Дело № 2-724(1)/2014
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации29 мая 2014 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием представителей ответчиков Карпова А.В., Пономарева С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Симонян Р. Х. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании заключить договор купли-продажи,
установил:
Симонян Р.Х. обратился в Вольский районный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании заключить договор купли-продажи, указывая следующее.
Истец является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания (гараж), общей площадью 427,8 кв. м., административного нежилого здания общей площадью 115,6 кв.м., нежилого здания (склада), общей площадью 60,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Вышеуказанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с заявлением о приватизации (выкупе) находящегося в государственной собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 64:42:010914:30, площадью 29745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив необходимые документы. Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. На основании Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в том числе, в аренду. На основании п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Согласно п. 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Истцом были предоставлены все документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении земельного участка на праве собственности, однако Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не приняло решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до 01.07.2012 года осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Истец полагает, что он имеет право на выкуп спорного земельного участка по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости, поскольку обратился с заявлением о выкупе до ДД.ММ.ГГГГ года, а то обстоятельство, что ответчик своевременно не рассмотрел заявление не должно негативно отражаться на положении истца, так как в данном случае негативные последствия выразятся в многократном увеличении расходов на приобретение земельного участка.
В связи с чем Симонян Х.Р. просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившееся в уклонении от принятия в установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> собственность, а также обязать ответчика в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу заключить с Симонян Р.Х. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Истец и его представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представители ответчика по доверенности просили в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности РФ земельного участка с кадастровым номером №. Заявление соответствовало требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» и были приложены все необходимые документы. Данное заявление с приложенными документами было направлено для рассмотрения вопроса в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в РФ, так как в соответствии с ранее действующим Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заключение договоров, земельных участков, который испрашивал истец, осуществляется по поручению агентства. Так как ответа от Федерального агентства не поступило, договор с истцом заключен не был. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что в настоящее время земельные участки до 10 га предоставляются в собственность и в аренду самостоятельно Территориальным управлением без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в РФ.
Выслушав представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Симонян Р.Х. является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания (гараж), общей площадью 427,8 кв. м., административного нежилого здания общей площадью 115,6 кв.м., нежилого здания (склада), общей площадью 60,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, а также свидетельствами о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. 16-21/.
Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из Вольского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании. /л.д. 27-28/.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., предназначенный для производственной деятельности, расположен по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. /л.д. 33/.
В ст. 29 Земельного Кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом(п. 1).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 2).
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключение документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу положений п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах". При этом агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. /п. 4 Положения/.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ года, ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ.
Из вышеуказанного Положения (в редакции действующей на момент обращения истца в 2012 году), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по поручению Агентства осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности. /п. 4.8 Положения/.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, продажа земельных участков свыше 1 га в 2012 году осуществляло Территориальное управление по согласованию с Федеральным агентством, то есть вопрос о продаже согласовывался с Федеральным агентством, однако решение о заключении договора и договор купли-продажи заключало Территориальное управление.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (действующим в настоящее время) Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков. /п. ДД.ММ.ГГГГ Положения/.
Таким образом, в настоящее время, в компетенции ответчика находится вопрос о продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Истец дважды (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.) обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с заявлением о приватизации (выкупе) находящегося в государственной собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером № площадью 29745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив необходимые документы. /л.д. 22-23, 34-35/.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в судебном заседании.
Однако заявление истца в сроки, установленные действующим законодательством рассмотрено не было, из пояснений представителя ответчика следует, что Симонян Р.Х. не было отказано в предоставлении земельного участка.
Учитывая, что обязанность по рассмотрению заявления Симонян Р.Х. о приватизации (выкупе) находящегося в государственной собственности Российской Федерации земельного участка была возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в настоящее время в компетенции ответчика находится вопрос принятия решения о продаже земельного участка, испрашиваемого истцом, так как его площадь составляет менее 10 га, требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 64:42:010914:30 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании ответчиком заявление Симонян Р.Х. о приватизации (выкупе) находящегося в государственной собственности Российской Федерации земельного участка не рассматривалось и решение по данному вопросу не принималось, возможность предоставления земельного участка истцу не рассматривалась, в том числе не рассматривался вопрос о выкупной цене.
Учитывая, что вопрос о выкупе земельного участка ответчиком не был рассмотрен, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявления об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости, так как при рассмотрении вопроса о возможности заключения договора купли-продажи, необходимо определять существенные условия договора, в том числе предмет договора (размер земельного участка).
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Из правового смысла статьей 33, 35, 36 Земельного кодекса РФ не следует, что единственным критерием определения площади приватизируемого земельного участка является наличие кадастрового паспорта на него. Напротив, приведенные выше нормы права устанавливают необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации строения, а не всех земель. Таким образом, учитывая, что при рассмотрении вопроса о возможность заключения договора купли-продажи, необходимо определять площадь земельного участка, фактически используемой для эксплуатации строения, так как площадь земельного участка фактически в 29 раз превышает площадь зданий, расположенных на данном земельном участке, а данный вопрос не был предметом рассмотрения соответствующего органа исполнительной власти и истцу не отказывали в предоставлении земельного участка у суда не имеется оснований для рассмотрения вопроса об обязании ответчика заключить договор купли-продажи.
Исходя из изложенного и конституционного принципа разделения властей (в данном случае исполнительной и судебной) решение о предоставлении земельного участка в собственность должен принимать не суд, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, к компетенции которого относится данный вопрос согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что права Симонян Р.Х. были нарушены незаконным бездействием ответчика, выразившимся в уклонении от рассмотрения заявления, так как заявление не было рассмотрено, его права подлежат восстановлению путем обязания ответчика рассмотреть поданное заявление на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>..
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Симонян Р. Х. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившееся в уклонении от принятия в установленный п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> собственность.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить допущенное нарушение права Симонян Р. Х., рассмотрев в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу его заявление на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 29745 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.
Судья А.А. Крапивин