Дело № 2-336/2011 10 августа 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2011 года в городе Вельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Труфановой А.Н. к администрации муниципального образования «К**» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Труфановой А.Н. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «К**» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «К**» Вельского района Архангельской области.
Обосновывает требования тем, что Труфанова А.Н. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители лишены родительских прав. С 1998 года по 2007 года истица находилась в ГОУ «Н** детский дом». Впоследствии поступила в ГОУ «ПУ», где обучалась до июня 2011 года по специальности секретарь референт. Закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: дер. С**, Вельского района, д. **, где она проживала до лишения ее родителей родительских прав, признано непригодным для проживания в связи с чем, постановлением МО «Вельский муниципальный район» за ней было закреплено право требования предоставления жилого помещения на территории МО «К**». До настоящего времени жилое помещение с правом постоянного проживания Труфановой А.Н. не предоставлено. Поэтому, считает, что у истицы возникло право требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «К**», соответствующего санитарным и техническим нормам. А поэтому просит обязать администрацию МО «К**» предоставить Труфановой А.Н. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте МО «К**» отвечающее санитарно - техническим нормам, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, уточнив требования в части общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая должна составлять не менее 12 кв.м., что основано на решении МО «К**» №58 от 03.02.20-6г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории поселения «К**».
Труфанова А.Н. в судебном заседании также настояла на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что за ней как сиротой ранее было закреплено право на проживание в жилом помещении в дер. С**, Вельского района, д. **, которое признано не пригодным для проживания, в связи, с чем за ней было закреплено право требования предоставления жилого помещения на территории МО «К**», где она в настоящее время проживает. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, то вынуждена проживать на съемной квартире в пос.К**.
Представитель ответчика администрации МО «К**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя и в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.37-38, 100).
Представитель 3-го лица МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно представленного отзыва просят рассмотреть дело без участия их представителя, ссылаются на то, что МО «Вельский муниципальный район» жилого фонда не имеет, то предоставить жилье Труфановой А.Н. обязан ответчик за счет предоставленной из бюджета областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (л.д.35)
Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.101). В письменном отзыве ссылаются на то, что полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. На исполнение указанных полномочий ежегодно предусматриваются субвенции, размер которых и распределение по муниципальным образованиям области утверждаются областным законом «Об Областном бюджете» на очередной финансовый год. На 2011 год сумма субвенции выделенная МО «Вельский муниципальный район» составила ** рублей, перечисление которых произведено 03 февраля этого года. Учитывая, что Труфанова А.Н. закончила обучение в учреждении профессионального образования, в настоящее время не имеет жилья, поставлена на учет в МО «К**» как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, то оно должно быть ей предоставлено (л.д.54-55).
Представитель министерства финансов Архангельской области и администрации Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.98,99).
Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, согласно заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя, и исковые требования поддерживают в полном объеме.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Канаева А.И, Труфанову А.Н., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.18,40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что Труфанова А.Н. родилась ** года в дер. С**, Вельского района Архангельской области.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от ** года, мать Труфановой А.Н. – Труфанова З.А. была лишена родительских прав. Решением Вельского районного суда от ** года, отец Труфановой А.Н. – Труфанов Н.К. также был лишен родительских прав.
Таким образом, Труфанова А.Н. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.20-23).
Труфанова А.Н. в период с 2003 года по 2007 год находилась в государственном образовательном учреждении «Н** детский дом».
В 2007 году Труфанова А.Н. поступила в ГОУ «ПУ», где обучалась до июня 2011 года по специальности секретарь-референт (л.д.16). В период обучения была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии образовательного учреждения, где и проживала (л.д.12).
Ранее, на основании постановления главы Вельского района от ** года №** за Труфановой А.Н. было закреплено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, Вельский район, д.С** (л.д19).
Жилое помещение, в котором за Труфановой А.Н. было закреплено право на проживание, являлось непригодным для проживания, что сторонами в судебном заседании не оспаривается, то за ней на основании постановления главы МО «Вельский муниципальный район» от ** года №** закреплено право на внеочередное получение жилого помещения и п. 2 постановления № ** был отменен (л.д.14).
Постановлением главы названного муниципального образования от ** года № ** Труфанова А.Н. была снята с учета граждан нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения на территории МО «Х**» и поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья на территории МО «К**» с восстановлением в очереди с **года. Этим же постановлением отменено постановление № ** от ** года в отношении Труфановой А.Н. (л.д.9)
Посчитав постановление № ** от ** года незаконным, администрация МО «К**» обратилась в суд с заявлением о признании его таковым. Решением Вельского районного суда от 26 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований администрации МО «К**» о признании постановления главы названного муниципального образования от 28 марта 2011 года № ** недействительным полностью отказано. Судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда 14 июля 2011 года данное решение Вельского районного суда оставлено без изменения.
Согласно адресной справке от **года, Труфанова А.Н. с ** года зарегистрирована по месту жительства в дер. С**, Вельского района Архангельской области (л.д.13).
Другого жилого помещения по договору социального найма либо в собственности на территории МО «Х**», МО «К**» и МО «В**» не имеет.
Решением Совета депутатов муниципального образования «К**» №58 от 03.06.2006г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории поселения «К**» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Труфановой А.Н. подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.
Так постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ** от ** года за Труфановой А.Н. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Закрепленное ранее за истицей жилое помещение в дер. С**, Вельского района непригодно для проживания. На учете граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья истица состоит с ** года, первоначально в МО «Х**», а в настоящее время в МО «К**».
Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Поскольку закрепленное за истицей прежнее жилое помещение после лишения по решению суда ее родителей родительских прав не сохранено, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 ЖК РФ, обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма по окончании срока учебы в учебном заведении, а также по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на МО «К**», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца возникло после окончания пребывания его в образовательном учреждении.
Труфанова А.Н. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрела право для предоставления ей жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).
На момент судебного разбирательства жилищные права Труфановой А.Н., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма по месту постановки на учет на получение жилья на территории МО «К**», компенсации за него не предоставлено.
Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлено не было.
Установлено, что за Труфановой А.Н. было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Х**», где она должна быть поставлена на внеочередной учет, откуда впоследствии была снята и поставлена на внеочередной учет с восстановлением очередности в МО «К**», то и правоотношения по найму жилого помещения у Труфановой А.Н. возникли с МО «К**».
Отсутствие финансирования не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.
Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.
Труфанова А.Н. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение, то в данном случае она не лишена возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
В связи с тем, что Труфанова А.Н. имеет закрепленное право на внеочередное предоставление жилого помещения и в силу названных выше норм права МО «К**» обязано исполнить обязательство по предоставлению истице жилого помещения. Предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению названного законодательства, то суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении надлежащего ответчика МО «К**» на которого и надлежит возложить указанную обязанность.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Учетная норма площади жилого помещения и норма общей площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «К**» по договору социального найма на одного человека составляет 12 кв.м.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «К**» предоставить вне очереди жилое помещение Труфановой А.Н. по договору социального найма общей площадью не менее 12 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «К**» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Вельского района в интересах Труфановой А.Н. – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «К**» предоставить Труфановой А.Н. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 12 квадратных метров, расположенное в черте муниципального образования «К**», отвечающее санитарно – техническим нормам, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.