АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Чуряева А.В., Корневой М.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 25 мая 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей жалобу, изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) (далее - пенсионный орган) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства указала, что с 1990 г. работает медицинской сестрой, в связи с чем имеет специальный стаж, достаточный для досрочного назначения пенсии.
Однако по результатам рассмотрения ее заявления пенсионный орган отказал во включении в стаж для досрочного назначения пенсии периоды ее работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Считая данный отказ незаконным, ФИО1 просила суд обязать пенсионный орган засчитать периоды ее работы в должности медицинской сестры с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также назначить ей пенсию с <дата>
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен работодатель ФИО1 - акционерное общество «ГМС Ливгидромаш».
Решением суда заявленные исковые требования удовлетворены частично - суд обязал пенсионный орган засчитать периоды работы ФИО1 с <дата> по <дата> (включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>) в должности медицинской сестры в санатории-профилактории производственного объединения «Ливгидромаш» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
ФИО1 не согласилась с решением суда, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных ею исковых требований и принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указала, что имеет равные пенсионные права с работниками учреждений здравоохранения.
Сослалась на то, что весь спорный период времени она осуществляла лечебную деятельность, исполняя обязанности, идентичные с обязанностями медицинской сестры в государственном учреждении здравоохранения.
Обратила внимание на то, что суд должен был установить тождественность должности медицинской сестры в учреждении здравоохранения с занимаемой ею должностью.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей пенсионного органа, извещенного о дате и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав явившегося в судебное заседание истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).
Порядок и условия приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря
г. № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 данной статьи предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля
г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения)»
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учет., периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Из материалов дела следует, что распоряжением Совета Министров СССР от 9 марта 1947 г. № 2146-р был создан Ливенский завод гидравлических
машин «Ливгидромаш». 29 ноября 1963 г. завод вошел в состав объединения по производству насосов -«Ливгидромаш», а в соответствии с приказом Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР от 15 марта 1966 г. № 100 объединение по производству насосов «Ливгидромаш» было расформировано, из его состава был выделен завод «Ливгидромаш». Приказом Министерства химического машиностроения СССР от 26 декабря 1975 г. № 270 завод «Ливгидромаш» и Ливенский филиал «ВНИИГ идромаш» были объединены в производственное объединение гидравлических машин «Ливгидромаш». Постановлением главы администрации г. Ливны № 513 от 30 сентября 1992 г. производственное объединение гидравлических машин «Ливгидромаш» преобразовано в порядке приватизации в акционерное общество открытого типа «Ливгидромаш». На основании постановления главы администрации г. Ливны от 28 июня 1996 г. № 325 название акционерного общества открытого типа «Ливгидромаш» изменено на открытое акционерное общество «Ливенское производственное объединение гидравлических машин», переименовано с 26 августа 2010 г. в открытое акционерное общество «ГМС Насосы», с 7 июля 2014 г. - в открытое акционерное общество «ГМС Ливгидромаш», с 8 июля 2015- в акционерное общество
«ГМС Ливгидромаш».
Постановлением Центрального Совета профсоюзов работников тяжелой машиностроения от <дата> в структуре акционерного общества «Ливгидромаш» учрежден санаторий-профилакторий, являющийся филиалом данного акционерного общества. Из представленного в материалы дела положения о санатории-профилактории следует, что в нем осуществляется проведение лечебной и оздоровительной работы среди работников данной организации: амбулаторно без отрыва от их трудовой деятельности и стационарно во время их отпусков, оказываются стоматологические услуги и обслуживание на УЗИ.
Из справки, администрации Ливенского района Орловской области от <дата> № следует, что территория, на которой располагался санаторий-профилакторий производственного объединения «Ливгидромаш», относится к сельской местности Ливенского района.
Судом также установлено, что ФИО1 имеет среднее специальное образование по специальности фельдшер.
<дата> она была принята на работу медицинской сестрой в отдел охраны труда и техники безопасности производственного объединения «Ливгидромаш».
Согласно приказу (распоряжению) от <дата> № переведена из отдела охраны труда и техники безопасности в водолечебницу санатория- профилактория производственного объединения «Ливгидромаш».
С <дата> переведена медицинской сестрой по физиотерапии на участок № санатория-профилактория производственного объединения «Ливгидромаш».
С <дата> переведена медицинской сестрой по физиотерапии на здравпункт №, где работает по настоящее время.
С <дата> по <дата> находилась на курсах повышения квалификации по специальности «Медсестра по физиотерапии», с <дата> по <дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком.
<дата> ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ей пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Уведомлениями от <дата> и от <дата> пенсионный орган отказал ФИО1 в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в ее стаж были засчитаны в календарном исчислении периоды работы с <дата> по <дата> Периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не включены пенсионным органом в стаж. Таким образом, по мнению пенсионного органа, стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, на дату ее обращения составляет 8 лет 11 месяцев 5 дней и недостаточен для досрочного назначения пенсии.
Исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд первой инстанции установил, что в спорный период времени ФИО1 занимала должности медицинской сестры в различных подразделениях производственного объединения «Ливгидромаш» (затем - акционерного общества открытого типа «Ливгидромаш», открытого акционерного общества «Ливенское производственное объединение гидравлических машин»,
открытого акционерного общества «ГМС Насосы», открытого акционерного общества «ГМС Ливгидромаш», акционерного общества «ГМС Ливгидромаш»), основным видом деятельности которого является
производство насосов и компрессоров.
Поскольку до <дата> и с <дата> правовое регулирование предусматривало возможность включения в специальный стаж работников здравоохранения, дающий право на досрочное назначении пенсии, периоды работы лишь в строго определенных учреждениях и организациях, к которым место работы ФИО1 с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не относилось, а с <дата> по <дата> законодательство позволяло включать в такой стаж работу в учреждениях и организациях независимо от их ведомственной подчиненности, суд первой инстанции включил ФИО1 в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры санатория-профилактория производственного объединения «Ливгидромаш» в период с <дата> по <дата>
в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, отказав в удовлетворении остальных исковых требований.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки судебной коллегии.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации oi 22 сентября 1999 г. № 1066.
Этим Списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Исходя из этого, с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи е лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов открытого акционерного общества «Ливенское производственное
объединение гидравлических машин» и его правопреемников, а также выданных этому обществу лицензий и приложений к ним не следует, что созданный при нем санаторий имеет такие профили деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в Списках, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от <дата> № и от <дата> № соответственно.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что в приведенных выше Списках, подлежащих применению к периоду трудовой деятельности ФИО1 с <дата> по <дата>, не указано такое наименование организации, осуществляющей медицинскую деятельность, как открытое акционерное общество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря -2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 сентября 2015 г. № 1920-0 указал, что устанавливая в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Следовательно, поскольку в спорный период времени ФИО1 не работала в учреждениях здравоохранения, то правовых оснований для включения этого периода в стаж для досрочного назначения ей страховое пенсии не имеется.
Подлежит отклонению и довод жалобы ФИО1 о том, что суд должен был установить тождественность выполняемой ею деятельности с деятельностью медицинских сестер в учреждениях здравоохранения со ссылкой на пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В абзаце втором данного пункта даны разъяснения о том, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Между тем данное разъяснение касается применения части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Однако к настоящему делу приведенные правовые нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не относятся, поскольку
организация, где в спорные периоды времени работала ФИО1, организационно-правовую-форму учреждения никогда не имело.
Правомерно судом первой инстанции не включен в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и период работы ФИО1 с <дата> по <дата>
В данный период времени действовало постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Из пункта 1 данного постановления следует, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам здравоохранения также по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению, к которым место работы ФИО1 в период с <дата> по <дата> не относилось.
Таким образом, все юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции верно, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены правильно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено <дата>
Председательствующий
Судьи
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Чуряева А.В., Корневой М.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 25 мая 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей жалобу, изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) (далее - пенсионный орган) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства указала, что с 1990 г. работает медицинской сестрой, в связи с чем имеет специальный стаж, достаточный для досрочного назначения пенсии.
Однако по результатам рассмотрения ее заявления пенсионный орган отказал во включении в стаж для досрочного назначения пенсии периоды ее работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Считая данный отказ незаконным, ФИО1 просила суд обязать пенсионный орган засчитать периоды ее работы в должности медицинской сестры с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также назначить ей пенсию с <дата>
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен работодатель ФИО1 - акционерное общество «ГМС Ливгидромаш».
Решением суда заявленные исковые требования удовлетворены частично - суд обязал пенсионный орган засчитать периоды работы ФИО1 с <дата> по <дата> (включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>) в должности медицинской сестры в санатории-профилактории производственного объединения «Ливгидромаш» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
ФИО1 не согласилась с решением суда, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных ею исковых требований и принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указала, что имеет равные пенсионные права с работниками учреждений здравоохранения.
Сослалась на то, что весь спорный период времени она осуществляла лечебную деятельность, исполняя обязанности, идентичные с обязанностями медицинской сестры в государственном учреждении здравоохранения.
Обратила внимание на то, что суд должен был установить тождественность должности медицинской сестры в учреждении здравоохранения с занимаемой ею должностью.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей пенсионного органа, извещенного о дате и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав явившегося в судебное заседание истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).
Порядок и условия приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря
г. № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 данной статьи предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля
г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения)»
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учет., периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Из материалов дела следует, что распоряжением Совета Министров СССР от 9 марта 1947 г. № 2146-р был создан Ливенский завод гидравлических
машин «Ливгидромаш». 29 ноября 1963 г. завод вошел в состав объединения по производству насосов -«Ливгидромаш», а в соответствии с приказом Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР от 15 марта 1966 г. № 100 объединение по производству насосов «Ливгидромаш» было расформировано, из его состава был выделен завод «Ливгидромаш». Приказом Министерства химического машиностроения СССР от 26 декабря 1975 г. № 270 завод «Ливгидромаш» и Ливенский филиал «ВНИИГ идромаш» были объединены в производственное объединение гидравлических машин «Ливгидромаш». Постановлением главы администрации г. Ливны № 513 от 30 сентября 1992 г. производственное объединение гидравлических машин «Ливгидромаш» преобразовано в порядке приватизации в акционерное общество открытого типа «Ливгидромаш». На основании постановления главы администрации г. Ливны от 28 июня 1996 г. № 325 название акционерного общества открытого типа «Ливгидромаш» изменено на открытое акционерное общество «Ливенское производственное объединение гидравлических машин», переименовано с 26 августа 2010 г. в открытое акционерное общество «ГМС Насосы», с 7 июля 2014 г. - в открытое акционерное общество «ГМС Ливгидромаш», с 8 июля 2015- в акционерное общество
«ГМС Ливгидромаш».
Постановлением Центрального Совета профсоюзов работников тяжелой машиностроения от <дата> в структуре акционерного общества «Ливгидромаш» учрежден санаторий-профилакторий, являющийся филиалом данного акционерного общества. Из представленного в материалы дела положения о санатории-профилактории следует, что в нем осуществляется проведение лечебной и оздоровительной работы среди работников данной организации: амбулаторно без отрыва от их трудовой деятельности и стационарно во время их отпусков, оказываются стоматологические услуги и обслуживание на УЗИ.
Из справки, администрации Ливенского района Орловской области от <дата> № следует, что территория, на которой располагался санаторий-профилакторий производственного объединения «Ливгидромаш», относится к сельской местности Ливенского района.
Судом также установлено, что ФИО1 имеет среднее специальное образование по специальности фельдшер.
<дата> она была принята на работу медицинской сестрой в отдел охраны труда и техники безопасности производственного объединения «Ливгидромаш».
Согласно приказу (распоряжению) от <дата> № переведена из отдела охраны труда и техники безопасности в водолечебницу санатория- профилактория производственного объединения «Ливгидромаш».
С <дата> переведена медицинской сестрой по физиотерапии на участок № санатория-профилактория производственного объединения «Ливгидромаш».
С <дата> переведена медицинской сестрой по физиотерапии на здравпункт №, где работает по настоящее время.
С <дата> по <дата> находилась на курсах повышения квалификации по специальности «Медсестра по физиотерапии», с <дата> по <дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком.
<дата> ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ей пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Уведомлениями от <дата> и от <дата> пенсионный орган отказал ФИО1 в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в ее стаж были засчитаны в календарном исчислении периоды работы с <дата> по <дата> Периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не включены пенсионным органом в стаж. Таким образом, по мнению пенсионного органа, стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, на дату ее обращения составляет 8 лет 11 месяцев 5 дней и недостаточен для досрочного назначения пенсии.
Исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд первой инстанции установил, что в спорный период времени ФИО1 занимала должности медицинской сестры в различных подразделениях производственного объединения «Ливгидромаш» (затем - акционерного общества открытого типа «Ливгидромаш», открытого акционерного общества «Ливенское производственное объединение гидравлических машин»,
открытого акционерного общества «ГМС Насосы», открытого акционерного общества «ГМС Ливгидромаш», акционерного общества «ГМС Ливгидромаш»), основным видом деятельности которого является
производство насосов и компрессоров.
Поскольку до <дата> и с <дата> правовое регулирование предусматривало возможность включения в специальный стаж работников здравоохранения, дающий право на досрочное назначении пенсии, периоды работы лишь в строго определенных учреждениях и организациях, к которым место работы ФИО1 с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не относилось, а с <дата> по <дата> законодательство позволяло включать в такой стаж работу в учреждениях и организациях независимо от их ведомственной подчиненности, суд первой инстанции включил ФИО1 в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры санатория-профилактория производственного объединения «Ливгидромаш» в период с <дата> по <дата>
в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, отказав в удовлетворении остальных исковых требований.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки судебной коллегии.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации oi 22 сентября 1999 г. № 1066.
Этим Списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Исходя из этого, с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи е лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов открытого акционерного общества «Ливенское производственное
объединение гидравлических машин» и его правопреемников, а также выданных этому обществу лицензий и приложений к ним не следует, что созданный при нем санаторий имеет такие профили деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в Списках, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от <дата> № и от <дата> № соответственно.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что в приведенных выше Списках, подлежащих применению к периоду трудовой деятельности ФИО1 с <дата> по <дата>, не указано такое наименование организации, осуществляющей медицинскую деятельность, как открытое акционерное общество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря -2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 сентября 2015 г. № 1920-0 указал, что устанавливая в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Следовательно, поскольку в спорный период времени ФИО1 не работала в учреждениях здравоохранения, то правовых оснований для включения этого периода в стаж для досрочного назначения ей страховое пенсии не имеется.
Подлежит отклонению и довод жалобы ФИО1 о том, что суд должен был установить тождественность выполняемой ею деятельности с деятельностью медицинских сестер в учреждениях здравоохранения со ссылкой на пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В абзаце втором данного пункта даны разъяснения о том, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Между тем данное разъяснение касается применения части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Однако к настоящему делу приведенные правовые нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не относятся, поскольку
организация, где в спорные периоды времени работала ФИО1, организационно-правовую-форму учреждения никогда не имело.
Правомерно судом первой инстанции не включен в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и период работы ФИО1 с <дата> по <дата>
В данный период времени действовало постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Из пункта 1 данного постановления следует, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам здравоохранения также по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению, к которым место работы ФИО1 в период с <дата> по <дата> не относилось.
Таким образом, все юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции верно, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены правильно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено <дата>
Председательствующий
Судьи