Дело №2а-633/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокуратура Зейского района Парыгина С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению Амурской области «Зейский лесхоз» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд с вышеназванным иском к государственному автономному учреждению Амурской области «Зейский лесхоз», в обоснование требований указав, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения уполномоченными органами законодательства об охране лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что тушение пожаров в темное время суток ответчиком не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению на значительные территории. Просит признать бездействие административного ответчика по непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения незаконным и возложить на ответчика обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Зейского района Парыгин С.П. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика государственного автономного учреждения Амурской области «Зейский лесхоз» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, с иском не согласен.
Представитель заинтересованного лица ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,представил отзыв на иск, из которого следует, чтосогласно п. 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 года <Номер обезличен>, в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» тушение лесных пожаров в темное время суток не осуществляется, так как в соответствии с Типовой инструкцией по охране труда «Тушение лесных пожаров» ТОИ Р-07-010-98, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.1998 года <Номер обезличен>, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится только в светлое время суток, в связи с чем, пожарно-химическая станция 3 типа ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» не обеспечена пожарными автомобилями, оборудованными электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенными для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи. Крупные лесные пожары №№1, 2, 5, 9, 23 возникли на территории государственного лесного фонда в зоне авиационных работ на удаленных и труднодоступных лесных участках с неразвитой сетью транспортных путей, болотами, крутыми склонами, гольцами, каменистыми россыпями, что затрудняет или делает невозможным оперативную доставку сил и средств пожаротушения, особенно тяжелой техники. Основные крупные и наиболее сложные природные пожары зарегистрированы в малонаселенной труднодоступной местности, где основную часть пройденной огнем территории представляют мари, покрытые малоценным редколесьем, а также болота. В связи с чем, использование колесной техники невозможно. Кроме того, использование данного вида техники невозможно из-за преодоления рек и других водных пространств. Считает требования истца необоснованными, неисполнимыми и не соответствующими требованиям, предъявляемым к тушению лесных пожаров, просит в удовлетворении заявленных требованиях отказать в полном объеме.
В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1,4 и 5 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Частью 2 ст.51 ЛК РФ предусмотрено, что в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Согласно ст. 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2)мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила пожарной безопасности).
В силу п.4 ч.1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление организаций использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Согласно пп. «б» п. 4 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Уставом ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз», утвержденным приказом управления лесного хозяйства Амурской области <Номер обезличен>-ОД от 26.02.2013 года, предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является обеспечение полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняет работы по тушению лесных пожаров и осуществляет отдельные меры пожарной безопасности в лесах в рамках государственного задания. Государственное задание для учреждения формируется и утверждается Отраслевым органом в порядке, определенном Правительством Амурской области, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
В соответствии с целью деятельности Учреждение в границах территории лесного фонда, а также на землях, занятых лесными насаждениями, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных), антропогенных и техногенных явлений, осуществляет лесоводство, предоставление услуг в области лесоводства, работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды.
Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст раздел А 02.40 предоставление услуг в области лесоводства, в том числе включает реализацию мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах.
Государственным заданием №<Номер обезличен> на <Дата обезличена> год и плановый период <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, утвержденным Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, для ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» определены работы по тушению лесных пожаров в лесах в виде ликвидации лесного пожара силами наземных пожарных формирований.
Как следует из материалов дела, Благовещенской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения уполномоченными органами законодательства об охране лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что тушение пожаров в темное время суток не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров, их распространению.
Судом установлено, что на территории Зейского района Амурской области в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> действовал режим чрезвычайнойситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Из представленного сообщения ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» от 21.05.2018 года следует, что за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> на территории лесного фонда ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» было зарегистрировано и ликвидировано 31 лесной пожар общей площадью 122200 га.
Из сообщения администрации Зейского района Амурской области от 23.05.2018 года следует, что явная угроза населенным пунктам Зейского района в результате природных пожаров в апреле, мае 2018 года отсутствовала. Удаление кромок лесных пожаров менее 5 км зафиксировано в районе населенных пунктов – <адрес>, лесной пожар №<Номер обезличен>, обнаружен 05 апреля 2018 года на удалении 4 км от населенного пункта, ликвидирован 13 апреля 2018 года. С.Гулик, лесной пожар <Номер обезличен>, обнаружен 05 апреля 2018 года на удалении 3 км от населенного пункта, ликвидирован 06 апреля 2018 года, <адрес>, сельскохозяйственный пожар <Номер обезличен>, обнаружен 07 апреля 2018 года на удалении 4 км от населенного пункта, ликвидирован 07 апреля 2018 года, <адрес>, лесной пожар <Номер обезличен>, обнаружен 10 апреля 2018 года на удалении 3 км от населенного пункта, ликвидирован 11 апреля 2018 года, <адрес>, сельскохозяйственный пожар <Номер обезличен>, обнаружен 10 апреля 2018 года на удалении 1,5 км от населенного пункта, ликвидирован 10 апреля 2018 года, <адрес>, лесной пожар №<Номер обезличен>, обнаружен 10 апреля 2018 года на удалении 3 км от населенного пункта, ликвидирован 25 апреля 2018 года, <адрес>, лесной пожар <Номер обезличен>, обнаружен <Дата обезличена> на удалении 2 км о населенного пункта, ликвидирован <Дата обезличена>.
Распоряжением администрации Зейского района Амурской области от 15 мая 2018 года <Номер обезличен>-р режим чрезвычайной ситуации в лесах Зейского района, возникшей вследствие лесных пожаров отменен в связи со стабилизацией пожароопасной обстановки на территории Зейского района, установлен режим функционирования «Повышенная готовность».
Согласно предоставленной информации ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» от 28 апреля 2018 года тушение лесных пожаров на территории лесхоза производится в светлое время суток с 6.00 до 20.00 часов, тушение пожаров лесхозом в темное время суток не осуществляется, так как запрещено правилами по охране труда.
В соответствии со ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 года № 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
Пунктом 73 Правил тушения лесных пожаров установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.
Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся (п.67 Правил тушения).
Из буквального толкования изложенных норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.
В силу п.1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров в лесхозах организуются специализированные структурные подразделения - Пожарно-химические станции (ПХС).
Как следует из отзыва Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, пожарно-химическая станция 3 типа ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» не обеспечена пожарными автомобилями, оборудованными электрогенератором, средствами связи и освещения.
Положением о пожарно-химических станциях предусмотрено, что по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС. ПХС-3 (третьего типа) организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее горимыми в регионе. Формируется в лесхозах (национальных парках, государственных природных заповедниках), находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться резервные склады и средства пожаротушения. Команда ПХС-3 организуется как постоянное (круглогодичное) формирование.
В соответствии с пунктом 651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Приказом Минтруда России N 835н от 2 ноября 2015 года, и пунктом 2.3 Типовой инструкции по охране труда, тушению лесных пожаров ТОП Р-07-010-987, утвержденной Приказом Рослесхоза N 213 от 23 декабря 1998 года, тушение лесных пожаров производится только в светлое время суток.
Вместе с тем, Правилами тушения лесных пожаров предусмотрено тушение лесных пожаров в темное время суток при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ (п.73).
Таким образом, Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров при наличии искусственного освещения.
Между тем, ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» не принимается мер для решения вопроса о тушении пожара в темное время суток. Исходя из установленных фактических обстоятельств по делу и руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, суд приходи к выводу, что ГАУ «Зейский лесхоз» не обеспечено оснащение ПХС, являющейся специализированным структурным подразделением учреждения, необходимой противопожарной техникой, а именно осветительным оборудованием, вследствие чего работа по тушению лесных пожаров в темное время суток не ведется, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Вопрос прекращения или приостановления тушения лесного пожара не может быть поставлен в зависимость от наличия у ПХС соответствующих средств, оборудования для тушения.
В этой связи суд считает обоснованным требование истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившемся в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Доводы заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области об отсутствии нормативно закрепленной обязанности по тушению пожаров в темное время суток судом оцениваются критически, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения.
Как установлено в судебном заседании, лесные пожары в период ЧС возникали, в том числе, вблизи населенных пунктов Зейского района, что не исключает возможности использования специальной техники, оснащенной средствами искусственного освещения, для тушения лесных пожаров в темное время суток.
Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает надлежащую охрану лесного фонда Амурской области, право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением соответствующей обязанности на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2018 ░░░░
░░░░░