Дело № 2-2-122\2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года п.Усвяты
Невельский районный суд Псковской области в составе
председательствующего федерального судьи Алексеенко С.М.,
при секретаре Иванцове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области к К.С. З. о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства,
у с т а н о в и л :
Комитет по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области обратился в суд с иском к Королёву С.З. о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 984 127 руб., указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. №717, Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2013 г. №161, постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 г. № 295 «О порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам» индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Королёву С.З. был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 818 085 руб. 00 коп. и единовременная помощь в размере 166 042 руб. 00 коп.
ДД.ММ.ГГГГ между Главным государственным управлением сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (ныне - Комитет по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области) и Королёвым С.З. было заключено соглашение о предоставлении гранта, в соответствии с которым Управление обязалось предоставить ответчику грант и единовременную помощь на общую сумму 984 127 руб., а Королёв С.З. обязался использовать полученные бюджетные средства в течение 12 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов, а также выполнять иные обязательства, взятые на себя в соответствии с условиями Соглашения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ средства гранта были перечислены Управлением на расчетный счет Королёва С.З. в полном объеме.
В соответствии с п.2.2.4. раздела 2 Соглашения Королёв С.З. обязался зарегистрировать все активы, приобретенные за счет гранта и единовременной помощи, на себя и использовать крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Псковской области.
Согласно подпунктам 2.2.7., 2.2.9., 2.2.10, 2.2.11 раздела 2 Соглашения Королёв С.З. также обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта, предоставлять в Управление необходимую отчетность по освоению средств гранта и о хозяйственной деятельности, а в случае невыполнения обязательств нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Планом расходов средств гранта Королёв С.З. должен был приобрести три земельных участка общей стоимостью 530 000 руб., грузовой автомобиль, строительные материалы, бытовую и орг. технику.
В качестве документов, подтверждающих целевое расходование средств гранта на приобретение земельных участков, ответчик представил договор купли-продажи трех земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и расписку продавца в получении денежных средств, однако, в нарушение положений статьи 131 ГК РФ и п.2.2.4 Соглашения данные объекты недвижимости в установленном законом порядке Королёвым С.З. оформлены не были, в связи с чем, он не является надлежащим собственником указанного имущества.
В рамках выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ специалисты Комитета произвели осмотр крестьянского (фермерского) хозяйства Королёва С.З. При проверке ответчик подтвердил, что земельные участки, приобретенные им на средства гранта, надлежащим образом в собственность не оформлены.
Кроме этого, в нарушение пп.2.2.9 и 2.2.10, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. Королёв С.З. не представлял в Комитет отчеты о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с нарушением условий Соглашения, в целях досудебного урегулирования спора ДД.ММ.ГГГГ в адрес Королёва С.З. было направлено письмо с предложением в 30-дневный срок вернуть сумму гранта на лицевой счет Комитета, которое ответчиком в добровольном порядке не исполнено.
В судебном заседании представители Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Д.О.В. и П.В.И. исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до истечения пятилетнего срока с момента получения гранта Королёв С.З. прекратил деятельность возглавляемого им К(Ф)Х, что также является существенным нарушением заключенного им Соглашения.
Ответчик Королёв С.З. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что часть полученных средств гранта в сумме 400 000 руб. были израсходованы им на приобретение автомобиля «**», который до момента ареста судебными приставами использовался для нужд возглавляемого им фермерского хозяйства. Приобретенные им у своего отца А.З.Д, земельные участки не были своевременно оформлены в собственность по причине отсутствия денежных средств на эти цели.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст.78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с п.1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с п.3.1 данной статьи, в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Королёв С.З. был включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего как начинающий фермер ответчик обратился в Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области за предоставлением гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. №717, Государственной программой «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2013 г. №161, постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 г. №295 «О порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам» Королёву С.З. был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 984 127 руб., в том числе единовременная помощь в размере 166 042 руб. 00 коп.
ДД.ММ.ГГГГ между Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области и главой К(Ф)Х Королёвым С.З. было заключено Соглашение, согласно которому Управление обязалось предоставить ответчику грант, включающий также единовременную помощь на бытовое обустройство, а Королев С.З. взял на себя обязательство по использованию средств гранта согласно бизнес-плану и плану расходов в установленный срок с момента зачисления денежных средств на его расчетный счет.
Получатель также обязался обеспечить целевое использование бюджетных средств, осуществлять деятельность по ведению К(Ф)Х не менее пяти лет с момента получения гранта, использовать полученные бюджетные средства в течение 12 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов средств гранта, зарегистрировать все активы, приобретенные за счет гранта и единовременной помощи, на себя и использовать в крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулярно предоставлять в Управление отчетность о производственной деятельности К(Ф)Х (п.п.2.2.2, 2.2.4, 2.2.7, 2.2.9 и 2.2.10 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 3.3 Соглашения в случае нецелевого использования предоставленных бюджетных средств (невыполнение условий по Основному мероприятию либо непредставление получателем отчетов о целевом использовании средств) Управление вправе потребовать их возврата. Подпунктом 3.5 определено, что в случае установления любого из вышеуказанных нарушений получатель обязан возвратить полученные средства в 10-дневный срок с момента составления акта о нарушении условий предоставления гранта.
Факт получения Королёвым С.З. средств гранта в указанном размере подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ **, от ДД.ММ.ГГГГ **, от ДД.ММ.ГГГГ **, от ДД.ММ.ГГГГ **, и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Планом расходов средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Королёв С.З. должен был приобрести грузовой автомобиль стоимостью 400 000 руб., три земельных участка общей стоимостью 530 000 руб., строительные материалы, орг. технику и бытовую технику на общую сумму 127 796 руб.
Согласно договору купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ Королёв С.З. приобрел у А.З.Д, три земельных участка с **, ** и ** **, общей площадью 197 401 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В качестве подтверждения расходования полученных средств Королёв С.З. представил расписку А.З.Д, от ДД.ММ.ГГГГ о получении им денежных средств по договору купли-продажи в сумме 530 000 руб.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей на момент спорных правоотношений, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела копий свидетельств о государственной регистрации права серии ** и серии ** от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве ?) серии ** от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о регистрации права общей долевой собственности (доля в праве ?) от ДД.ММ.ГГГГ серии **, следует, что собственником земельных участков с **, ** и ** является А.З.Д,.
Таким образом, в нарушение положений статьи 131 ГК РФ и п. 2.2.4 Соглашения Королёвым С.З. земельные участки оформлены не были, в связи с чем, он не является надлежащим собственником данных объектов недвижимости.
Также одним из условий предоставления субсидии является представление в Управление в течение пяти лет ежеквартальной отчетности о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, утвержденным Минсельхозом России и Управлением (квартальная статистическая отчетность, годовая бухгалтерская отчетность, документы по предоставлению и использованию бюджетных средств) в срок, установленный Управлением (п.п. 2.2.9 и 2.2.10 Соглашения).
Вместе с тем, как следует из объяснений представителей истца и не оспаривается самим ответчиком, начиная с 2018 года Королёв С.З. отчеты о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не предоставлял.
Кроме этого, Королёвым С.З. не выполнено условие Соглашения о возложении на него обязанности осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта, поскольку по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил деятельность возглавляемого им К(Ф)Х.
Исходя из совокупности всех предоставленных доказательств, суд приходит к выводу, что Королёв С.З. нарушил условия Соглашения о предоставлении ему гранта, конечной целью которого было создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данные нарушения, по мнению суда, являются существенными.
Кроме этого, по информации старшего следователя СО МО МВД России «Невельский» Д.А.Ю. в производстве органа предварительного расследования находится уголовное дело, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Королёва С.З. по ч.3 ст.159 УК РФ, по факту хищения путем мошенничества полученных ответчиком ДД.ММ.ГГГГ денежных средств гранта и единовременной помощи в размере 984 127 руб.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).
Подпунктом 3 п.3 ст.78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с положением о порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 г. №295, Комитет по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области (ранее - Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области), является главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 19 указанного Положения предусмотрено, что в случае нецелевого использования или неиспользования гранта в установленный срок, ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения 5 лет с момента получения гранта, невыполнения условий Соглашения, либо в случае выявления нарушения требований, установленных для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату на лицевой счет Уполномоченного органа в течение 30 дней со дня предъявления письменного требования. В случае невозврата полученного гранта в указанный срок грант взыскивается Уполномоченным органом в судебном порядке.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера расходования бюджетных средств, который предполагает выделение их в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и контроля за их использованием.
В соответствии с ч.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Ссылка Королёва С.З. на то, что часть денежных средств гранта в сумме 400 000 руб. использованы им по целевому назначению – для приобретения грузового автомобиля «КАМАЗ», в связи с чем в этой части иск удовлетворению не подлежит, не может быть принята во внимание, поскольку приобретение данного имущества не свидетельствует о выполнении ответчиком условий Соглашения о создании и развитии крестьянского (фермерского) хозяйства, деятельность которого была им прекращена досрочно.
Кроме этого, положения заключенного Королёвым С.З. Соглашения не предусматривают возможность частичного возвращения полученных бюджетных средств гранта в случае нарушения условий его предоставления.
При таких обстоятельствах суд признает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет. Поэтому с ответчика Королёва С.З. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 041 руб. 27 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области к Королёва С.З. удовлетворить.
Взыскать с Королёва С.З. в пользу Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области 984 127 (девятьсот восемьдесят четыре тысячи сто двадцать семь) руб. 00 коп.
Взыскать с Королёва С.З. 13 041 (тринадцать тысяч сорок один) руб. 27 коп. государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Усвятский район» Псковской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алексеенко С.М.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2019 года.
Судья Алексеенко С.М.