Дело №12-195/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Елизово, Камчатский край 19 ноября 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв А.Н., при секретаре Чаяло А.А., с участием защитника ФИО1., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев жалобу председателя Правления Елизовского потребительского общества ФИО2 на постановление административной комиссии при администрации Елизовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № вынесенное в отношении юридического лица Елизовского потребительского общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №209 «Об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии при администрации Елизовского городского поселения (далее – административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо Елизовское потребительское общество (далее – Елизовское ПО, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №209 «Об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей за нарушение требований п.п. 4.1., 4.2. «Правил благоустройства и содержания территории Елизовского городского поселения», принятых решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 18.04.2019 №528 (далее – Правила благоустройства).
Не согласившись с вынесенным постановлением, председатель Правления Елизовского потребительского общества ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ в случае установления судом наличия в действиях Общества состава правонарушения, просила прекратить дело за малозначительностью. В обоснование жалобы указала, что административной комиссией Елизовского городского поселения при осуществлении муниципального контроля был нарушен Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из п.19.4 Правил благоустройства и содержания территории Елизовского городского поселения следует, что должностные лица могут безграничное количество раз без распоряжений руководителя и без присутствия собственников объектов, в отношении которых проводится мониторинг, проводить единолично (докладная составлена одним членом административной комиссии) проверку. Также в п.19.6 указано, что должностные лица полномочны вынести предписание об устранении нарушений настоящих Правил, в котором устанавливается срок исполнения предписания. Предписание вручается лицу допустившему нарушение (его представителю) и только по истечению установленного срока уполномоченное должностное лицо устанавливает факт исполнения либо неисполнения предписания и при наличии оснований уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении в рамках своей компетенции. В отношении Елизовского потребительского общества был составлен сразу протокол, без вынесения предписания, что противоречит «Правилам благоустройства и содержания территории Елизовского городского поселения» №528 от 18.04.2019.
Законный представитель Елизовского ПО ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена.
Защитник ФИО1 поддержала жалобу по доводам в ней изложенным.
Заслушав защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 10 Закона Камчатского края № 209 «Об административных правонарушениях», предусмотрена административная ответственность за нарушение требований, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования в Камчатском крае по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 45(1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если эти действия (бездействие) не подпадают под действие статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, земельного законодательства Российской Федерации, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также иных правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, находящимися во взаимосвязи с вопросами благоустройства территории, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения №528 от 18.04.2019, утверждены Правила благоустройства и содержания территории Елизовского городского поселения (далее – Правила благоустройства).
В соответствии с п. 4.1 Правил благоустройства, требования настоящего раздела распространяются на все здания, строения, сооружения, относящиеся как к некапитальным так и к объектам капитального строительства, расположенные в черте Елизовского городского поселения, независимо от назначения указанных объектов, вида собственности, этажности, материалов и годов постройки.
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений предусматривает:- ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, балконов и лоджий, карнизов, крылец и отдельных ступеней, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов; - обеспечение наличия и содержания в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов; - герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин;- восстановление, ремонт и очистку отмосток, приямков, цокольных окон и входов в подвалы; - поддержание в исправном состоянии размещенного на фасадах электроосвещения и включение его в наступлением темного времени суток;- очистку и промывку поверхностей фасадов, окон и витрин, вывесок и указателей; - очистку от надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции; - очитку крыш, козырьков, карнизов, балконов и лоджий от сосулек, снежного покрова и наледи.
В соответствии с п. 4.2 Правил благоустройства, собственники, арендаторы и иные владельцы зданий, строений, сооружений обеспечивают содержание указанных объектов и их конструктивных элементов в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, проведение текущего и капитального ремонта.
Как следует из обжалуемого постановления, основанием привлечения Елизовское ПО к административной ответственности послужило то, что Общество не обеспечило надлежащее содержание здания, расположенного по адресу: г<адрес>, а именно: не осуществило ремонт его конструктивных элементов-крыльца, имеющего сколы и проломы.
На основании данных обстоятельств административная комиссия пришла к выводу о том, что Обществом нарушены требования п.п. 4.1., 4.2. Правил благоустройства, в связи с чем, данное юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №209 «Об административных правонарушениях».
Вместе с тем, постановление коллегиального органа нельзя признать законным в связи со следующим.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях одной из мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Статьей 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен порядок проведения осмотра, который вправе осуществлять лица, полномочные составлять протокол об административном правонарушении.
Так, согласно ч. 2 ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Как следует из содержания обжалуемого постановления, административная комиссия обосновала свой вывод о виновности Общества сведениями, содержащимися в представленными в деле докладной и фототаблицей, составленными членом административной комиссии ЕГП (л.д. 6, 7).
При этом в материалах дела не имеется извещения в адрес Елизовское ПО, которым данное юридическое лицо уведомлялось о необходимости направить своего представителя для участия в производстве осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Обществу не разъяснялись положения ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с чем, в данном случае, указанное процессуальное действие (осмотр помещения) подлежало проведению с соблюдением требований действующего законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем, сведения, содержащиеся в докладной от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств по делу, поскольку осмотр проводился без участия двух понятых, сведения о применении при осмотре видеосъемки также отсутствуют, видеозапись в материалах дела не представлена, однако, как указано выше, в силу положений ч. 2 ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, одним из обязательных условий законности проведения осмотра помещения является осуществление его в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, что в данном случае не соблюдено.
Фотоматериал, приложенный к указанной докладной, не позволяет установить место производства фотосъемки, что влечет невозможность соотнесения его с местом проведения осмотра помещения.
Таким образом, применительно к указанной выше норме, докладная, является недопустимым доказательством и не может быть положена в основу выводов о виновности юридического лица, однако указанные обстоятельства не приняты административной комиссией при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления во внимание.
В силу требований ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Иных доказательств, бесспорно подтверждающих обстоятельства, явившиеся основанием для привлечения Общества к административной ответственности, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, здание по адресу <адрес> сдано Елизовским ПО в аренду ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № (л.д. 11-13).
Частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены лица, которые могут являться ответственными за эксплуатацию зданий, сооружений - это собственник здания, сооружения, арендатор - если это предусмотрено договором аренды или третье лицо, которое привлекается собственником по отдельному договору в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания.
Согласно части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования возложена на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения.
Однако, в ходе производства по делу договор аренды не был истребован.
В нарушение части 1 статьи 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях коллегиальный орган дело в полном объеме не рассмотрел, указанные противоречия не устранил.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В настоящее время возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в административную комиссию невозможно, поскольку установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, исходя из того, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, возникли ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии при администрации Елизовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №209 «Об административных правонарушениях», в отношении Елизовское потребительское общество подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии при администрации Елизовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 №209 «Об административных правонарушениях», в отношении юридического лица Елизовского потребительского общества отменить, а производство по делу - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья А.Н. Соловьёв