Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3496/2015 ~ М-2513/2015 от 12.08.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2015 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Сергеева Ю.С.

при секретере Чернюговой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шаталовой Е.А. к администрации г. Минусинска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор в интересах Шаталовой Е.А. обратился в Минусинский городской суд, в котором просит обязать администрацию г. Минусинска, в соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», предоставить истцу по договору найма специализированное жилое помещение сроком на 5 лет, площадью не менее 33 кв.м..

Свои требования мотивирует тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, что Шаталова Е.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать указанного лица – ФИО4 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, а отец – ФИО5 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении дочери родительских прав.

Решением краевой комиссией ДД.ММ.ГГГГ Шаталова Е.А. поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

По мнению прокурора, отсутствие ненадлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении истца Шаталовой Е.А. жильем по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 3-8).

В судебном заседании прокурор Миськова Е.Е. исковые требования в интересах Аникутиной Н.С. поддержала в полном объеме, по основаниям изложенные в исковом заявлении.

Истец Шаталова Е.А. требования прокурора поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в настоящее время постоянного жилого помещения для проживания не имеет.

Представитель ответчика администрации г. Минусинска Ольховская Г.В. (доверенность л.д. 49) с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что в случае удовлетворения требований прокурора, права иных граждан из числа детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих в очереди на получение жилья, будут нарушены.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, позицию по заявленным требованиям не обозначил.

Учитывая надлежащее извещение сторон, а также мнение явившихся участников процесса, которые не возражали на рассмотрение дела, в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело с имеющейся явкой.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив обстоятельства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, обратного суду не представлено, что Шаталова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ году, а отец ФИО5 решением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес>, в связи с тем, что Шаталова Е.А. осталась без попечения родителей, была определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась с заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края с просьбой поставить её на учет для получения жилого помещения (л.д. 15).

Таким образом, о том, что Шаталова Е.А. нуждается в жилом помещении администрации г. Минусинска стало известно уже в 2011 году, данное обстоятельство не оспаривалось при рассмотрении дела. Однако, несмотря на установленный факт, на учет сирота, после подачи соответствующего заявления, поставлена не была, договор найма по предоставлению специализированного жилого помещения в 2011 году с ней заключен не был. Кроме того, по сообщению Управления образования администрации Минусинского района Министру образования и науки Красноярского края Шаталовой Е.А. по состоянию на 2012 год жилое помещение предоставлено не было (л.д. 18).

Также судом установлено, что после смерти своей матери ФИО4 в права наследования Шаталова Е.А. не вступала, что подтверждается сведениями нотариуса нотариальной палаты Красноярского края (л.д. 53). Кроме того, на момент смерти у матери истца недвижимое имущество в собственности отсутствовало (л.д. 26, л.д. 31, л.д. 35).

Права на жилое помещение на территории г. Минусинска и Минусинского района за Шаталовой Е.А. также не зарегистрированы, что подтверждается выпиской ЕГРП (л.д. 25, л.д. 46).

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные доказательства, которые являются допустимыми, достоверными, в том числе между собой они являются взаимосвязанными, суд приходит к выводу о том, что начиная с 2001 года администрацией г. Минусинска, в том числе органом опеки и попечительства, осуществляющим контроль за несовершеннолетней, должны были предпринять все необходимые меры, для постановки Шаталову Е.А. на учет, как сироту, нуждающуюся в предоставлении жилого помещения.

В отношении жилищного обеспечения лиц из числа детей-сирот, достигших 23 лет, то есть «возрастных» лиц, ФЗ № 15-ФЗ с обратной силой распространены положения нового порядка предоставления жилья, если такие лица не получили жилье до 01 января 2013 года. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Тот факт, что на момент предъявления иска в суд Шаталовой Е.А. исполнилось 24 года, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования прокурора, поскольку обязанность и ответственность по включению детей в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения преимущественно относится к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы в соответствии с ФЗ от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, хотя законодательством субъектов РФ может быть определен иной уполномоченный орган исполнительной власти.

Суд считает, что ненадлежащее выполнение обязанностей опекунов, попечителей, органа опеки и попечительства, образовательного и иного учреждения, в котором обучалась Шаталова Е.А. в период своего несовершеннолетия (л.д. 36-37 оборот), не может являться уважительной причиной пропуска срока. В том числе в силу своей неполной дееспособности и особой жизненной ситуации Шаталовой Е.А. требовалось содействие в реализации её прав, которое своевременно она не смогла получить.

Судом было установлено, что до достижения 23-него возраста Шаталова Е.А. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в самостоятельном порядке (л.д. 15), но была поставлена лишь в сентябре 2013 года (л.д. 54), что также грубо нарушило не только жилищные права истца, но и Закон Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

До настоящего времени Шаталовой Е.А. жилое помещение для проживания администрацией г. Минусинска не предоставлено, как было выше установлено, иного жилья истец не имеет.

Суд считает, что ненадлежащее выполнение обязанностей опекунов, попечителей, органа опеки и попечительства, образовательного и иного учреждения, в котором обучалась Шаталова Е.А. в период своего несовершеннолетия, не может являться уважительной причиной для не заключения с последней договора социального найма жилого помещения. В том числе в силу своей неполной дееспособности и особой жизненной ситуации Шаталовой Е.А. требовалось содействие в реализации её прав, которые она не смогла реализовать до настоящего времени.

Суд приходит к выводу о том, что право Шаталовой Е.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по тем или иным причинам до настоящего времени не реализовано, сохраняется и должно быть обеспечено на законодательном уровне.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика администрации г. Минусинска о том, что жилое помещение истцу должно быть представлено в порядке очередности, в связи с тем, что за период рассмотрения дела судом был установлен, тот факт, что Шаталова Е.А. вынуждена проживать во временном жилом помещении, в связи с тем, что у истца отсутствует собственное жилье на территории г. Минусинска и Минусинского района, в связи с этим ставить указанное лицо в зависимость от времени включения его в список и установления ему какой-либо очередности нельзя. Кроме того, судом установлено, что, несмотря на то, что истец обратилась с заявлением о постановке на учет в 2011 году, но была включена в список лишь в 2013 году, то есть по истечению двухлетнего срока.

Судом установлено, сторонами данный факт не оспаривался, Шаталовой Е.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г. Минусинска являются обоснованными и правомерными.

Поскольку постоянным местом жительства истца является г. Минусинск, жилое помещение должно быть предоставлено ему на территории г. Минусинска администрацией этого муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шаталовой Е.А. к администрации г. Минусинска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г. Минусинска предоставить Шаталовой Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, в черте города Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 01 октября 2015 года.

2-3496/2015 ~ М-2513/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Шаталова Евгения Александровна
Ответчики
Администрация г. МИнусинска
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Сергеев Юрий Сергеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
12.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2015Передача материалов судье
12.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2015Подготовка дела (собеседование)
14.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2015Судебное заседание
01.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019Дело оформлено
30.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее