19 мая 2015 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре < Ф.И.О. >2
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Доценко В.В. на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Славянского городского поселения Славянского района.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации Славянского городского поселения Славянского района от 10.10.2013 № 994 «О признании нуждающейся в жилых помещениях Доценко В.В. и членов ее семьи» было установлено наличие оснований признания нуждающимися в жилом помещении ее и членов ее семьи, о чем она была уведомлена письмом № <...> от 14.10.2013. Ею 25.10.2013 был подготовлен проект и подан в администрацию Славянского городского поселения пакет документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. 06.02.2015 ей было передано письмо № <...> за подписью заместителя главы Славянского городского поселения Славянского района по экономике, финансам и бюджету об исключении ее семьи из муниципального списка молодых семей-участников. Данное решение считает незаконным и противоречащим ранее принятому муниципальному правовому акту. Просила суд признать незаконным исключение ее семьи из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год. Признать ее семью в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещений. Обязать администрацию Славянского городского поселения включить ее семью в список молодых семей-Iучастников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2015 г. в удовлетворении заявленных требований Доценко В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Доценко В.В. просит решение Славянского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2015 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Доценко В.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Доценко В.В. обратилась в администрацию Славянского городского поселения с заявлением о включении её семьи в федеральную целевую программу «Жилище на 2011-2015» в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», предоставив для этого необходимые документы.
Постановлением главы администрации Славянского городского поселения от 10.10.2013 Доценко В.В. и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Уведомлением заместителя главы Славянского городского поселения Славянского района Кошель Е.Н. от 05.02.2015 № <...> Доценко В.В. и члены ее семьи исключены из муниципального списка молодых семей. Основанием к принятию данного решения послужило признание недействительным уведомления гражданина о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимися и в соответствии с п.п. «б» п. 6 Приложения № 3 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», подпунктом «б» п. 1.1 Приложения № 1 «Порядок и условия признания молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденного приказом департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (КК) от 05.05.2011 № 24/а (далее – Порядок № 24/а), семья Доценко В.В. право на получение социальной выплаты потеряла.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Порядком № 24/а предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта недвижимости объекта индивидуального жилищного строительства, а также использование таких выплат устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2015 годы, утвержденным Постановлением № 915 от 07.09.2012 администрации Славянского городского поселения Славянского района (далее – Порядок № 915), к заявлению молодой семьи прилагаются документы, подтверждающие наличие (отсутствие) жилых помещений, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на занимаемые жилые помещения, в том числе документы, на основании которых члены молодой семьи занимают жилое помещение: копия договора безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда; документы, подтверждающие технические характеристики жилого помещения: выписка из лицевого счета жилого помещения, принадлежащего члену молодой семьи на праве собственности, фактически занимаемого членами молодой семьи, копия технического паспорта жилого помещения по месту регистрации или месту проживания. Предоставляется технический паспорт жилого помещения, составленный по состоянию на дату не ранее пяти лет до даты предоставления его в администрацию Славянского городского поселения.
Требование о предоставлении технического паспорта жилого помещения не распространяется на членов молодой семьи, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, договорам найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, договорам поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договорам безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда (пп.2.1 п.2).
Аналогичные нормы закреплены в Законе Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ (в ред. от 02.04.2013) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (п.п. «а» п.6 ч.2 ст. 14, п.п. «а», «б» п. 10 ч.2 ст. 14).
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 30.01.2009 № 9 (в ред. от 31.03.2009) «О реализации отдельных положений Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Приказ № 9) утверждена форма выписки из лицевого счета жилого помещения, а также «Порядок заполнения и выдачи выписки из лицевого счета жилого помещения частного, муниципального или государственного жилищного фонда» (далее – Порядок № 9).
В соответствии с пп.1 п. 1.2 Порядка № 9 выписка из лицевого счета жилого помещения в обязательном порядке используется при рассмотрении вопроса о принятии граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Выписка из лицевого счета жилого помещения заполняется на основании сведений, содержащихся в базе данных организации, осуществляющей ее заполнение; данных, содержащихся в оригиналах (в установленном порядке заверенных копиях) указанных в порядке документов, представленных гражданином, обратившимся за выпиской из лицевого счета жилого помещения; информации органа местного самоуправления, указанной в порядке (п. 2.1 раздела 2 Порядка № 9).
Согласно п. 2.2 раздела 2 Порядка № 9 одним из документов, на основании данных которого заполняется выписка из лицевого счета жилого помещения, является технический паспорт. Если выписка из лицевого счета жилого помещения предназначена для рассмотрения жилищных вопросов, указанных в п. 1.2, она должна заполняться на основании данных технического паспорта жилого помещения, составленного не ранее пяти лет до даты обращения граждан за выпиской из лицевого счета жилого помещения либо имеющем отметку органа технической инвентаризации о проведении технической инвентаризации жилого помещения в течение указанных пяти лет, независимо от даты его составления.
Поскольку выписка из лицевого счета жилого помещения предназначена для рассмотрения жилищных вопросов, следовательно, она должна заполняться на основании данных технического паспорта жилого помещения с соблюдением 5-летнего срока давности.
Согласно п.п. 3.8 Порядка № 9 в графе 2 раздела 8 «Сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении по состоянию на...» выписки из лицевого счета подлежат указанию все граждане, состоящие на регистрационном учете по месту жительства в соответствующем жилом помещении по состоянию на дату составления выписки. В графе 4 указанного раздела указывается один из статусов, который имеет гражданин на дату составления (выдачи) выписки из лицевого счета жилого помещения: 1) «собственник жилого помещения», 2) «член семьи собственника жилого помещения». Этот статус присваивается всем гражданам, зарегистрированным по месту жительства в принадлежащем собственнику жилом помещении, с которыми на дату составления (выдачи) выписки из лицевого счета жилого помещения не заключен письменный договор найма (возмездного пользования) жилого помещения, договор безвозмездного пользования жилым помещением, либо в отношении которых отсутствует решение суда об установлении опеки (попечительтсва) (за исключением бывших членов семьи, прекративших с собственником жилого помещения семейные отношения). Статус «безвозмездный пользователь» присваивается гражданам, с которыми собственником жилого помещения заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, независимо от того, являются ли такие граждане членами семьи собственника. В графе 5 указываются родственные отношения или отношения свойства гражданина по отношению к собственнику жилого помещения: «тетя», «племянница».
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (п. «а»); членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ (в ред. от 02.04.2013) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам (далее - суммарный размер общей площади жилых помещений): зарегистрированным по месту жительства совместно с гражданином(ами), указанным(и) в заявлении о принятии на учет, за исключением граждан, занимающих соответствующие жилые помещения по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования или по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда.
Из выписки из лицевого счета жилого помещения по ул. <...>, следует что его собственником является Соломатина B.C., Доценко В.В. является племянницей собственника жилого помещения, имея статус «член семьи собственника».
Из представленных документов, также следует, что семья Доценко В.В., состоящая из четырех человек, зарегистрирована и фактически проживает в жилом доме по ул. <...> общей площадью 80, 1 кв. м, куда они были вселены собственником указанного жилого помещения Соломатиной B.C., являющейся тетей заявительницы.
В соответствии с договором безвозмездного пользования указанным жилым помещением, заключенный ею 01.07.2013 с Соломатиной B.C., при обращении 23.09.2013 за выпиской из лицевого счета ею сотруднику администрации Славянского городского поселения Голинач А.А. не предоставлялся, а был предоставлен только 30.09.2013 в качестве приложения к заявлению о признании нуждающейся в жилом помещении (л.д. 30).
В этой связи в разделе 6 выписки из лицевого счета жилого помещения указано об отсутствии договора безвозмездного пользования жилым помещением между собственником Соломатиной B.C. и Доценко В.В., а заявитель и члены её семьи указаны в статусе членов семьи собственника этого жилого помещения.
Таким образом, заявитель и члены её семьи не могли обладать статусом «безвозмездного пользователя» жилым помещением, ввиду противоречий между сведениями, изложенными в выписке из лицевого счета, и представленным с заявлением договором безвозмездного пользования жилым помещением.
Кроме того, в силу положений Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ (в ред. от 02.04.2013) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2015 годы, утвержденного Постановлением № 915 от 07.09.2012 администрации Славянского городского поселения Славянского района, Доценко В.В. была обязана предоставить технический паспорт жилого помещения в качестве документа, подтверждающего технические характеристики занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, ввиду чего доводы заявителя об обратном не состоятельны.
Выписка из лицевого счета жилого помещения жилого помещения изготовлена на основании сведений, содержащихся в техническим паспорте жилого помещения, изготовленного филиалом ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г. Славянск-на-Кубани по состоянию на 18.02.2004, что не соответствует требованиям п.п. «б» п. 8 ч. 2.1 раздела 2 Постановления №915 от 07.09.2012 администрации Славянского городского поселения Славянского района, а также п.п. «б» п. 10 ч. 2 ст. 14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ (в ред. от 02.04.2013) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в соответствии с которыми технический паспорт жилого помещения должен быть составлен на дату не позднее пяти лет до даты представления в администрацию Славянского городского поселения.
При таких обстоятельствах, у администрации не имелось оснований для предоставления испрашиваемой муниципальной услуги, и, как следствие, администрацией обоснованно разрешен вопрос об исключении семьи Доценко В.В. из муниципального списка молодых семей-участников.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку обжалуемое действие администрации приняты полномочным на их принятие лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом порядок их принятия соблюден, судебная коллегия Краснодарского краевого суда приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действие администрации.
Принимая во внимание указанные нормы законодательства, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 11 марта 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Доценко В.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: