Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4080/2020 ~ М-4446/2020 от 15.09.2020

Дело № 2а-4080/20

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020г.                                          г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретарях Ереминой И.А., Чуваковой А.Н.,

с участием помощников прокурора Ленинского района г.Ульяновска Шаляхина А.А., Причалова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яковлевой Валерии Сергеевны к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования, итогов голосования по выборам депутатов, результатов выборов депутатов, протокола о результатах голосования, постановления Ульяновской избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Яковлева В.С. обратилась в суд с административным иском к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 от 13.09.2020г., протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 на избирательных участках №№3741,3743,3744,3745,3746,3801,3802, отмене результатов голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 на избирательных участках №№3741,3743,3744,3745,3746,3801,3802, в обоснование указав следующее.

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 18.08.2020 года суд признал незаконным и отменил решение Ульяновской городской избирательной комиссии от 01.08.2020 № 115/561-4 о регистрации истицы Яковлевой B.C. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33. Ульяновским областным судом было принято решение об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы Яковлевой В.С. без удовлетворения. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2020 года отменено апелляционное определение полностью и вынесено новое решение, которым суд восстановил истицу как кандидата в депутаты в Ульяновскую городскую Думу шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33.

Однако в г. Ульяновске со 02 сентября 2020 года началось досрочное голосование, в том числе, по всему указанному выше одномандатному избирательному округу. Между тем, бюллетени для голосования были изготовлены без указания фамилии истицы. Только 10.09.2020 г. Ульяновской городской избирательной комиссией города Ульяновска были изготовлены новые бюллетени уже с фамилией истицы Яковлевой B.C. Тем самым, по мнению истицы, при проведении досрочного голосования на избирательных участках были существенно нарушены ее права как кандидата, поскольку она была лишена возможности получить голоса избирателей при досрочном голосовании в период со 02.09.2020 года по 10.09.2020 года, а также проводить в данное время агитацию как действующий кандидат, в связи с чем она в данный период она не обладала равными правами с иными кандидатами по одномандатному избирательному округу, которые были в списке кандидатов при досрочном голосовании весь период. Данное обстоятельство, по мнению истицы, может являться основанием для признания бюллетеней недействительными.

    Учитывая обстоятельства исключения ее из списка кандидатов в период досрочного голосования, истица полагает, что можно говорить о лишении ее возможности «полноценно» участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты.

Кроме того, незаконное лишение ее возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в период досрочного голосования привело к искажению характера выборов как свободных не только для самой истицы, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых была ограничена самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, в связи с отсутствием фамилии истицы в бюллетене.

В связи с вышеизложенным, полагает, что ее нарушенное право, может подлежать восстановлению только путем отмены итогов голосования.

На основании изложенного административный истец обратилась в суд с настоящим иском.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Вотрин П.П., Долгов М.С., Кадермятова Л.А., Кучембаев А.Н., Панин Я.А., Синькевич Е.А., Украинец Е.В.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила ранее заявленные требования и окончательно просила:

- признать недействительными протоколы участковых избирательных комиссий по итогам голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 на избирательных участках №№3401,3402,3406,3407,3945,3948,3949,

- признать недействительными итоги голосования по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33,

- признать недействительными результаты выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, протокол о результатах голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, Постановление Ульяновской избирательной комиссии от 14 сентября 2020 года №141/1082-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33».

Данные требования приняты судом к рассмотрению определением от 14.10.2020г.

В судебном заседании административный истец Яковлева В.С. и ее представитель на удовлетворении требований настаивали, поддержали все изложенное в административном иске и письменных дополнениях к иску, суду пояснив следующее.

Как на основание заявленных требований о признании недействительными протоколов об итогах голосования на избирательных участках сторона истца ссылается на пп. «б», «в», «г», «д» ч.1.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, а требования о признании недействительными результатов выборов (протокола о результатах голосования и постановления об определении результатов выборов) основываются на п. «е» ч.2 ст.77 указанного Федерального закона.

Так, истица полагает, что нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, нарушение порядка формирования избирательной комиссии в данном случае выражаются в том, что она в период со 02.09.2020г. по 10.09.2020г. не могла проводить свою предвыборную агитацию, не могла направить своих наблюдателей на избирательные участки, не могла назначить своих представителей в избирательную комиссию с правом совещательного голоса. Другие нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, согласно п. «д» ч.2 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ, а также нарушение п. «е» ч.2 указанной статьи выражаются в отсутствии фамилии истицы в бюллетенях в указанный период времени. Все указанные обстоятельства не позволяют выявить действительную волю избирателей и достоверно определить результаты данных выборов.

Представители административного ответчика Ульяновской городской избирательной комиссии в судебном заседании заявленные требования не признали, представили в материалы дела письменные возражения относительно заявленного иска, а также пояснили суду следующее.

26 июня 2020 года в периодическом печатном издании «Ульяновск сегодня» опубликовано решение Ульяновской Городской Думы от 23.06.2020 №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва». Полномочия сорока окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию постановлением от 25 июня 2020 года № 96/365-4.

1 августа 2020 года Ульяновской городской избирательной комиссией было принято постановление № 115/561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33».

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 августа года было признано незаконным и отменено постановление Ульяновской городской избирательной комиссией от 1 августа 2020 года 5 561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33». Ульяновским областным судом 28 августа 2020 года решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 августа 2020 года оставлено в силе. Шестым кассационным судом общей юрисдикции 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска и апелляционное определение Ульяновского областного были отменены. Вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссией от 1 августа 2020 года № 115/561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33».

10 сентября 2020 года постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии были внесены изменения в текст избирательного бюллетеня по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33.

Таким образом, с 11 сентября 2020 года голосование проходило по избирательным бюллетеням с кандидатом Яковлевой B.C., следовательно, сторонники кандидата Яковлевой B.C. имели возможность реализовать свое

право голосовать за нее с 11 по 13 сентября 2020 года.

14 сентября 2020 года Ульяновской городской избирательной комиссией определены результаты выборов по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 и принято постановление №141/1082-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской Думы того созыва по Ленинскому избирательному округу №33». 16 сентября 2020 года принято постановление Ульяновской городской избирательной комиссии № 142/1091-4 «Об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

30 сентября 2020 года депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва были зарегистрированы постановлением № 143/1092-4 «О регистрации депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

    Полагают, что в административном исковом заявлении Яковлевой B.C. отсутствуют какие-либо доводы и не приведены конкретные обстоятельства из указанных в ст. 77 Федерального закона Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены судом результатов выборов.

Каких-либо нарушений в период досрочного голосования и в день голосования, ставящих под сомнение действительность волеизъявления избирателей, участковыми избирательными комиссиями допущено не было.

Дополнительно отметили, что законодательство не содержит положений о наличии такого основания для отмены результатов выборов как отсутствие сведений о кандидате в избирательных бюллетенях в период досрочного голосования.

Пояснили, что избиратели, которые желали проголосовать за кандидата в депутаты Яковлеву B.C., имели возможность реализовать свое активное избирательное в период с 11 по 13 сентября 2020 года. Согласно Сведениям о проведении досрочного голосования, в том числе с применением дополнительных форм организации досрочного голосования, по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 в период со 2 по 10 сентября 2020 года общее число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составило 283, в период с 11 по 12 сентября 2020 года - 560 бюллетеней. Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 в день голосования 13 сентября 2020 года общее число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, составило 1448. В период с 11 по 13 сентября 2020 года в голосовании приняли участие 2008 избирателей, всего в выборах со 2 по 13 сентября 2020 года принял участие 2291 избиратель. Таким образом, в период со 2 по 10 сентября 2020 года в выборах приняло участие всего лишь 12,35% избирателей, тогда как в период с 11 по 13 сентября 2020 года - 87,65% избирателей.

Каких-либо    оснований    для    признания    бюллетеней    досрочно голосовавших избирателей в период со 2 по 10 сентября 2020 года недействительными, согласно пункту 17 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, не имеется. На настоящий момент от самих избирателей жалоб об отсутствии кандидата Яковлевой B.C. в бюллетенях для голосования в дни проведения досрочного голосования, а также на нарушения при проведении голосования, которые свидетельствовали об ограничении свободы волеизъявления избирателей, в комиссии различного уровня не поступало.

Яковлева B.C. с 21.07.2020 вправе была заниматься предвыборной агитацией. 22.07.2020 Яковлевой B.C. был открыт специальный избирательный Ульяновском отделении №8588/0035 ПАО Сбербанк. Согласно выписке операций по лицевому счету Яковлевой B.C. в с 22.07.2020 до 28.08.2020 (дата вступления в силу апелляционного определения Ульяновского областного суда) движение средств осуществлялось, а с 09.09.2020 (еще до вынесения кассационного определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции) по 11.09.2020 движение средств составило: по дебету - <данные изъяты> руб., по кредиту - <данные изъяты> руб. При этом расходы состояли из затрат на оплату распространение агитационных материалов - <данные изъяты> руб. (оплачено 11.09.2020) и изготовление агитационных материалов - <данные изъяты> руб. Специальный избирательный счет Яковлевой B.C. в период между 28.08.2020 и 10.09.2020 закрыт не был, операции по нему проводились. 02.10.2020 Яковлева B.C. закрыла свой избирательный счет. Наряду с другими кандидатами по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 Яковлева B.C. была вправе разместить в периодическом печатном издании газете «Ульяновск сегодня» агитационный печатный материал, однако этим правом не воспользовалась.

В период досрочного голосования и в день голосования 13 сентября 2020 года от кандидата в депутаты Яковлевой B.C. во все участковые избирательные комиссии были назначены члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Кроме того, в составы всех участковых избирательных комиссий Ленинского одномандатного избирательного округа №33 входят члены комиссии с правом решающего        голоса, назначенные Политической Партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Представитель заинтересованного лица УОО ПП «КП РФ» в судебном заседании поддержал исковые требования и позицию истицы.

Представитель заинтересованного лица Долгова М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения относительно заявленного иска, в которых, по сути, поддержал доводы стороны административного ответчика.

Заинтересованные лица Вотрин П.П., Долгов М.С., Кадермятова Л.А., Кучембаев А.Н., Панин Я.А., Синькевич Е.А., Украинец Е.В. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались.

Выслушав административного истца, ее представителя, представителей административного ответчика, представителей заинтересованных лиц Долгова М.С. и УОО ПП «КП РФ», заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы административного дела №2а-3610/2020, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения данного федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Пунктом 1.1 статьи 77 указанного федерального закона закреплено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Судом установлено, что 26 июня 2020 года в периодическом печатном издании «Ульяновск сегодня» опубликовано решение Ульяновской Городской Думы от 23.06.2020 №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

Полномочия сорока окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию постановлением от 25 июня 2020 года № 96/365-4.

В соответствии с частью 5.1 статьи 39, частью 4 статьи 44 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области»» и Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии 25 июня 2020 года №96/366-4, представление документов о самовыдвижении кандидата, выдвижении кандидата избирательным объединением было возможно с 26 июня 2020 года до 18.00 26 июля 2020 года.

1 августа 2020 года Ульяновской городской избирательной комиссией было принято постановление № 115/561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33».

Также в период с 17.07.2020года по 09.08.2020года Ульяновской городской избирательной комиссией были приняты аналогичные постановления о регистрации кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 следующих лиц: Вальцева В.В., Вотрина П.П., Долгова М.С., Долгова В.И., Кадермятовой Л.А., Кучембаева А.Н., Панина Я.А., Синькевич Е.А., Украинец Е.В. Помимо этого, были приняты и постановления об аннулировании регистрации кандидатов в депутаты Вальцева В.В. и Долгова В.И.

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 августа 2020 года признано незаконным и отменено постановление Ульяновской городской избирательной комиссией от 1 августа 2020 года №115/561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33».

Апелляционным определением Ульяновским областным судом 28 августа 2020 года решение Ленинского районного суда да Ульяновска от 18 августа 2020 года оставлено без изменения.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска и апелляционное определение Ульяновского областного суда были отменены. Вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссией от 1 августа 2020 года №115/561-4 «О регистрации Яковлевой Валерии Сергеевны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33».

10 сентября 2020 года постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии были внесены изменения в текст избирательного бюллетеня по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 33, согласно которому в текст бюллетеней включена фамилия кандидата в депутаты Яковлевой В.С.

13 сентября 2020года участковыми избирательными комиссиями по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 на избирательных участках №№3401,3402,3406,3407,3945,3948,3949 оформлены и подписаны протоколы об итогах голосования на каждом участке.

14 сентября 2020года Территориальной избирательной комиссией Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» оформлен и подписан протокол об итогах голосования на территории (части территории) Ленинского одномандатного избирательного округа №33.

14 сентября 2020 года Ульяновской городской избирательной комиссией определены результаты выборов по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 и принято постановление №141/1082-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому избирательному округу №33».

16 сентября 2020 года принято постановление Ульяновской городской избирательной комиссии № 142/1091-4 «Об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

Административный истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на то, что ввиду отсутствия ее фамилии в бюллетенях для голосования в период проведения досрочного голосования со 02.09.2020года по 10.09.2020года были нарушены ее права как кандидата в депутаты, поскольку в данный период времени она была лишена права на проведение агитации среди избирателей, не имела права направить своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не могла направить в избирательные комиссии своих представителей с правом совещательного голоса, а также полагает, что бюллетени досрочно проголосовавших ввиду отсутствия в них ее фамилии в качестве кандидата должны считаться недействительными.

По мнению суда, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Обстоятельства, при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, перечислены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Так, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (пункт 6 статьи 77).

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Административный истец в обоснование своих требований о признании недействительными решения комиссии об утверждении итогов голосования ссылается на нарушения законодательства о выборах, предусмотренные пунктами «б», «в», «г», «д» части 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В обоснование своих требований о признании недействительными результатов выборов истица ссылается на пункт "е" части 2 статьи 77 названного Федерального закона.

Между тем суд полагает, что само по себе отсутствие фамилии истицы Яковлевой В.С. в бюллетенях для голосования в период проведения досрочного голосования со 02.09.2020 года по 10.09.2020года не может рассматриваться в качестве такого нарушения требований действующего законодательства, которое не позволяло бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей или действительную волю избирателей, и которое безусловно бы влекло отмену итогов голосования на избирательных участках и результатов выборов по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33.

Так, избиратели, которые желали проголосовать за кандидата в депутаты Яковлеву B.C., имели возможность реализовать свое активное избирательное право в период проведения основного голосования с 11 по 13 сентября 2020 года, поскольку 10.09.2020г. истица уже была включена в бюллетени для голосования, которые в этот же день были направлены на избирательные участки, что подтверждается соответствующими актами, представленными в материалы дела.

При этом, избиратели, голосовавшие досрочно в период со 02.09.2020г. по 10.092020г., не обнаружив фамилию истицы Яковлевой В.С. в качестве кандидата, за которого ни желали бы отдать свой голос, имели право не голосовать вообще ни за одного из имевшихся в бюллетенях кандидатов.

Помимо этого суд учитывает и сведения о проведении досрочного голосования, в том числе с применением дополнительных форм организации досрочного голосования, по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 в период со 2 по 10 сентября 2020 года, а также сведения о проголосовавших в период с 11 по 13 сентября 2020 года и непосредственно 13 сентября 2020 года, представленные в материалы дела ответчиком, согласно которым всего в выборах со 2 по 13 сентября 2020 года принял участие 2291 избиратель, при этом в период со 2 по 10 сентября 2020 года в выборах приняло участие всего 12,35% избирателей, в период с 11 по 13 сентября 2020 года - 87,65% избирателей. Таким образом, основанная часть избирателей голосовала именно в период, когда в избирательных бюллетенях фамилия истицы уже имелась.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что отсутствие в бюллетенях для голосования в период со 02 по 10 сентября 2020 года Яковлевой В.С. в качестве кандидата в депутаты каким-то существенным образом повлияло на волеизъявление избирателей, у суда не имеется.

Доводы истицы и ее представителя о нарушении порядка голосования, установления итогов голосования, нарушения порядка формирования избирательной комиссии, а также воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей ввиду отсутствия ее фамилии в бюллетенях, а также ввиду отсутствия на избирательных участках и в составе избирательных комиссий в период со 02 по 10 сентября 2020 года наблюдателей и представителей от кандидата Яковлевой В.С., по мнению суда, основаны на неверном толковании положений пунктов «б», «в» и «г» ч.1.2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ, а именно, понимании того, что законодатель имеет в виду под указанными в данных пунктах нарушениями законодательства о выборах.

Так, отсутствие фамилии истицы в бюллетенях в период досрочного голосования не свидетельствует о нарушении порядка голосования и установления итогов голосования, поскольку суть данных нарушений, перечисленных в пункте «б» части 1.2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ, выражается в нарушении процедуры проведения голосования и подсчета голосов на избирательных участках.

Нарушения, указанные в пунктах «в» и «г» части 1.2. статьи 77 - воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей и нарушения порядка формирования избирательной комиссии также не имеют отношение к факту отсутствия того или иного лица в качестве кандидата в бюллетенях для голосования или к факту отсутствия от какого-либо кандидата его представителей в избирательной комиссии или в качестве наблюдателей на избирательных участках.

Более того, как следует из материалов настоящего дела, в период досрочного голосования со 02 по 10 сентября 2020 года и в день голосования 13 сентября 2020 года от кандидата в депутаты Яковлевой B.C. во все участковые избирательные комиссии были назначены члены комиссии с правом совещательного голос, а также наблюдатели.

Помимо этого, в соответствии с подпунктами «а», «б» и «в» пункта 5 ст.27 Федерального закона №67-ФЗ в составы всех участковых избирательных комиссиях Ленинского одномандатного избирательного округа №33 входили члены комиссии с правом решающего голоса,       назначенные Политической Партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Что касается других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, предусмотренных п.«д» ч.1.2 ст.77 указанного Федерального закона, на основании которого сторона истца полагает необходимым признать бюллетени досрочно голосовавших избирателей в период со 2 по 10 сентября 2020 года недействительными, то каких-либо оснований для этого суд также не усматривает, поскольку бюллетени были оформлены в соответствии со ст.63 Федерального закона №67-ФЗ. При этом факт отсутствия фамилии истицы в бюллетенях в определенный период времени не является нарушением законодательства о выборах.

Также суд принимает во внимание и тот факт, что от самих избирателей жалоб об отсутствии кандидата Яковлевой B.C. в бюллетенях для голосования в дни проведения досрочного голосования, а также на нарушения при проведении голосования, которые свидетельствовали об ограничении свободы волеизъявления избирателей, в комиссии различного уровня не поступало.

Административный истец ссылается также как на нарушение законодательства о выборах и на тот факт, что она длительное время была лишена равенства прав с другими кандидатами при проведении предвыборной агитации из-за отмены постановления о ее регистрации в качестве кандидата.

Действительно, в период с 28.08.2020г. (день вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации Яковлевой В.С. в качестве кандидата в депутаты) и по 10.09.2020г. (день отмены в кассационной инстанции указанного решения суда), т.е., 12 дней истица в соответствии с законом агитацию проводить не имела права.

Однако согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.

Поскольку Яковлевой B.C. 21.07.2020 были поданы в Ульяновскую городскую избирательную комиссию заявление и необходимые документы для выдвижения, соответственно, она вправе была заниматься предвыборной агитацией в период с 21.07.2020г. по 28.08.2020г.

Для целей проведения агитации 22.07.2020 Яковлевой B.C. был открыт специальный избирательный Ульяновском отделении №8588/0035 ПАО Сбербанк, на который согласно представленной в материалы дела ответчиком выписке операций по лицевому счету в период с 22.07.2020 до 28.08.2020 движение средств составило: по дебету - <данные изъяты> руб., по кредиту - <данные изъяты> руб., с 09.09.2020 (еще до вынесения кассационного определения) по 11.09.2020 движение средств составило: по дебету – <данные изъяты> руб., по кредиту – <данные изъяты> руб. При этом расходы состояли из затрат на оплату распространения агитационных материалов - <данные изъяты> руб. (оплачено 11.09.2020) и изготовление агитационных материалов - <данные изъяты> руб. Специальный избирательный счет Яковлевой B.C. в период между 28.08.2020 и 10.09.2020 закрыт не был, счет закрыт только 02.10.2020г. Других данных, опровергающих приведенные факты, сторона истца в материалы дела не представила.

Также из материалов дела усматривается, что наряду с другими кандидатами по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 Яковлева B.C. была вправе в соответствии Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года №125/905-4 «Об утверждении составленного по результатам жеребьевки графика предоставления бесплатной печатной площади в муниципальном периодическом печатном издании газете «Ульяновск сегодня» зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва 13 сентября 2020 года» разместить в периодическом печатном издании газете «Ульяновск сегодня» агитационный печатный материал. Между тем, этим правом истица не воспользовалась.

При этом истицей в материалы дела не представлены доказательства тому, что в период времени, когда она не имела право проводить агитационную деятельность за себя как за кандидата в депутаты (с 28.08.2020г. по 10.09.2020г.), у нее были запланированы встречи с избирателями, выступления на телевидении или радио и т.д., которые были сорваны в связи с отменой постановления избирательной комиссии о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты. Как пояснил представитель истицы в судебном заседании, встречи кандидата Яковлевой В.С. с избирателями были спонтанные, заранее не запланированные, она заключала договоры с третьими лицами о распространении листовок с ее агитацией, а также печаталась в газете «Левый марш». Таким образом, истица сама выбрала приемлемые для себя способы проведения агитации. Доводы стороны истца об отсутствии у нее на счете необходимой денежной суммы для проведения агитации посредством выступления на телевидении или радио на момент исключения ее из бюллетеней для голосования (28.08.2020г.), не свидетельствуют о том, что необходимая денежная сумма для этих целей могла бы появиться на ее счете именно в период с 28.08.2020г. по 10.09.2020г.

В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно 2 указанной нормы суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Учитывая, что судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено нарушений действующего законодательства о выборах, которые являлись бы основанием для отмены решения участковых избирательных комиссии об итогах голосования на избирательных участках №№3401,3402,3406,3407,3945,3948,3949 по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 и решения (постановления) Ульяновской избирательной комиссии от 14 сентября 2020 года №141/1082-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33» по заявленным стороной истца основаниям, то в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

руководствуясь ст.175-178,244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного иска Яковлевой Валерии Сергеевны к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, итогов голосования по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, результатов выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, протокола о результатах голосования по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, Постановления Ульяновской избирательной комиссии от 14 сентября 2020 года №141/1082-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                         И.И.Петрова

Решение в окончательной форме принято 26.10.2020г.

2а-4080/2020 ~ М-4446/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева В.С.
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска
Ответчики
Ульяновская городская избирательная комиссия
Другие
Долгов М.С.
Украинец Е.В.
УООПП "КПРФ"
Вотрин П.П.
Кучембаев А.Н.
Панин Я.А.
Кадермятова Л.А.
Синькевич Е.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Петрова И. И.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация административного искового заявления
15.09.2020Передача материалов судье
16.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.12.2021Дело оформлено
14.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее