Решение по делу № 2-2274/2012 ~ М-1953/2012 от 10.05.2012

Гр. дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 июня 2012 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Ильюновой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лица к Администрации Муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза несанкционированны свалок,

у с т а н о в и л:

истец, обращаясь в суд с названным иском, указал, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения ответчиком природоохранного законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории Железнодорожного района гор.Улан-Удэ по ул.Кошевого и ул.Авиационная. Так, в восточном направлении на удалении 20 метров от многоквартирного жилого дома № 13 по ул. Авиационная и 10 метров от многоквартирного жилого дома № 14 по ул.Авиационная в гор.Улан-Удэ на земельном участке площадью 600 квадратных метров расположена несанкционированная свалка объемом 10 кубических метров, состоящая в основном из бытовых отходов и лома кирпича. Кроме того, в 2 метрах на восток от сарая, расположенного возле дома № 14 ул. Авиационная в гор.Улан-Удэ имеется свалка строительных отходов в виде боя кирпича на площади 16 кв.м. и объемом 4 куб.м. Также при обследовании территории земельного участка, прилегающего к жилому дому № 20 по ул.О.Кошевого в пос.Матросово выявлено, что в южном. направлении на удалении 17 метров от указанного дома расположена несанкционированная свалка мусора на земельном участке площадью 4 х 15 метров и 30 х 20 метров, итого 660 квадратных метров, объемом 7 кубических метров, состоящая из бытовых отходов. По информации Комитета городского хозяйства гор.Улан-Удэ указанные свалки образованы в связи с тем, что собственниками многоквартирных домов не выбран способ управления домом. В связи с указанным, учитывая что выявленные нарушения приводят к закгрязнению почвы и подземных вод, принимая во внимание, что обязанность по принятию мер к надлежащей организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, обязан принимать ответчик, просит обязать ответчика в срок до 5 июня 2012 года организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов, составляющих указанные свалки.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Климова Ю.В. на требованиях об организации мероприятий по сбору и вывозу мусора с указанных свалок настаивала, поясняя, что до настоящего времени указанные свалки мусора убраны не были. Полагала разумным установить срок исполнения решения суда до 05 августа 2012 года.

Представитель ответчика по доверенности Мотоева М.К. в судебном заседании требования не признавала, просила прекратить производство по делу, пояснив, что истцом неверно избран способ защиты права, в данном случае требования истца вытекают из признания ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Кроме того, поясняла, что ответчиком необходимые меры для регулярного сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения организованы и исполняются надлежащим образом. В частности, приняты Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, созданы муниципальные автономные учреждения – Комбинаты по благоустройству во всех районах города, строятся мусоросортировочные станции, имеется полигон для приема бытовых отходов. Администрацией принимаются меры для уборки территорий, заключены договора на вывоз мусора с частного сектора, проводятся месячники по очистке территорий. Кроме того, имеется дефицит бюджета который препятствует исполнению решений судов. Также просила учесть, что мусор в указываемом истцом месте не вывозится в связи с тем, что собственники жилья не определяют управляющую организацию, которая бы оказывала услуги по организации вывоза мусора. Просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что по заявлениям граждан прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Железнодорожного района гор.Улан-Удэ. В ходе проверки выявлено три несанкционированных свалки, расположенные вблизи домов № 13 и 14 по ул.Авиационная в гор.Улан-Удэ и дома № 20 по ул.О.Кошевого. Основной состав отходов – бытовой мусор. До рассмотрения дела судом по существу свалки мусора не убраны, что представителем ответчика не оспаривается.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (ст. 42), свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч.2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).

В соответствии с п.п.1.5, 1.7, 28.1 действующих в настоящее время Правил, общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г.Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов, методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 года N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Таким образом, оценив в совокупности приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что ответчиком Администрация г.Улан-Удэ приняты не достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что и привело к образованию несанкционированных свалок бытового мусора в указываемых истцом месте.

Указанное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что администрацией г.Улан-Удэ надлежащим образом исполняются обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, приняты для этого меры в виде создания учреждений «Комбинаты по благоустройству», осуществляющих вывоз мусора с территории районов, начавшегося строительства мусоросортировочных станций, возведения полигона в для приема бытовых отходов, принятия Правил по благоустройству. Само по себе создание учреждений, на которые возложены функции по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения, возведение полигона для мусора, принятие Правил по благоустройству, не свидетельствуют о том, что ответчик надлежащим образом соблюдает исполнение действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по непосредственному вывозу мусора с любой несанкционированной свалки или от жителей домов, организация сбора и вывоза отходов подразумевает лишь нормативно-правовое регулирование и исполнительно-распорядительную деятельность. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на нормы Закона РБ 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» о том, что указанный Закон возлагает на физических лиц обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов самостоятельно, либо на основании заключенного договора с организацией на сбор и вывоз отходов, суд находит не состоятельными. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает Администрацию от соблюдения требований законодательства, возложенных на него, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности принимать меры к организации очистки городской территории. Факт наличия установленного при проведении выездной проверки захламления территории городского округа отходами потребления однозначно свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г.Улан-Удэ за качеством проводимых работ и координации работ по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории г.Улан-Удэ.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, составляющих несанкционированные свалки, расположенные в восточном направлении на удалении 20 метров от многоквартирного жилого дома № 13 по ул. Авиационная и 10 метров от многоквартирного жилого дома № 14 по ул. Авиационная ав гор.Улан-Удэ на земельном участке площадью 600 квадратных метров (мусор бытовой, бой кирпича объемом 10 кубических метров), а также свалку, расположенную в 2 метрах на восток от сарая, расположенного возле дома № 14 ул. Авиационная в гор.Улан-Удэ в виде боя кирпича на площади 16 кв.м. и объемом 4 куб.м. и в южном. направлении на удалении 17 метров от многоквартирного жилого дома № 20 по ул. О.Кошевого в гор.Улан-Удэ на земельном участке площадью 4 х 15 метров и 30 х 20 метров, итого 660 квадратных метров (мусор бытовой объемом 7 кубических метров).

Доводы представителя ответчика о прекращении производства по делу в связи с неправильно избранным истцом способом защиты права, судом обсуждены. Суд находит их несостоятельными, поскольку выбор способа защиты права принадлежит истцу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лицудовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Городской округ город Улан-Удэ» в срок до 1 сентября 2012 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов, составляющих несанкционированные свалки, расположенные

- в восточном направлении на удалении 20 метров от многоквартирного жилого дома № 13 по ул. Авиационная и 10 метров от многоквартирного жилого дома № 14 по ул. Авиационная в гор.Улан-Удэ на земельном участке площадью 600 квадратных метров (мусор бытовой, бой кирпича объемом 10 кубических метров),

- в двух метрах на восток от сарая, расположенного возле дома № 14 ул. Авиационная в гор.Улан-Удэ в виде боя кирпича на площади 16 кв.м (объемом 4 куб.м.);

- в южном направлении на удалении 17 метров от многоквартирного жилого дома № 20 по ул. О.Кошевого в гор.Улан-Удэ на земельном участке площадью 4 х 15 метров и 30 х 20 метров, итого 660 квадратных метров (мусор бытовой объемом 7 кубических метров).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья: И.Ю.Богданова

2

2-2274/2012 ~ М-1953/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация МО "Городской округ город Улан-Удэ"
Другие
Управление Роспотребнадзора
Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Богданова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
10.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2012Передача материалов судье
12.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2012Подготовка дела (собеседование)
25.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2012Судебное заседание
18.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2012Дело оформлено
17.08.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее