Дело № 2-142/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2016 года с.Ребриха, ул.Ленина, 136/1
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Серожеевой Г.Ф.,
при секретаре Пузановой В.А.,
с участием:
истца Кузнецова Н.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Н.Т. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-АРО ФСС РФ) о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Н.Т. обратился в суд с иском к ГУ - АРО ФСС РФ о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение мотивируя тем, что он является инвалидом <данные изъяты> группы и в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. В набор социальных услуг входит также предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение. 18.02.2013 он обратился в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении направления в санаторно-курортное учреждение, но до настоящего времени путевкой не обеспечен. Необеспечение его путевкой в 2013 году произошло по причинам, от него независящим, в связи с чем просит обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании Кузнецов Н.Т. требования поддержал в полном объеме, при этом мотивировал доводами, изложенными в исковом заявлении, просит удовлетворить иск, до настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечен.
Представители ответчика ГУ-АРО ФСС РФ, третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Филиала № ГУ - АРО ФСС РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно отзыву представителя ответчика, ГУ-АРО ФСС РФ иск не признает и просит суд отказать в его удовлетворении. С января 2005 года ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами осуществляет отдельные федеральные полномочия в части обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд имеет право обеспечить граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. В соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. На основании заявления от 18.02.2013 Кузнецов Н.Т. был поставлен в очередь на получение санаторно-курортной путевки, до настоящего времени указанной путевкой не обеспечен, так как последние выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Заявление Кузнецова Н.Т. от 18.02.2013 учтено на 09.03.2016 под номером №. Обращает внимание на то, что региональное отделение Фонда не отказывало Кузнецову Н.Т. в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, и он будет обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в порядке очередности. Предоставление Кузнецову Н.Т. путевки на санаторно-курортное лечение по решению суда нарушит статью 17 Конституции Российской Федерации, а также права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавших заявления ранее, и подтвердивших нуждаемость в санаторно-курортном лечении и отсутствие противопоказаний для таковых.
Заслушав истца, ознакомившись с мнением представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
Кузнецов Н.Т. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.
Согласно уведомлению Филиала № 1 ГУ - АРО ФСС РФ, Кузнецов Н.Т. 18.02.2013 поставлен на очередь (заявка зарегистрирована под № №) на получение санаторно-курортной путевки по лечебному профилю: <данные изъяты> и уведомлен о том, что путевка ему будет предоставлена в порядке очередности.
Путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год истцу ответчиком не представлена. У Кузнецова Н.Т. имеются медицинские показания на санаторно-курортное лечение на день рассмотрения дела судом, что подтверждается справкой № от 19.01.2016.
Проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Федеральным законом от 17.07.1999 178-ФЗ, предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды, на основании пункта 8 статьи 6.1 указанного Закона.
В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст.6 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В силу ч.5 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22.11.2004 N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 09.03.2015.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно- курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Частью 3 ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2004 N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1294).
Согласно ч.1 ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, в соответствии с соответствующими приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов установлена в размере, не превышающем: в 2013 году - 928,7 руб.; в 2014 году - 976,3 руб.; в 2015 году – 1 028,9 руб.; в 2016 году – 1 103,6 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем: в 2013 году – 1 452,9 руб.; в 2014 году – 1 527,2 руб.; в 2015 году - 1 609,4 руб.; в 2016 году – 1 726,3 руб. (приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2012 N 637н, от 19.12.2013 N 750н, от 31.12.2014 N 1211н, от 07.12.2015 N 1003н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п.3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Заявление Кузнецова Н.Т. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году было рассмотрено филиалом № 1 ГУ - Алтайское региональное отделениеФСС РФ 18.02.2013 в установленном законом порядке и он был уведомлена о том, что путевка ему будет предоставлена в порядке очередности с учетом даты поданного им заявления.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Кузнецову Н.Т. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом приведенных обстоятельств, просьба истца о возложении на ответчика обязанности предоставить санаторно-курортную путевку за 2013 год за счет средств федерального бюджета без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О).
В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В данном случае, истец не предоставил достаточных обоснований по поводу иска, документов, свидетельствующих о наличии иных значимых обстоятельств по делу в адрес суда также не поступало, соответственно, исходя из принципа состязательности сторон и оценив все имеющиеся материалы дела по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова Н.Т. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2016 года.
Председательствующий судья Серожеева Г.Ф.