Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1854/2019 ~ М-1725/2019 от 09.09.2019

Дело № 2 – 1854/19

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                            15 ноября 2019 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием представителя истца – Останина Р.Н., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика – Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Швецовой Н.С.,

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белецкого ВВ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, признании незаконным ответа о невозможности включения в страховой стаж периода работы, включении периодов работы в специальный страховой стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,

установил :

          Белецкий В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, признании незаконным ответа о невозможности включения в страховой стаж периода работы, включении периодов работы в специальный страховой стаж, досрочном назначении пенсии. В обоснование иска указал, что 11.12.2017 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от <дата> ему было отказано в назначении пенсии по старости досрочно. С данным решением он не согласен. В его льготный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включены периоды общей продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, а именно:

       - с 12.08.1987 по 03.05.1988 в <данные изъяты> в должности электросварщика ручной сварки в количестве 8 месяцев 22 дней;

- с 02.01.1992 по01.08.1992 в <данные изъяты>, в должности электросварщика ручной сварки в количестве 7 месяцев;

- с 16.05.1996 по 12.03.1997 и с 11.12.1997 по 24.02.1998 в <данные изъяты>, <данные изъяты> цех в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке в количестве 9 месяцев 27 дней и 2 месяца 14 дней, а всего: 1 год 11 дней;

- с    15.04.1998 по 30.09.1998 в <данные изъяты>, <данные изъяты> цех <данные изъяты>, <данные изъяты> участок, в должности электрогазосварщика занятого на резке и ручной сварке в количестве 5 месяцев 16 дней;

- с 16.04.1999 по 30.10.2000 в количестве 1 год 6 месяцев 15 дней, с 18.05.2016 по 31.05.2016 в количестве 14 дней, с 14.06.2016 по 22.08.2016 в количестве 2 месяцев 9 дней, с 24.08.2016 по 09.09.2016 в количестве 16 дней в <данные изъяты>» г. Соликамска, <данные изъяты> в должности электрогазосварщика в количестве 5 месяцев 16 дней;

- из периода службы в армии с 18.06.1985 по 29.06.1987 (2 года 12 дней) включено 8 месяцев 22 дня.

          В специальный стаж не были включены периоды времени продолжительностью 04 года 09 месяцев 05 дней, а именно:

- с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности сварщика 4 разряда в <данные изъяты> <данные изъяты> в количестве 04 месяца 25 дней;

- с 16.05.1988 по 05.06.1991 в <данные изъяты>, в должности электросварщика 4 разряда в количестве 03 года 20 дней;

- из периода службы в армии с 18.06.1985 по 29.06.1987 (2 года 12 дней) не включено 01 год 3 месяца 20 дней.

    Основанием для отказа данных периодов послужило не представление документов, подтверждающих полную и постоянную занятость выполнением работ, предусмотренных Списком № 2 1956 и 1991. Списком № 2 1991 разделом XXXII «Общие профессии», предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Списком № 2 1956 льготное пенсионное обеспечение предоставлялось электросварщикам (электрогазосварщикам, газоэлектросварщикам), занятым на ручной сварке.

    В период его трудовой деятельности с 16.01.1985 по 05.06.1991 действовало Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, которым были утверждены Списки производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

    Раздел ХХХ «Общие профессии» Списка № 2 1956 года предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение сварщиков и их подручных, газосварщиков и их подручных и электросварщиков и их подручных без дополнительных условий.

    Список № 2 1956 года производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах содержит должность сварщика, газосварщика и электросварщика, и не требует подтверждения трудового стажа.

    На основании письма Госкомтруда СССР от 20.04.1967 № 653-ИГ профессия «сварщик» по характеру выполняемой работы и условиям труда, одинакова с профессией «сварщик», «газосварщик», «электросварщик».

    Согласно информационному письму Министерства труда РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 «О праве на льготное пенсионное обеспечение» электрогазосварщиков» «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (раздел ХХХIII) как электрогазосварщики.

           Факт его работы в течение спорного периода в должности электросварщика подтверждается военным билетом, выданным <данные изъяты>

    У ответчика имелись все данные о его службе в армии и не включение 15 месяцев 20 дней из периода службы в армии также является незаконным, противоречащим пункту 109 Положения № 590.

    Поскольку он достиг возраста 56 лет, его страховой стаж составил более 25 лет, специальный стаж составил 10 лет 1 месяц 10 дней, то у него имеются основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год, то есть с 16.10.2018.

          С учетом уточнений просил суд признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата> в части отказа в назначении льготной пенсии по старости, признать незаконным ответ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) без номера от <дата> о невозможности включения в специальный страховой стаж по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периода работы в должности сварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...> с 16.01.1985 по 11.06.1985, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж Белецкого В.В. период работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...>, период службы в Армии с 18.06.1985 по 29.06.1987, периоды работы в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> с 16.05.1988 по 25.07.1990, с 28.07.1988 по 06.08.1990, с 09.08.1990 по 29.08. 1990, с 01.09.1990 по 19.09.1990 с 22.09.1990 по 27.09.1990, с 29.09.1990 по 04.06.1991 и назначить досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на один год по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 16.10.2018.

          В судебное заседание истец не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.

          Представитель истца – Останин Р.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

          Представитель ответчика – Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Решение заседания комиссии считает основанным на законе, поскольку на день обращения в Пенсионный Фонд РФ истец не имел стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости по заявленному основанию.

              Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         В соответствие с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.         Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам при достижении 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.

         Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

       С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".       Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.       Часть 4 ст. 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10).

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.

Списком N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 в разделе XXXII "Общие профессии" были предусмотрены профессии "газосварщик", «электросварщик».

Таким образом, работа в должности газосварщика, электросварщика в период до 1 января 1992 г. в соответствии с названным списком подлежала зачету в специальный стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях.

         В судебном заседании установлено, что <дата> Белецкий В.В. обратился в ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонного) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

         Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонного) от <дата> Белецкому В.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по заявленному основанию в связи с отсутствием необходимого специального стажа – не менее 12 лет 06 месяцев (л.д. 7). При этом из содержания протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> следует, что ответчик не оспаривал наличие у истца специального стажа, предусмотренного п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (работа с тяжелыми условиями труда) продолжительностью 05 лет 04 месяца 05 дней, в том числе: 08 месяцев 22 дня (работа по Списку № 2 1956 года до 01.01.1992) + 08 месяцев 22 дня (служба в Вооруженных Силах СССР) + 03 года 10 месяцев 21 день (работа по Списку № 2 1991 года после 01.01.1992) (л.д. 8-13).

        <дата> Белецкий В.В. обратился к ответчику с заявлением об оценке его пенсионных прав по периоду работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности сварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...>

        По результатам рассмотрения данного заявления письмом от <дата> ответчиком был дан ответ о невозможности включения в специальный стаж по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периода работы Белецкого В.В. с 16.01.1985 по 11.06.1985 (04 месяца 26 дней) в <данные изъяты> <...> <...> в качестве сварщика, так как указанная профессия не предусмотрена Списком № 2 1956 года, а также Списком № 2 1991 года. Также было указано о том, что в соответствии с пунктом 12 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии? установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч.1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п.7 ч.1 ст. 32, ст. 33 Закона № 400-ФЗ (л.д. 67)

        Как установлено судом, в периоды с 16.05.1988 по 25.07.1990, с 28.07.1988 по 06.08.1990, с 09.08.1990 по 29.08. 1990, с 01.09.1990 по 19.09.1990 с 22.09.1990 по 27.09.1990, с 29.09.1990 по 04.06.1991 Белецкий В.В. работал в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты>. В указанный период истец работал на условиях полной рабочей недели, с полным рабочим днем, не имел административных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д. 14-17), архивной справкой <данные изъяты> (л.д. 18), лицевыми счетами по заработной плате за период с 1988 по 1991 год (л.д. 38-40, 45-58), личной карточкой формы Т-2 (л.д. 36), приказами (л.д. 57, 41-44)

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее Список N 2 от 22.08.1956).

Таким образом, при определении права истца на досрочное назначение пенсии следует руководствоваться Списком N 2 от 22.08.1956.

В соответствие с разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2 от 22.08.1956 правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались «газосварщики и их подручные", "электросварщики и их подручные".

            В соответствии с разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 от 1991 года правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались электросварщики на       автоматических       и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде    углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (23200000-19905), электросварщики ручной сварки (23200000-19906).

В соответствии с письмом Госкомтруда СССР от 20 апреля 1967 г. N 653-ИГ, профессия "сварщик" по характеру выполняемой работы и условиям труда одинакова с профессиями "газосварщик" и "электросварщик", поэтому право электросварщиков на льготную пенсию определяется по тем же условиям, что и газосварщиков.

Согласно постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.

Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а работа в период до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.

         То есть период работы истца до 1 января 1992 г. в качестве электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 г. данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на резке и ручной сварке, в связи с чем для включения в специальный стаж периода работы истца после 1 января 1992 г. необходимо подтверждение занятости его на резке и ручной сварке.

Вместе с тем, суд полагает, что изменение в дальнейшем Списка должностей, дающих право на льготное назначение пенсии в части указания вида сварки по должности электросварщик, не может ухудшить пенсионных прав истца. К правоотношениям не могут применяться изменения законодательства, ухудшающие положение истца. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Данная профессия отнесена к разряду работ с тяжелыми условиями труда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года N 107-О разъяснено, что Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет мужчин и 55 лет женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Указанные разъяснения применимы и к положениям действующего законодательства о пенсионном обеспечении.

Таким образом, содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие как Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и вступившего в силу с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с вредными условиями труда в период до 01.01.1992 и выработал требуемый стаж на соответствующих видах работ).

Факт работы Белецкого В.В. в периоды с 16.05.1988 по 25.07.1990, с 28.07.1988 по 06.08.1990, с 09.08.1990 по 29.08. 1990, с 01.09.1990 по 19.09.1990 с 22.09.1990 по 27.09.1990, с 29.09.1990 по 04.06.1991на работе с тяжелыми условиями труда подтверждается материалами дела, равно как и соответствие занимаемой им должности электросварщика, должностям, предусмотренным Списком N 2 от 22.08.1956 и Списком N 2 от 26.01.1991, дающим право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 2 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 08 января 1992 года N 1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года N 235, установлено, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Исходя из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий было предоставлено Министерству труда РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" (пункт 2).

В порядке реализации этого права были даны разъяснения о порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, утвержденные приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235, а также издано постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснений о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

То есть, до 01.01.1992 ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось.

Таким образом, периоды работы Белецкого В.В. в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> с 16.05.1988 по 25.07.1990, с 28.07.1988 по 06.08.1990, с 09.08.1990 по 29.08. 1990, с 01.09.1990 по 19.09.1990 с 22.09.1990 по 27.09.1990, с 29.09.1990 по 04.06.1991 должны включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без уточнения вида сварки, а также подтверждения постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 в течение полного рабочего дня.

Также судом установлено, что в период с 18.06.1985 по 29.06.1987 Белецкий В.В. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждается справкой военного комиссариата г. Соликамска и Соликамского района Пермского края от <дата> (л.д. 19) и ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Непосредственно после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации по призыву, с 12.08.1987 истец был трудоустроен электросварщиком ручной сварки 4-го разряда <данные изъяты>. С 16.05.1988 по 05.06.1991 истец работал электросварщиком 4-го разряда <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца и представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца в рядах Вооруженных сил РФ действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.

Подпункт «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (службы).

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Вооруженных силах РФ правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

          Учитывая, что непосредственно за периодом службы в армии истца следовала работа, подлежащая зачету в специальный страховой стаж Белецкого В.В. по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то и исключенный ответчиком период службы в рядах Вооруженных сил РФ (с 18.06.1985 по 29.06.1987) подлежит включению в специальный страховой стаж истца, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

        Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Вместе с тем, не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата>, ответа ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) без номера от <дата>, возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж периода работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...>, назначении страховой пенсии по старости с 16 октября 2018 года, исходя из следующего.

По периодам работы истца, имевшим место до 01.01.1992, может применяться Список № 2 1956 года.

В разделе ХХХII «Общие профессии» Списка № 2 1956 года предусмотрены «электросварщики и их подручные», «газосварщики и их подручные», «сварщики аргонной атомно-водородной сварки».

Вместе с тем, профессия «сварщик» в качестве самостоятельной не была предусмотрена ни Единым тарифно-квалификационным справочником работ, профессий рабочих издания (ЕТКС) 1969-1974 годов, ни ЕТКС, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 № 17/2-54.

Относимых и допустимых доказательств, которые бы объективно и достоверно свидетельствовали о том, что в период с 16.01.1985 по 11.06.1985 истец работал на должностях, предусмотренных Списком № 2 1956 года, а не в иных должностях, предусмотренных ЕТКС, в материалах дела не имеется и вопреки правилам ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Суды не вправе устанавливать тождество профессий, должностей, однако судам предоставлена возможность установления тождественности выполняемых истцом функции, условий, характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, данный вопрос о тождественности для зачета спорных периодов работы в специальный стаж может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

        Какие-либо доказательства, свидетельствующие о тождественности выполняемых истцом функций в период его работы в специализированном колхозе им. Котовского с 16.01.1985 по 11.06.1985, условий, характера деятельности тем работам, которые предусмотрены Списком № 2 1956 года и дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в материалах дела отсутствуют.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

Законодатель связывает права на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае работой с тяжелыми условиями труда. При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что в период с 16.01.1985 по 11.06.1985 его работа была связана с тяжелыми условиями труда, а выполняемые им трудовые функции по условиям работы, характеру деятельности соответствовали тем работам, которые предусмотрены Списком № 2 1956 года.

Само по себе указание в военном билете Белецкого В.В. его основной гражданской специальности «эл.сварщик» не может служить доказательством, которое бы безусловно подтверждало, что в спорный период истец работал в должности электросварщика.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ установлено, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Из содержания трудовой книжки следует, что в период с 16.01.1985 по 11.06.1985 Белецкий В.В. работал в должности сварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...> (л.д. 15). Иного судом не установлено и истцом не доказано.

Поскольку истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств обоснованности заявленных требований в отношении периода работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...>, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.

          Соответственно, не подлежат удовлетворению требования о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата>, ответа ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) без номера от <дата>, возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж периода работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...> На момент принятия пенсионным органом оспариваемого решения (на дату <дата>) у Белецкого В.В. отсутствовал требуемый специальный стаж работы с тяжелым условиями труда, необходимый для назначения пенсии по заявленному основанию, в связи с чем отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонного) в установлении истцу пенсии по старости досрочно соответствовал требованиям действующего законодательства. Также пенсионным органом истцу обоснованно был дан ответ на его заявление от 08.10.2019 о невозможности включения в специальный стаж по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» период работы в должности сварщика, так как указанная профессия не предусмотрена Списком № 2 1956 и Списком № 2 1991 года.

          Вместе с тем, поскольку на момент достижения Белецким В.В., <дата> года рождения, 57 –летнего возраста (на дату <дата>), его страховой стаж составляет более 25 лет, а с учетом частичного включения спорных периодов он имеет специальный страховой стаж, предусмотренный п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», продолжительностью 09 лет 08 месяцев 05 дней, у него возникло право выхода на пенсию по старости досрочно, с 16.10.2019.

             Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

    Исковые требования Белецкого ВВ удовлетворить частично.

            Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) включить в стаж работы, дающий Белецкому ВВ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы в должности электросварщика 4 разряда <данные изъяты> с 16.05.1988 по 25.07.1990, с 28.07.1988 по 06.08.1990, с 09.08.1990 по 29.08. 1990, с 01.09.1990 по 19.09.1990 с 22.09.1990 по 27.09.1990, с 29.09.1990 по 04.06.1991, период службы в Вооруженных силах СССР с 18.06.1985 по 29.06.1987, и назначить Белецкому ВВ страховую пенсию по старости досрочно, с 16.10.2019.

            Исковые требования Белецкого ВВ в части признания незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) от <дата>, ответа ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) без номера от <дата>, возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) обязанности включить в специальный стаж периода работы с 16.01.1985 по 11.06.1985 в должности электросварщика 4-го разряда <данные изъяты> <...> <...> назначении страховой пенсии по старости с 16 октября 2018 года, оставить без удовлетворения.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 21 ноября 2019 года.

Судья                                                                                         И.В.Шатуленко

2-1854/2019 ~ М-1725/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белецкий Владимир Владимирович
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске
Другие
Останин Роман Николаевич
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Шатуленко Ирина Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2019Передача материалов судье
13.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
21.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2021Дело оформлено
06.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее