Дело № 2-3160/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Рыбниковой С.А.,
с участием: истца Кургановой И.Н., представителя истца Кургановой И.Н. – адвоката Останко М.И., помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Трофимовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Кургановой И. Н. к Лаптеву В. В. (третье лицо администрация Ленинского района г.Ставрополя) о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Курганова И.Н. обратилась в Ленинский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением, в котором в порядке ст. 39 ГПК РФ просит о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета Лаптева В.В.
В обоснование заявленных исковых требований Курганова И.Н. указала, что на основании договора № 244 от 02.11.2010 года социального найма жилого помещения, истец является нанимателем жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, находящуюся в муниципальной собственности. При заключении договора социального найма указанной выше квартиры, в договоре социального найма было указано, что в данной квартире кроме истца также будут проживать следующие члены ее семьи: Курганов И. П. - племянник, Васильченко А. И.-дочь, и Лаптев В. В. - муж. Следует отметить, что на момент заключения договора социального найма ни ее муж, в данном жилом помещении не проживали, а были просто в нем зарегистрированы по месту жительства, в связи с чем и были включены в данный договор социального найма. Данное обстоятельство подтверждается актом о не проживании от 03.02.2015 года, подписанный ее соседкой Синельщиковой В.М. и участковым полиции Багаидовым Р.Н. В настоящее время место проживания ее мужа неизвестно.
Истец Курганова И.Н. и ее представитель Останко М.И. в настоящем судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Лаптев В.В., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, извещался о явке заблаговременно по месту регистрации согласно данным, указанным в исковом заявлении. В материалах дела имеются конверты, возращенные в суд с отметкой почты «за истечением срока хранения» (ответчику направлялись уведомления с почты о получении заказных писем).
Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием являться в судебное заседание, несет сам ответчик в силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших возможности являться в судебное заседание, ответчик не представил. Применительно к п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявку ответчика за получением заказного письма с судебным извещением следует считать отказом ответчика от получения судебного извещения. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца суд счел возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица администрация Ленинского района г. Ставрополя Бжезовская М.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Суд с согласия участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Суд, выслушав истца, представителя истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, может использовать его для личного проживания и только собственник может предоставлять жилые помещения для проживания другим лицам на основании договора.
Статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Учитывая, что спорные правоотношения по пользованию жилым помещением являются длящимися, необходимо применять Жилищный кодекс РФ.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и с другими лицами.
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе и по основаниям, предусмотренным п.6 ст.10 ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В соответствие с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса российской федерации» (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями третьей и второй статьи 69 Жилищного кодекса РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно части первой статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей.
При этом законом предусмотрено, что вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (часть вторая статьи 70 ЖК).
Вместе с тем, как указано в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим право на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ истец может использовать жилое помещение для личного проживания и проживания членов его семьи, к которым ответчики не относятся.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора № 244 от 02.11.2010 года социального найма жилого помещения, истец является нанимателем жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, находящуюся в муниципальной собственности.
Согласно копии договора социального найма жилого помещения № 244 от 02.11.2010 года в квартире зарегистрированы члены семьи истца: Курганов И. П. - племянник, Васильченко А. И.-дочь, и Лаптев В. В. - муж.
Как видно из акта о не проживании от 03.02.2015 года, Лаптев В.В., Курганов И.П. не проживает по адресу: <адрес обезличен> с августа 2004 года.
Данный акт подписан соседкой истца Синельщиковой В.М. и участковым полиции Багаидовым Р.Н.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, при этом Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Согласно копии свидетельства о расторжении брака серии I-ДН № 634063 от 03.08.2004 года брак заключенный между Лаптевым В.В. и Лаптевой И.Н. прекращен 03.08.2004 года, ей присвоена фамилия Курганова.
Как установлено в судебном заседании истцом Кургановой И.Н. производится оплата за спорную квартиру, в том числе и за ответчика.
Факт не проживания ответчика в спорной квартире также подтверждается объяснениями Кургановой И.Н. от 06.07.2017 года, ответом начальника отдела полиции № 1 Управления МВД России по г.Ставрополя.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения наймодатель предоставляет нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно ст.678 ГК РФ жилые помещения по договорам « найма » предназначены только для проживания граждан.
В ч.1 ст.40 Конституции РФ содержится запрет на произвольное лишение гражданина права на жилище. Конституция РФ и жилищное законодательство констатируют возможность ограничения при определенных обстоятельствах права гражданина пользоваться жилым помещением. Такими обстоятельствами могут являться, в том числе, злоупотребление гражданина своими правами или невыполнение возложенных на него обязанностей, непосредственно нарушающее права и законные интересы других лиц.
Вместе с тем гражданин, занимающий конкретное жилое помещение, может потерять право на него в силу разных обстоятельств, в том числе, в виду невозможности совместного с ним проживания, выезда на другое постоянное место жительства и т.п. Важным для защиты конституционного права граждан на жилище является лишь соблюдение двух условий: основания признания гражданина утратившим право на жилую площадь должны быть сформулированы в законе и должна быть обеспечена возможность в случае наличия спора передать рассмотрение этого вопроса в судебные органы.
Согласно ст.679 ГК РФ с согласия нанимателя и граждан постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих.
Согласно пояснениям истца, данным в судебном заседании, Лаптев В.В. в спорном жилом помещении не проживает, попыток вселения не предпринимал, коммунальные услуги не оплачивает, не несет бремя содержания жилого помещения, и при этом препятствия в пользовании жилым помещением, во вселении ему не чинились.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация гражданина по месту пребывания является административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания.
Доказательства, представленные истцом, соответствуют признакам относимости и допустимости, в совокупности не противоречат друг другу, подтверждают фактические обстоятельства дела.
Таким образом, на основании представленных доказательств, оцениваемых судом в совокупности, установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчик не проживает в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истцов, не представлено.
Согласно ст. 31 п. «е» «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае, признания утратившим право пользования жилым помещением.
С учетом изложенного, требования истца о признании ответчика Лаптева В.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать Лаптева В. В., утратившим право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Решение является основанием для снятия Лаптева В. В., с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в суд, принявший решение в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения путем подачи заявления об отмене этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.С. Данилова