№ 2а-4869/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 05 сентября 2019 года
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга Зелинской А.С.,
при секретаре Козине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Завалина Сергея Ильича к Каруличевой Анне Николаевне об отмене регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Завалин С.И. обратился в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Каруличевой Анне Николаевне, в котором просит отменить регистрацию административного ответчика в качестве кандидата в муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатным избирательным округам.
А именно: № 1, оформленную решением ИКМО Нарвский округ № 5-2 от 06.07.2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением ИКМО Нарвский округ № 5-2 от 06.07.2019 года административный ответчик была зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1. Каруличева А.Н. нарушила законодательство РФ об интеллектуальной собственности, а именно 17.07.2019 года в 08:25 разместила в сети Интернет на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» информацию агитационного характера с приложением фотографии на фоне входа в Муниципальный совет под наименованием «Ваш кандидат в депутаты». Помимо этого 13.08.2019 года в 21:56 Каруличева разместила в сети Интернет на своей странице на сайте социальной сети «ВКонтакте» видеоролик, который направлен на создание положительного облика кандидата в депутаты и содержит демонстрацию агитационного материала кандидатов в депутаты: Грязнова В.В., Дудкина С.П., Каруличевой А.Н., Николаева Э.А., Пака С.Н. Также истец ссылается на незаконность решения ИКМО Нарвский округ № 5-2 от 06.07.2019 года о регистрации Каруличевой А.Н. кандидатом в депутаты, поскольку оно принято с нарушением действующего законодательства, так как, в соответствии с п. 11 ст. 28 Федерального закона № 67 –ФЗ, заседание ИКМО, состоявшееся 06.07.2019 года, является не правомочным.
Представитель административного истца Завалина С.И. в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный истец – Завалин С.И. и административный ответчик – Каруличева А.Н., извещены о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайств и возражений не представили.
Представитель ИКМО Нарвские ворота, доводы административного иска поддержал, представил в материалы дела письменную позицию по делу.
Прокурор полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Избирательная комиссия Санкт-Петербурга была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В силу положений части 11 статьи 239 КАС РФ зарегистрированный кандидатом в депутаты Завалин С.И. наделен правом обращаться с административным исковым заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты по тому же избирательному округу Каруличевой А.Н.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 56 Закона об основных гарантиях при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Административный истец обратился в суд с указанным иском 29.08.2019 года, выборы назначены на 08.09.2019 года, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обращение пропущен не был.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как следует из подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с пунктами 1.1 и 7 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Из содержания пункта 1 статьи 49 Федерального закона №67-ФЗ следует, что агитационный период агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата.
Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ № 15 от 19.06.2019 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Нарвский округ шестого созыва.
Решением ИКМО Нарвский округ от 19.07.2019 года № 9-3 Завалин С.И. был зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ульянка шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1.
Решением ИКМО Нарвский округ от 06.07.2019 года № 5-2 Каруличева А.Н. была зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ульянка шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1.
Согласно исковому заявлению: административный истец, в обоснование своей позиции, ссылается на то, что Каруличева А.Н. нарушила законодательство РФ об интеллектуальной собственности, а именно: 17.07.2019 года в 08:25 разместила в сети Интернет на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» информацию агитационного характера с приложением фотографии на фоне входа в Муниципальный совет под наименованием «Ваш кандидат в депутаты». Помимо этого 13.08.2019 года в 21:56 Каруличева разместила в сети Интернет на своей странице на сайте социальной сети «ВКонтакте» видеоролик, который направлен на создание положительного облика кандидата в депутаты и содержит демонстрацию агитационного материала кандидатов в депутаты: Грязнова В.В., Дудкина С.П., Каруличевой А.Н., Николаева Э.А., Пака С.Н.
Как следует из скриншота с сайта страницы в социальной сети «ВКонтакте», Каруличева А.Н. разместила в сети Интернет на своей странице на сайте социальной сети «ВКонтакте» следующую информацию: Я кандидат в муниципальные депутаты МО Нарвский округ. Кто это (спросите вы) – муниципальные депутаты? Это те, кто должен заниматься благоустройством дворов: детские площадки, парковки, искусственные неровности, площадки для выгула собак, скамейки и т.д. Полномочий не много, но если не отвечать на все вопросы – это не в нашей компетенции, а писать запросы от лица граждан, то жизнь наладится. Для справки: бюджет нашего муниципального образования 75 млн. рублей на благоустройство ежегодно выделяется максимум 20 млн. рублей. Остальное расходуется «С умом». Для того, чтобы повлиять на расходование бюджета и делать не только детские площадки (у нас в округе живут не только дети): мы предлагаем:
Сделать парковочные места;
Мусорные площадки, с которых не разлетается мусор;
Скейт-парк;
Велодорожки;
Место для барбекю;
Скамейки;
Другие ваши предложения.
Ребята, никогда не просила репоста, сейчас прямо умоляю, все, кто живет в Нарвском округе и у кого есть друзья в районе метро Нарвская – сделайте репост. Кандидат с вашей помощью депутат, которого можно найти в соцсетях очень удобно: написал и практически решил проблему. К данной информации приложена фотография административного ответчика на фоне входа в муниципальный совет под наименованием «Ваш кандидат в депутаты».
Таким образом, из анализа текста следует, что данная публикация является предвыборной агитацией.
Отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая, раздел VII).
По общему правилу объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.
Согласно части 1 статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
По смыслу закона обязательными условиями воспроизведения объектов интеллектуальной собственности без согласия их владельцев являются, во-первых, нахождение произведения в месте, открытом для свободного посещения, а во-вторых, это произведение не должно быть основным объектом воспроизведения.
Сопоставив представленные в материалы дела фотографии с изображениями, по поводу которых возник спор, суд пришел к выводу о том, что размещенная фотография занимает незначительную и неосновную часть агитационного материала и не является основным объектом использования, изображение не является основным самостоятельным объектом информации, в связи с чем, кандидатом в период агитации не допущено нарушений требований законодательства об интеллектуальной деятельности.
Согласно ст. 1286 ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
Лицензионное соглашение сайта «ВКонтакте» для пользователей сети размещено на официальном сайте и является общедоступной информацией для пользователей сайта.
В соответствии с разделом 2 лицензионного соглашения установлены условия присоединения к указанному соглашению.
Пунктом 2.2 лицензионного соглашения установлено, что после заполнения обязательных полей и ознакомления с Соглашением лицензиат присоединяется (принимает) настоящее соглашение, путем нажатия кнопки «Зарегистрироваться» или аналогичной, что по смыслу ст. ст. 435, 438 ГК РФ является принятием (акцептом) оферты Лицензиара, а равно заключением договора, порождающего у Лицензиата обязанности соблюдать условия Соглашения, в том числе применимых правил.
Правила размещения рекламных объявлений сайта «ВКонтакте» размещены на официальном сайте «ВКонтакте» в разделе «Правила».
Исходя из п. 5.11. Правил пользования сайтом ВКонтакте, адрес с сети Интернет https://vk.com/terms, после регистрации Пользователь получает право самостоятельно в личных целях создавать, использовать и определять содержание собственной персональной страницы и условия доступа других Пользователей к ее содержанию, а также получает возможности доступа и размещения информации на персональных страницах других Пользователей (при условии получения соответствующих прав доступа от их обладателей), использования социальных виджетов ВКонтакте на сторонних сайтах без дополнительной авторизации. При использовании социальных виджетов Пользователем сторонним сайтам не предоставляются данные о логине и пароле Пользователя, а также его данные, защищенные настройками приватности.
В соответствии с п. 7.1.3. Правил пользования Сайтом ВКонтакте пользователь, размещая на Сайте принадлежащий ему на законных основаниях Контент, предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование исключительно в рамках предоставляемого Сайтом функционала, путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда такое использование причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам правообладателя.
Каждый пользователь сети «ВКонтакте», регистрируясь на ресурсе, присоединяется к пользовательскому соглашению, согласно которому любой вид контента, размещенный на страницах пользователей, может быть использован в любой форме другими пользователями с единственным ограничением - без извлечения коммерческой выгоды. Само размещение постов группы в сети ВКонтакте автоматически сделало их общедоступными, всем участникам сети были переданы права на их использование.
Согласило п. 3.12 Правил размещения рекламных объявлений на сайте «ВКонтакте» не допускается реклама политических партий, чиновников, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Исключение может составлять предвыборная агитация на территории РФ при соблюдении всех требований.
Таким образом, размещение предвыборной агитации в интернете в сети «ВКонтакте» разрешается.
То обстоятельство, что отсутствуют сведения о предоставлении кандидатом в ИКМО Нарвский округ материалов агитации, не является основанием для отмены регистрации кандидата, поскольку такие обстоятельства, как основания для отмены регистрации кандидата в депутаты, не предусмотрены действующим избирательным законодательством.
При этом, размещенная Каруличевой А.Н. информация агитационного характера не является политической рекламой и носят агитационный характер, в связи с чем, оплата ее размещения не требуется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что кандидатом в период агитации, нарушений требований законодательства об интеллектуальной собственности, на которые ссылается административный истец в иске, допущено не было.
Также истец ссылается на незаконность решения ИКМО Нарвский округ № 5-2 от 06.07.2019 года о регистрации Каруличевой А.Н. кандидатом в депутаты, поскольку оно принято с нарушением действующего законодательства, так как, в соответствии с п. 11 ст. 28 Федерального закона № 67 –ФЗ, заседание ИКМО, состоявшееся 06.07.2019 года, является не правомочным.
Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Учитывая, что решение ИКМО Нарвский округ № 5-2 о регистрации Каруличевой А.Н. кандидатом в депутаты принято 06.07.2019 года, с административным иском истец обратился 29.08.2019 года, суд приходит к выводу, что по данному доводу административным истцом пропущен срок обращения в суд.
Кроме того, суд полагает, что Каруличева А.Н. по данному доводу является ненадлежащим ответчиком, поскольку фактически административным истцом оспаривается решение, принятое ИКМО Нарвский округ.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 № 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата, которых суду не представлено.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности за виновное нарушение законодательства о выборах, следовательно, может быть применена судом исключительно при доказанности обстоятельств, указанных в подпунктах "б" - "и" пункта 7 статьи 76 названного закона и совершения этих действий кандидатом в депутаты.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку судом не установлено фактов агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, влекущих отмену регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 1, в удовлетворении исковых требований Завалина С.И. к Каруличевой А.Н. следует отказать.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что согласно п. 4 ст. 241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списков кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее, чем за пять дней до дня голосования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ 05.09.2019 ░░░░