Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-417/2018 ~ М-60/2018 от 18.01.2018

Дело № 2-417/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Суханова И.Н.

при секретаре Захаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 23 марта 2018 года гражданское дело по заявлению Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , разрешенное использование: для размещения захоронения биологических отходов, площадью 805 м, расположенный по адресу: <адрес> В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйный объект. Указанным объектом фактически никто не владеет, каких-либо правопритязаний в отношении него не имеется. В течение года с момента постановки земельного участка на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует. В соответствии с п.7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» организация мер по обеспечению безопасности сибироязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем должны быть признаны муниципальной собственностью. Просит признать право муниципальной собственности на указанный земельный участок.

Представитель заявителя Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области Колупаева Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что на спорном земельном участке находится скотомогильник.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на заявление, в котором указал, что спорный объект в реестре государственного имущества Курганской области не значится. Просили рассмотреть дело без участия представителя Департамента. Решение по делу оставили на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц - Правительства Курганской области, Управления ветеринарии Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Суд с учетом мнения представителя заявителя определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).

Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела, на территории Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области зарегистрирован бесхозяйный объект– земельный участок, кадастровый , разрешенное использование: для размещения захоронения биологических отходов, площадью 805 м, расположенный по адресу: <адрес>

19.12.2016 в соответствии с заявлением от 06.12.2016 № 45/209/004/2016-918 Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области спорный земельный участок был принят на учет Управлением федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в качестве бесхозяйного имущества.

Из отзыва Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области следует, что в реестре государственного имущества Курганской области спорное имущество не числится.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.02.2018 следует, что сведения об объекте недвижимости, - сооружении, скотомогильник, на спорном земельном участке, отсутствуют.

Согласно кадастровому паспорту по адресу: в границах МО Каширинского сельсовета, Кетовского района, Курганской области, расположен земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения захоронения биологических отходов, площадью 805 +/- 10 кв.м.

Действующее законодательство, а именно ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В силу ст. 225 ГК РФ при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности презюмируется государственная собственность, что исключает существование земельного участка в качестве бесхозяйного имущества.

Согласно Федеральному закону № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.

В случае установления законных оснований разграничения государственной собственности на землю согласно ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» соблюдается порядок распоряжения земельными участками, в соответствии с которыми Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).

От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы или органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Спорный земельный участок не находится в частной, муниципальной, федеральной собственности, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и следовательно, такие земельные участки не могут рассматриваться в качестве бесхозяйного имущества, а также не могут быть признаны собственностью муниципального образования Администрация Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Что касается довода заявителя о том, что на спорном земельном участке находится скотомогильник, суд находит следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами (абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу п. п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы) (пункт "ц" ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В силу п. 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 года N 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.

Кроме того, заявлены требования о признании права собственности на бесхозяйный объект – земельный участок, а не на объект недвижимого имущества – скотомогильник.

При установленных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Каширинского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганской областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 28 марта 2018 года.

Судья И.Н. Суханов

2-417/2018 ~ М-60/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация Каширинского сельсовета
Другие
Администрация Кетовского района Курганской области
Управление Росреестра
Правительство Курганской области
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Управление ветеринарии Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Суханов Игорь Николаевич
Дело на странице суда
ketovsky--krg.sudrf.ru
18.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Подготовка дела (собеседование)
02.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2018Дело оформлено
31.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее