Дело № 2-812/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2013 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием истца – Звониковой Г.П.,
представителя ответчика – администрации Сковородинского района – Аношкиной М.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Звониковой Галины Петровны, Забродиной Ольги Васильевны, Забродина Максима Владимировича к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о признании пострадавшими и включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л:
Звоникова Г.П., Забродина О.В., Забродин М.В. обратились с иском к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о признании пострадавшими и включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование заявленных требований указали, что 29.07.2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур на территории г. Сковородино земельный участок и дом, расположенные по адресу: <адрес> затоплены. В результате затопления испорчено принадлежащее им имущество, что подтверждается актом. Они обратились в администрацию г. Сковородино с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Однако, администрацией г. Сковородино в данном праве отказано, так как отсутствует регистрация по данному адресу. Поскольку, имущество и земельный участок были повреждены в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что они имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Просят признать Звоникову Г.П., Забродину О.В., Забродина М.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории г. Сковородино 29.07.2013 года и включить их в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Истица Звоникова Г.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в указанном жилом доме она с дочерью и ее супругом не проживают, используют под дачу и занимаются огородом. Во время наводнения у них пострадал огород, погибли все овощи и картофель. Просит признать их пострадавшими в результате ЧС и выплатить компенсацию за утрату сельхозпродукции.
Представитель ответчика администрации Сковородинского района Аношкина М.Ю., действующая на основании доверенности суду пояснили, что считает исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, установлено затопление огорода, согласно свидетельству на право собственности на землю назначение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, указанные граждане подлежат включению в списки за утрату сельхозпродукции.
Истцы Забродина О.В., Забродин М.В., представитель ответчика администрации г. Сковородино и представитель третьего лица – Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Свидетель ФИО1 суду пояснила, что она знает Звоникову Г.П. с 1986 года, проживала с ней по соседству по <адрес>. Звониковы постоянно раньше проживали по <адрес>, потом им дали квартиру и они переехали. Но огородом и домом продолжают пользоваться, садят огород каждый год. Во время наводнения у них были затоплены двор, огород, размыло завалинки жилого дома.
Свидетель ФИО2 суду пояснила, что давно знает Звоникову Г.П., вместе работали. Звоникова Г.П. постоянно проживает в благоустроенной квартире по <адрес>, но жилой дом по <адрес> использует под дачу и каждый год садит огород. Во время наводнения у них был смыт огород, остались без урожая, она помогали истице, давала ей овощи.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размеры компенсаций социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Из указанных положений закона следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 года № 123-Р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
29.07.2013 года на территории Сковородинского района был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, что подтверждается распоряжением главы района Тарасова А.А. № 363-Р от 29.07.2013 года.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории муниципального образования Сковородинский район и в Амурской области по состоянию на июль 2013 года является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение п. 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». П. 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В силу Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сковородинского района, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района № 1249 от 24.11.2011 года, средства резервного фонда администрации расходуются на финансирование, в том числе проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, оказания гражданам единовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100.000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с п. 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
П. 21. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области предусматривает, что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации (паводок, дождь и иное опасное природное явление).
П. 2.2 указанных методических рекомендаций разъясняет, что единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшей в результате ЧС, и предоставляется в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагающееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произрастающие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Следовательно, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
В силу п.2.3 финансовая помощь за частично утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС (за исключением случая, предусмотренного п. 2.4 настоящего раздела). В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.
П. 2.4 предусматривает, что финансовая помощь за полностью утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан.
Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне затопления и в жилом помещении, подвергшемся затоплению.
Судом установлено, что согласно акту установлен факт причинения ущерба имуществу Звониковой Г.П., затоплен огород, нанесен вред посадкам овощей и картофеля.
Из свидетельства на право собственности на землю серии АМО 2401 № следует, что Звоникова Галина Петровна является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 825 кв.м. Назначение земельного участка – для индивидуального подсобного хозяйства.
Согласно свидетельству о рождении серии 1-ЖО № Звоникова Галина Петровна является матерью Звониковой Ольги Васильевны.
Звоникова Ольга Васильевна ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Забродиным Максимом Владимировичем, после чего ей присвоена фамилия Забродина, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-ОТ №.
27 октября 2013 года Звониковой Г.П. было отказано во включении в списки граждан, пострадавших от наводнения, произошедшего 17.07.2013 года, 29.07.2013 года и 11.08.2013 года в <адрес>, поскольку отсутствует регистрация по данному адресу.
Пп. «з» п. 3 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Согласно п. 3 распоряжения Правительства РФ от 05.10.2013 года № 1797-р должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденных комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01.07.2013 года.
Таким образом, право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Из свидетельства на право собственности на землю серии АМО 2401 № следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 825 кв.м. используется для индивидуального подсобного хозяйства.
В данном случае термины «личное» и «индивидуальное» являются синонимами, поэтому суд приходит к выводу, что поскольку, в результате наводнения Звоникова Г.П. как собственник земельного участка утратила урожай сельскохозяйственных культур, то она может быть признана пострадавшей и включена в списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения. Так как Забродина О.В. и Забродин М.В. не проживают постоянно в жилом доме, пострадавшем в результате наводнения, то они не могут быть включены в другие списки. В связи с чем, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Звониковой Галины Петровны, Забродиной Ольги Васильевны, Забродина Максима Владимировича к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о признании пострадавшими и включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - удовлетворить частично.
Признать Звоникову Галину Петровну пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Сковородинского района Амурской области в июле 2013 года.
Включить Звоникову Галину Петровну в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Сковородинского района Амурской области в июле 2013 года, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Н.Б. Федорчук