Дело № 2-132
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Ветлуга ДД.ММ.ГГГГ
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., с участием прокурора Тихоновой М.А., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению (МОУ) Белышевская средняя общеобразовательная школа об обязании оборудовать здание школы пандусами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа об обязании оборудовать здание школы пандусами.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства образовательное учреждение должно создать необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью необходимо обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы, оборудовав его пандусами.
Проведенной Прокуратурой Ветлужского района проверкой установлено, что здание МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа не оборудовано пандусами, что затрудняет доступ в образовательное учреждение лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Ответчик – директор МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа С.Е.С. иск прокурора не признала, пояснив, что в школе имеется вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли.
Прокурор Тихонова М.А. уточнила исковые требования, просит суд обязать МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа установить при входе в здание школы сигнальную кнопку со специальным опознавательным знаком, предназначенным для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также оборудовать вход, предназначенный для лиц с ограниченными возможностями, площадкой с твердым покрытием.
Третье лицо – представитель администрации Ветлужского муниципального района Г.В.С. пояснил, что права маломобильных групп населения на доступ в образовательное учреждение должны соблюдаться и в разумных пределах администрация района готова открыть финансирование на проведение необходимых работ.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Прокурор возбудил в суде спор о реализации права граждан – неопределенного круга лиц на получение качественного образования, в том числе - лицами с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение с этой целью беспрепятственного доступа в образовательное учреждение.
В силу ч. 1, 2 ст. 5. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Частью 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
Требования, предъявляемые к оборудованию входов в помещения, установлены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73.
В соответствии с пунктами 3.13 – 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 установлено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
Из изложенного следует, что требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» являются обязательными для исполнения, поскольку обеспечивают доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В судебном заседании установлено, что в здании МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа, находящемся по адресу: <адрес>, имеется вход с земли, предназначенный для лиц с ограниченными возможностями, однако этот вход не снабжен специальным опознавательным знаком и сигнальной кнопкой, а также при входе отсутствует площадка с твердым покрытием, что затрудняет реализацию лицами с ограниченными возможностями здоровья права на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что для реализации права маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в здание МОУ Белышевская средняя общеобразовательная школа необходимо установить при входе в здание школы, предназначенном для лиц с ограниченными возможностями здоровья, сигнальную кнопку со специальным опознавательным знаком, а также оборудовать указанный вход в здание площадкой с твердым покрытием, исполнение обязательства возложить на ответчика.
Разумный срок для исполнения обязательства – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░