Решениеименем Российской Федерации
21 декабря 2017 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:председательствующего судьи Орловой Л.А., при секретаре Варевцевой И.В., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Словцовой А.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Самары к Воронину ДЮ о прекращении прав управления транспортным средством,
Установил:
Административный истец прокурор Промышленного района г. Самара обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Воронину Д.Ю. о прекращении права управления транспортным средством. В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проверки соблюдения требований ФЗ № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами выявлен факт наличия права на управление транспортным средством у Воронина Д.Ю., который состоит на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер». Согласно сведениям ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» ответчик состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя», что является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Вместе с тем, у ответчика имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре.
Согласно п. 2.7 ПДД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 20 от 21.01.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
На основании изложенного, административный истец просит суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Воронина ДЮ, обязать ОГИБДД УМВД России по г. Самаре изъять у административного ответчика действующее водительское удостоверение №, выданное 25.10.2012г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Промышленного района г. Самара Словцова А.Я. административные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Воронин Д.Ю. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Самаре, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика исследовав материалы дела, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Частью 2 ст. 55 Конституции РФ провозглашает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 20 от 21.10.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно ст. 24 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируется государством, и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.1 указанного закона, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1,2, ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортным средством являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управления транспортным средствами в зависимости от их категории, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28.4.1993г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических показаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ № 1034н от 30.12.2015г. об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре административному ответчику Воронину ДЮ, ДД.ММ.ГГГГ, выдано водительское удостоверение серии и № («карточка операций по ВУ»).
Судом установлено, что административный ответчик Воронин Д.Ю. состоит на динамическом учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», что подтверждается ответом ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» № от 30.11.2017г.
Кроме того, согласно ответу № от 05.12.2017г. ГБУЗ «СОНД» следует, что амбулаторная карта Воронина Д.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения утрачена в связи с аварией в отделении ДД.ММ.ГГГГ. Согласно электронной базе данных ГБУЗ СОНД состоял на учете с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя» с ДД.ММ.ГГГГ. Диспансер посещал нерегулярно, с июля 2016 года не наблюдался. Снят с учета по отсутствию сведений более 1 года ДД.ММ.ГГГГ. К управлению транспортным средством не годен.
Исходя из того, что Воронин Д.Ю. состоит на учете в ГБУЗ «СОНД» с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», что свидетельствует о наличии прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, тем не менее, имеет действующее водительское удостоверение, которое позволяет ему управлять транспортными средствами, суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья неопределенного круга граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие права управления транспортными средствами и водительского удостоверения у лица, состоящего на учете в наркологическом диспансере, создает опасность для других людей и ущемляет законные интересы граждан, которыми они наделены Конституцией РФ.
На основании изложенного, административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Самары является обоснованным и подлежащим удовлетворению, право Воронина Д.Ю. на управление транспортными средствами подлежит прекращению, а ранее выданное водительское удостоверение – подлежит изъятию.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика Воронина Д.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самара - удовлетворить.
Прекратить право управления транспортным средством Воронина ДЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Обязать Воронина ДЮ предоставить в ОГИБДД У МВД России по г. Самаре действующее водительское удостоверение серия и №, выданное 25.10.2012г., в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Воронина ДЮ государственную пошлину в доход государства в сумме <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: Л.А. Орлова