Дело № 2а-4120/2022
УИД 73RS0001-01-2022-005708-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Сороцкой С.С., представителя административного ответчика Администрации города Ульяновска – Ушанова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска поданного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации города Ульяновска.
В обоснование иска указывается, что прокуратурой района во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Ульяновской области организована и проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой выявлены основания для принятия мер прокурорского реагирования.
Проверочные мероприятия показали, что на территории Ленинского района г.Ульяновска вблизи Сельдинского шоссе располагается несанкционированная свалка. Указанная салка расположена на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе осмотра 20.07.2022 вышеназванной территории по Сельдинскому шоссе установлено, что на указанной территории образовалась несанкционированная свалка со строительным и бытовым мусором (старая мебель, сгнившие доски и другие предметы быта) примерным объемом 700 куб.м.
Прокурор просил обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи Сельдинского шоссе (координаты 54.337715, 48.298339) примерным объемом 700 куб.м.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Горкомхоз».
В судебном заседании старший помощник прокурора требования административного искового заявления и доводы, изложенные в нем, поддержала. Также пояснила, что свалка не ликвидирована до настоящего времени.
Представитель административного ответчика Администрации города Ульяновска в судебном заседании исковые требования признал, вместе с тем, просил установить срок исполнения решения суда до июля 2023 года. Также пояснил, что не оспаривает обязанность администрации города Ульяновска по ликвидации спорной свалки. Администрацией города Ульяновска принимаются меры к ее ликвидации.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заинтересованного лица ООО «Горкомхоз» в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В судебном заседании установлено, что в результате прокурорской проверки 20.07.2022 на территории города Ульяновска вблизи Сельдинского шоссе (координаты 54.337715, 48.298339) обнаружена несанкционированная свалка примерным объемом 700 куб.м, что подтверждается рапортом старшего помощника прокурора и фотоматериалами, а также не оспаривается участниками процесса.
Территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка, входит в черту муниципального образования «город Ульяновск».
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119 (Далее Устав города Ульяновска), муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом.
Положениями п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Пункт 27 ст. 3 Устава города Ульяновска также предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Причинами возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории городского округа мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, а также для выявления и наказания лиц, совершивших такие правонарушения.
При этом, со стороны администрации города Ульяновска не представлено доказательств принятия каких-либо мер к ликвидации данной свалки и принятия надлежащих и своевременных мер к установлению лиц допустивших правонарушение.
Более того, Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 № 55, в соответствии со статьями 6 и 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утверждена Территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области (далее - Территориальная схема).
Приложением к Территориальной схеме является Реестр мест несанкционированного размещения (складирования) отходов на территории Ульяновской области, в пункте 26 которого поименована свалка в районе Сельдинского шоссе.
Пунктом 4.9 Территориальной схемы предписано, что на период реализации территориальной схемы необходимо ликвидировать данные объекты и/или произвести рекультивацию нарушенных земель. Ответственные лица за ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков не выявлены. Ликвидация несанкционированных свалок будет осуществлена путем проведения конкурсной процедуры.
Судом установлено, что спорная свалка располагается на земельном участке в пределах города Ульяновска, право государственной собственности на который не разграничено.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ № 131-ФЗ).
Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
В соответствии с п. 1 Устава города Ульяновска администрация города Ульяновска (сокращенное наименование - администрация города) - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области
С учетом изложенного, суд считает необходимым административный иск к администрации города Ульяновска удовлетворить.
Оснований для удовлетворения требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не имеется, так как исходя из приведенных выше положений закона ответственным в данном случае лицом за ликвидацию спорной свалки, как следствие надлежащим административным ответчиком, является именно администрация города Ульяновска.
При этом суд учитывает, что Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО
«О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» уполномоченному Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (в настоящее время это Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) переданы полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» лишь по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок не относится к вопросам распоряжения земельными участками, следовательно Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В данном случае суд не усматривает оснований для установления конкретного срока исполнения решения, так как обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на момент принятии решения уже наступила, а со стороны администрации города Ульяновска не представлено допустимых и относимых доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные законом сроки, а равно том, что решение суда будет исполнено в заявленный административным ответчиком срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска к Администрации города Ульяновска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи Сельдинского шоссе (координаты 54.337715, 48.298339) примерным объемом 700 куб.м.
В удовлетворении административного иска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.