В ходе разбирательства дела к иску присоединились Бачанов А.С., Бачанов М.С., Бачанов С.А., Бачанова Н.В., Белякова С.А., Белякова У.А., Давыдова Ю.В., Кондратьева Л.В., Коровин В.В., Коровин В.В., Коровин С.В., Холодков А.С., Холодков С.В.и Холодкова Т.В.
В судебном заседании представитель истицы Коровиной Т.С. по доверенности от 16.01.2020 г. Нуждина Н.С. заявленные требования поддержала.
Прочие истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика по доверенности от 13.04.2020 г. №71 Никонорова Д.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 74-78).
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьёй 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта РФ и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с п.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп.3, 4, 5 п.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (п.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на 3 года с распределением по годам в пределах указанного срока (п.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.04.2017 г. №106 утверждён региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2017-2019 гг.
Согласно указанной региональной программе предусмотрено, в частности, выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до 31.12.2018 г.
В указанный срок капитальный ремонт крыши не был проведён.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 6.06.2019 г. по делу №2-2253/2019 по иску прокурора <адрес> на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» была возложена обязанность обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши данного дома.
До настоящего времени ремонт также не произведён, однако 15.06.2020 г. ответчиком заключён договор подряда №ПД2197-19 (л.д. 84-103) на выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома с ООО «Волгарегионстрой-С».
Как следует из пояснений представителя истицы в судебном заседании, истцов не устраивает данный договор, поскольку они желают, чтобы капитальный ремонт был выполнен по проекту, составленному ООО «Абрис» (л.д. 57-67). Принципиальным для истцов является устройство вентилируемой крыши с чердаком вместо существующей невентилируемой. Соответствующее решение было принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома от 6.03.2020 г. (л.д. 48-52). Фактически этим решением было отменено предыдущее решение общего собрания собственников помещений от 16.02.2020 г. (л.д. 82-83) о согласовании капитального ремонта крыши на предложены ответчиком условиях.
Однако устройство чердака подпадает под понятие реконструкции объекта капитального строительства, как оно определено в ст.1 ГрК РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Устройство чердака предполагает надстройку дома, изменение его высоты и объёма, в связи с чем является реконструкцией.
Региональный оператор не обязан и не вправе производить вместо капитального ремонта реконструкцию домов.
Кроме того, проведение ответчиком в доме истцов капитального ремонта с заменой невентилируемой крыши невозможно по следующим причинам.
В соответствии с п.1, 2 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счёт средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В соответствии с п.4 ст.190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта РФ.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в п.1 ст.166 ЖК РФ и нормативном правовом акте субъекта РФ, принятом в соответствии с п.2 ст.166 ЖК РФ, осуществляется за счёт средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Иными словами, в случае, если собственники помещений не принимали решения об установлении размера взноса на капитальный ремонт сверх минимального и уплачивали взносы на капитальный ремонт в минимальном, нормативно установленном, размере, региональный оператор вправе оплатить лишь те виды работ, которые предусмотрены перечнями, указанными в п.1, 2 ст.166 ЖК РФ. В силу прямого указания закона работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу могут оплачиваться региональным оператором лишь в том случае, если это прямо предусмотрено дополнительным перечнем, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Таким нормативным правовым актом в самарском регионе является постановление Правительства Самарской области от 11.09.2019 г. №636 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме», введённое в действие с 11.09.2019 г. Возможность финансирования региональным оператором работ по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу в домах, собственники помещений в которых не приняли решения об увеличении размера своих взносов на капитальный ремонт сверх минимального, этим документом не предусмотрена.
Редакция постановления Правительства Самарской области от 11.09.2019 г. №636, на которую ссылается истица и которая допускала такое финансирование, неактуальна с 26.03.2020 г.
Собственники помещений в доме по адресу: <адрес>, решения об увеличении размера своих взносов на капитальный ремонт не принимали, уплачивали взносы в минимальном размере.
Соответственно, после 26.03.2020 г. ответчик не вправе финансировать работы по переустройству невентилируемой крыши этого дома на вентилируемую крышу.
При таких обстоятельствах требование истцов об обязании ответчика произвести ремонт крыши в соответствии с проектом ООО «Абрис», с устройством чердака, не может быть удовлетворено.
Если истцы полагают необходимым устройство вентилируемой крыши, они вправе, приняв такое решение на общем собрании собственников помещений, профинансировать соответствующие работы из дополнительно собранных для этого средств. Размер таких дополнительных взносов для собственников помещений должен быть установлен общим собранием исходя из сметной стоимости работ.
Следует также отметить, что решение об удовлетворении иска оказалось бы в настоящее время неисполнимым, поскольку договор подряда на капитальный ремонт крыши ответчиком уже заключён. Договор не расторгнут и недействительным не признан.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2.07.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь