Решение
Именем Российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
При секретаре Савостиной Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3157 по заявлению Территориального общественного самоуправления «<...>» о признании незаконным бездействия руководителя администрации городского поселения <...>,
У с т а н о в и л:
Территориальное общественное самоуправление «<...>» городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области (далее – ТОС Центральный) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя Администрации городского поселения <...> , выразившегося в непредставлении запрошенной Советом ТОС «<...>» информации и обязании в недельный срок представить в Совет ТОС «<...>» Программу комплексного социально-экономического развития городского поселения <...> на пять лет, бюджет городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ., а также направить в адрес ТОС «<...>» письменное сообщение о дате проведения публичных слушаний по проекту программы комплексного социально-экономического развития городского поселения <...>, рассчитанной на пять лет, о дате проведения публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ год; о дате проведения публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета городского поселения <...> за ДД.ММ.ГГГГ года.
В обосновании заявления указано, что Конституция гарантирует право граждан на информацию. Реализуя свои права ТОС <...> письменно обратился к руководителю Администрации городского поселения <...> с запросом на вышеуказанную информацию, поскольку указанная информация представляет общественный интерес и затрагивает права ТОС <...> на осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Считает, что не предоставление данной информации также грубо нарушает права ТОС <...> на доступ к открытым информационным ресурсам.
В судебном заседании председатель ТОС «<...>» Вава Т.В. (л.д.16), представители Яковлев А.А. и Лепешкин М.В. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Лицо, чье бездействие оспаривается – руководитель администрации городского поселения <...> – в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Скрябин М.В. (л.д.32) представил письменное мнение по заявлению, в котором просит дело рассматривать в свое отсутствие и в удовлетворении заявления отказать (л.д.32).
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что ТОС «<...>» в порядке главы 25 ГПК РФ оспаривает бездействие руководителя администрации городского поселения <...> , которое выразилось непредставлении запрошенной Советом ТОС «<...>» информации: Программы комплексного социально-экономического развития городского поселения <...> на пять лет, копии протокола публичных слушаний по проекту пятилетней программы комплексного социально-экономического развития городского поселения <...> на пять лет; копии бюджета городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ год, а также отчета об исполнении бюджета за ДД.ММ.ГГГГ года; копии протокола публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ год. Обращение с просьбой выдать указанные документы содержались в письме ТОС «<...>» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
На данное обращение руководитель администрации городского поселения <...> дал письменный ответ без предоставления запрашиваемой информации (л.д.13). Бездействие руководителя администрации городского поселения Быково нарушает права ТОС «<...>» на осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
По смыслу ст.255 ГПК РФ бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
В ходе рассмотрения настоящего спора не было представлено доказательств бездействия руководителя администрации городского поселения <...>. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее -Закон) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно ст.6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Из пункта 6 статьи 38 Устава городского поселения <...> усматривается, что муниципальные правовые акты городского поселения Быково, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после их официального опубликования (л.д.58).
Из ответа руководителя администрации городского поселения <...> следует, что заявителю разъяснялась возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами после их опубликования в средствах массовой информации (л.д.13).
Решение Совета депутатов городского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и Комплексная программа социально-экономического развития городского поселения <...> на пять лет, утвержденная Советом депутатов городского поселения <...> решением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованы на официальном сайте городского поселения <...> в сети Интернет (л.д.79-98).
Согласно ч.3 ст.20 Закона государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.
Как указывалось выше, ТОС «<...>» с письменным обращением о предоставлении указанных актов обратилось в ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. уже после их принятия и официального опубликования. Поэтому в этой части требования заявителя необоснованны.
Согласно п.3 ч.1 ст.20 Закона государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос.
В соответствии с ч.10 ст.35 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы о принятии местных бюджетов, а также комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления. Поэтому издание правового акта о проведении публичных слушаний по названным вопросам не относится к компетенции руководителя администрации городского поселения <...>.
Таким образом, требование об обязании должностного лица предоставить правовой акт, который им не принимался, противоречит закону.
Из письменных возражений представителя руководителя администрации городского поселения <...> следует, что решение Совета депутатов городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О принятии к рассмотрению проекта решения Совета депутатов городского поселения <...> «О бюджете городского поселения <...> Раменского муниципального района <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год», включающего дату публичных слушаний, опубликовано в «<...>» <номер>, ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Главы городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О проекте Комплексной программы социально-экономического развития городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ год», содержащего сведения о дате проведения публичных слушаний, опубликовано в «<...>» <номер>, ДД.ММ.ГГГГ. Публичные слушания по отчету об исполнении бюджета городского поселения <...> за ДД.ММ.ГГГГ года не проводились, т.к. действующим законодательством проведение публичных слушаний по отчетам об исполнении местного бюджета предусмотрено только за финансовый год. Доказательств иному не представлено.
Таким образом, руководителем администрации городского поселения <...> соблюден установленный п.1 ч.1 ст.4 Закона принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку, как указывалось выше, информация о деятельности администрации городского поселения <...>, размещается на официальном Интернет-сайте, публикуется в средствах массовой информации и ТОС «<...>» не лишен возможности ознакомиться с ними. При таких обстоятельствах право ТОС «<...>» на получение информации руководителем администрации нарушено не было. Доказательств обратного в нарушение ст.56 ГПК РФ заявителем суду не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В своем ходатайстве ТОС «<...>» просит восстановить пропущенный трехмесячный срок, ссылаясь на уважительность пропуска срока с учетом предыдущих обращений в суд.
Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.
Как указывается в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или АПК РФ требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.
Из материалов дела усматривается, что письменный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ <номер> был получен заявителем в ДД.ММ.ГГГГ года. Трехмесячный срок на обращение в суд истекал в ДД.ММ.ГГГГ года. Из приобщенного гражданского дела <номер> г. следует, что председатель ТОС «<...>» Вава Т.В. ДД.ММ.ГГГГ от своего имени обращалась в Раменский городской суд с аналогичным заявлением об оспаривании бездействия руководителя администрации городского поселения <...>. Определением Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено (л.д.99).
Таким образом, по смыслу выше названных правовых норм предъявление иска как основание для перерыва исковой давности означает лишь такое обращение в суд, арбитражный или третейский суд, которое сделано в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства. Это, в частности, означает обязательное соблюдение истцом правил о подведомственности спора, принятие им необходимых мер к его досудебному урегулированию, предъявление иска надлежащим истцом и т.д. Иск, предъявленный с нарушением любого из этих и иных установленных законом требований, не прерывает исковую давность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, ФЗ РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ст.ст.203 ГК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении заявления Территориального общественного самоуправления «<...>» о признании незаконным бездействия руководителя администрации городского поселения <...> Раменского муниципального района , выразившегося в непредставлении запрошенной Советом ТОС «<...>» информации и обязании в недельный срок представить в Совет ТОС «<...>» Программу комплексного социально-экономического развития городского поселения <...> на пять лет, бюджет городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ г., а также направить в адрес ТОС «<...>» письменное сообщение о дате проведения публичных слушаний по проекту программы комплексного социально-экономического развития городского поселения <...>, рассчитанной на пять лет, о дате проведения публичных слушаний по проекту бюджета городского поселения <...> на ДД.ММ.ГГГГ год; о дате проведения публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета городского поселения <...> за ДД.ММ.ГГГГ года – отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.
Судья