Дело:№ 5-27/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 июля 2019 года с. Тарногский городок,ул. Пионерская, д.14
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Еина Н.Н.,
при секретаре Решетниковой Е.Е.,
с участием представителя администрации МО «Тарногский муниципальный район» по доверенности от 14.03.2019 Вячеславовой А.А.,
представителя административного органа Контрольно-счетной палаты Вологодской области по доверенности от 10.01.2019 Колызова Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Тарногский муниципальный район», ……….
установил:
На основании плана работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области на 2019 год, утвержденного решением коллегии от 27.12.2018 № 61, приказа Контрольно-счетной палаты области от 09.01.2019 № 4 «О проведении контрольного мероприятия», в администрации Тарногского района, расположенном по адресу - 161560, Вологодская область, Тарногский район, село Тарногский Городок, ул. Советская, 30 проведена проверка в рамках контрольного мероприятия по теме: «Проверка использования субсидий на подготовку объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности, к работе в осенне-зимний период, предоставленных в 2018 году Верховажскому, Тарногскому муниципальным районам и муниципальному образованию поселок Хохлово Кадуйского муниципального район». По результатам проверки составлен акт от 29.03.2019.
В ходе проверки установлено следующее.
Предоставление субсидий муниципальным образованиям области на мероприятия по подготовке объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности, к работе в осенне-зимний период, предусматривается в рамках подпрограммы 1 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Вологодской области на 2014-2010 годы» государственной программы «Энергоэффективность и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства области от 28.10.2013 г. № 1107.
Правила предоставления и расходования субсидий на реализацию мероприятий по подготовке объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период определены в приложении 5 к Подпрограмме. Целью предоставления субсидий является софинансирование за счет средств областного бюджета обязательств муниципальных районов, городских и сельских поселений области по реализации мероприятий, связанных с подготовкой объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности, к работе в осенне-зимний период (п.1.1 Правил)
Законом области от 15.12.2017 г. № 4261-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов» на подготовку объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности к работе в осенне-зимний период, Тарногскому муниципальному району предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 756,7 т.р.
Между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и администрацией Тарногского района заключено соглашение предоставлении субсидии от 18.05.2018 №2/с, а также дополнительно соглашение к нему от 26.12.2018 рег. №15/Д/С (далее - Соглашение). Соглашением предусмотрен утвержденный объем капитальных вложений на мероприятие по замене тепловой сети от котельной до здание БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская Тарногского сельского поселения Тарногского района в сумме 764302,75 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 756659,72 р. местного бюджета 7643,03 р. (приложение 1 к дополнительного соглашению от 26.12.2018 рег. №15/д/с). Доля средств областного бюджета составляет 99,0% общего объема утвержденных капитальных вложений ремонт тепловой сети.
Департаментом в бюджет Тарногского муниципального района перечислена субсидия в объем объеме 756659,72 р., что подтверждается платежным поручением № 269 от 26.06.2018.
Согласно информации администрации от 30.01.2019 №244 (выписка из решения Представительного Собрания от 24.12.2018 №348 «О внесении изменений и дополнений в решение Представительного собрания от 11.12.2017 №265 «О бюджете района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» приложение №5) в ведомственной структуре расходов бюджета Тарногского района Тарногского района по коду бюджетной классификации 154 05 02 18101S3150 предусмотрены администрацией средства на подготовку объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности, к работе в осенне-зимний период в сумме 772,2 тыс.руб., из них средств областного бюджета 756,7 тыс.руб.
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности, между администрацией и ООО «Интека-Строй» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 21.05.2018 ИКЗ-183351700096535170100100200014221243 с дополнительным соглашением к нему от 06.06.2018 на сумму 764302,75 руб.
Администрацией в период проверки представлены документы, согласно которым производился ремонт тепловой сети протяженностью 200 м. которая в муниципальной собственности не находится. Согласно акту о приемке выполненных работ от 15.06.2018 №1 расходы на ремонт тепловой сети составили 694857,75 р. Из них расходы на ремонт тепловой сети за счет средств областного бюджета составляют 687909,17 р. (расчет 694857,75 р.* 99,0 % доля средств областного бюджета); теплового узла, находящегося в здании школы по адресу: Тарногский район, д.Евсеевская, д.31 право муниципальной собственности на которую зарегистрировано. Расходы на ремонт теплового узла составили 69445,0 руб.
Оплата выполненных работ произведена на сумму 764302,75 р., о чем представлены платежные поручения от 21.06.2018№ 634 на сумму 7643,03 р.. от 02.07.2018 №678 на сумму 756659,72 р.) на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат от 15.06.2018 №1, счета -фактуры от 15.06.2018 №20.
По результатам проверки в отношении администрации МО «Тарногский муниципальный район» составлен протокол об административном правонарушении № 7 от 31 мая 2019 года по ст. 15.14 КоАП РФ за осуществление администрацией в рамках муниципального контракта от 21.05.2018 г. ИКЗ-183351700096535170100100200014221243 расходование средств из областного бюджета в сумме 687909, 17 р. на ремонт тепловой сети, которая не является муниципальной собственностью, что не соответствует цели предоставления субсидии, определенной пунктом 1.1 Правил № 1107, закону ВО от 15.12.2017 г. № 42610-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», приложению № 5 к решению Представительного Собрания от 21.12.2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в решение Представительного Собрания от 11.12.2017 г. № 265 «О бюджете района на 2018 год и плановый период на 2019 и 2020 годов», и является в нарушение ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств.
Датой правонарушения является 02.07.2018 г., т.е. дата перечисления денежных средств ООО «Интека-Строй», включающие средства субсидии, поступившие из областного бюджета.
В судебном заседании представитель администрации МО «Тарногский муниципальный район» Вячеславова А.А. не согласилась с доводами о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что бюджетные средства были выделены администрации именно на участок тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская Тарногского сельского поселения Тарногского района. Доказательств, свидетельствующих о направлении субсидии на иные цели, отличные от подготовки объектов теплоэнергетики области к работе в осенне-зимний период 2018/2019 года, не представлено. Напротив, актами выполненных работ подтверждается факт направления бюджетных средств на цели, на которые они были предоставлены. Исправное состояние участка тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д.Евсеевская Тарногского сельского поселения Тарногского района является обязательным условием теплоснабжения социально-значимого объекта БОУ «Озерецкая ООШ», которая является единственной школой в данном населенном пункте. Таким образом, предоставленная Тарногскому муниципальному району субсидия использована по целевому назначению в рамках реализации предоставленных действующим законодательством полномочий в соответствии с правовыми актами органов государственной власти области и соглашением. Единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения на территории Тарногского района нет, существует несколько теплоснабжающих организаций. Теплоснабжающей организацией обеспечивающей теплоснабжение в д. Евсеевская Тарногского района является ООО «Услуга». Обслуживание участка тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская Тарногского сельского поселения Тарногского района осуществляет также ООО «Услуга», оно же устанавливает тарифы, включает все расходы по обслуживанию. Существующая теплосеть до здания БОУ «Озерецкая ООШ» была старой, она утратила свою функцию, в связи с чем был произведен её ремонт. Цель - обеспечить теплом учебное заведение - достигнута.
В судебном заседании от 27.06.2019 представитель администрации МО «Тарногский муниципальный район» Шамонин Н.А. не согласилась с доводами о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель Контрольно-счетной палаты Вологодской области в судебном заседании Колызов Е.М., ссылаясь на ч.1 ст.306.4 БК РФ, приложение 13 Закона Вологодской области от 15.12.20, приложение №5 к решению Представительного собрания района от 24.12.2018 3348 «О внесении изменений и дополнений в решение Представительно собрания от 11.12.2017 №65 «О бюджете района на 2018 и плановый 2019 и 2020 годы» пояснил, что денежные средства в бюджет района на 2018 год были изначально направлены на объект, находящийся в муниципальной собственности, участок теплосети в д. Евсеевская таким объектом не является. Фактически, если тепловая сеть утратила свои качества, то была произведена реконструкция, а не ремонт. В настоящее время собственник тепловой сети не установлен, в качестве бесхозяйного, не значится.
В судебном заседании от 27.06.2019 представитель Контрольно-счетной палаты Вологодской области в судебном заседании Шепринская М.С. пояснила, что участок теплосети муниципальной собственность не является, на балансе администрации не числится. После проверки администрации, внесены изменения в соглашения департамента. Предоставление документа о праве собственности на объект, на который предоставляется субсидия, является обязательным.
Заслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективная сторона правонарушения заключается в неправильном использовании получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, связанными, в том числе с обеспечением результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 15 Закона Вологодской области от 15.12.2017 N 4261-ОЗ (ред. от 26.12.2018) "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" средства областного бюджета (полученные в качестве налоговых и неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета) направляются на осуществление переданных Российской Федерацией органам государственной власти области полномочий в объемах и на цели, предусмотренные настоящим законом области, и расходуются в порядке, определенном бюджетным законодательством.
Как установлено, Постановлением Правительства области от 09.04.2018 г. № 314 (с изм. от 19.11.2018) утвержден план мероприятий по подготовке объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов, которым предусмотрено мероприятие по замене участка тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская Тарногского района. В соответствии с Правилами № 1107, администрацией района разработана сметная документация по указанному объекту, сметная стоимость составила 785,2 тыс.р.
Между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и администрацией района заключено Соглашение, которым предусмотрено, что утвержденный объем капитальных вложений на ремонт теплосети составляет 764,3 т.р., в т.ч. за счет средств областного бюджета 756,7 т.р.; целью предоставления субсидии является софинансирование за счет средств областного бюджета расходных обязательств МО по реализации мероприятий, связанных с подготовкой объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период; субсидия предоставляется на условиях: наличие обязательства МО по достижению и достижения целевых показателей результативности предоставления субсидии; наличие, утвержденных в бюджете МО бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств в размере не менее 1 % от стоимости мероприятий, финансирование которых предусмотрено в соответствующем финансовом году; наличие сметной документации.
Соглашением также предусмотрено, что муниципальное образование соблюдает цели, условия и порядок, установленные при предоставлении субсидии, обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств, предоставляет отчет об использовании субсидии.
Для получения субсидии администрация представила в департамент заявку-расчет в потребности субсидии на июнь 2018 г. в сумме 777,3 т.р. департаментом представлен проект предельных объемов финансирования, рассмотрены документы и в бюджет Тарногского муниципального района перечислена 26.06.2018 г. субсидия 756,7 т.р.
Отчет об использовании субсидии представлен 10.01.2019 г., где значилась замена участка тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская, размер субсидии – 764,3 т.р., расходы за счет областного бюджета – 756,7 т.р., за счет местного бюджета – 7,6 т.р.
Целью предоставления субсидии, определенной п. 1.1 Правил № 1107 является подготовка объектов теплоэнергетики, находящихся в муниципальной собственности. При этом Правилами и Соглашением не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих нахождение объектов теплоэнергетики в муниципальной собственности.
На выполнение работ по замене участка тепловой сети между администрацией и ООО «Интека-Строй» заключен муниципальный контракт от 21.05.2018 г. с ценой 694857,75 р. Акт приемки выполненных работ составлен 15.06.2018 г. на указанную сумму.
Согласно информации администрации Тарногского сельского поселения от 04.07.2019 в базе данных Реестра муниципальной собственности имущества об объекте недвижимости - тепловая сеть, протяженностью 200 п.м. по адресу: Вологодская область, Тарногский район, д.Евсеевская отсутствует.
По информации Департамента имущественных отношений Вологодской области от 11.06.2019 в Реестре собственности Вологодской сведений об объекте недвижимости - тепловая сеть, протяженностью 200 п.м. по адресу: Вологодская область, Тарногский район, д.Евсеевская нет.
В ответе ТУ Росимущества Вологодской области от 05.07.2019 указано, что указанный объект в территориальной базе реестра федерального имущества не означает, что указанные объекты не находятся в собственности РФ. Также сведения об указанном объекте отсутствуют в ЕГРН (ответ Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области от 09.07.2019).
Судом установлено, что участок теплотрассы от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская на балансе муниципального образования Тарногский район не стоит, объектом муниципальной собственности не является. Администрацией принимаются меры для постановки указанного участка теплосети в качестве бесхозяйного.
Согласно п.6 ст.15 Федеральный закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
При определении единой теплоснабжающей организации в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей относятся к затратам единой теплоснабжающей организации, связанным с производством и реализацией тепловой энергии (мощности) потребителям (часть 12 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении).
Представитель администрации Вячеславова А.А. в судебном заседании пояснила, что теплоснабжающей организацией в д.Евсеевская Тарногского района является ООО «Услуга», которая осуществляет обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Доказательств того, что администрацией были приняты меры в соответствии с п.6 ст.15 Федеральный закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" материалы дела не содержат.
Довод администрации о том, что мероприятие по замене участка тепловой сети от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ» д. Евсеевская Тарногского района включено в план мероприятий по подготовке объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов, утвержденный Постановлением Правительства области от 09.04.2018 г. № 314 (с изм. от 19.11.2018) в связи с бюджетные средства использованы по целевому назначению не состоятелен, поскольку внесение данного объекта недвижимости в план мероприятий не подтверждает его нахождение в муниципальной собственности, кроме того, получение субсидии носит заявительный характер, объекты подлежащие ремонту вносятся в план мероприятий на основании заявок. Подавая заявку на получение субсидии на ремонт теплосети как на муниципальный объект, для включения в областную программу администрация не могла не знать, что участок указанной теплосети не находится в муниципальной собственности.
Таким образом, проведение администраций Тарногского муниципального района в рамках предоставленной субсидии работ по ремонту участка теплосети, не находящегося в муниципальной собственности не соответствует цели субсидии, определенной п.1.1 правил №1107, Закон Вологодской области ВО от 15.12.2017 г. № 42610-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», приложению № 5 к решению Представительного Собрания от 21.12.2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в решение Представительного Собрания от 11.12.2017 г. № 265 «О бюджете района на 2018 год и плановый период на 2019 и 2020 годов», и является в нарушение ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ нашел свое подтверждение в судебном заседании. Вина администрации в совершенном административном правонарушении, подтверждается исследованные в судебном заседании протоколом об административном правонарушении №7 от 31.05.2019, актом проверки от 29.03.2019, соглашением о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Тарногского муниципального района №2/С от 18.05.2018 с приложениями к нему, актами о приемке выполнении работ №1 от 15.06.2018, справками о стоимости выполненных работ и затрат от 15.06.2018, счетом на оплату №37 от 15.06.2018, платежными поручениями №634 от 21.06.2018, №678 от 02.07.2018 №27.06.2018 от 26.06.2018, муниципальным контрактом № 01303000303118000016-0257326-01 от 21.05.2018, дополнительным соглашением №1 к муниципальному контракту о 06.06.2018 и всеми материалами дела в их совокупности.
Таким образом, оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения отсутствуют.
Между тем, исходя из требований ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, полагаю возможным признать совершенное администрацией правонарушение малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В ходе рассмотрения дела не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, а также интересов конкретных лиц.
Согласно пояснениям представителя администрации Вячеславовой А.А. БОУ «Озерецкая ООШ» является школой, в которой обучаются дети из нескольких деревень, без осуществления ремонтных работ участка тепловой сети расстоянием 200 м. от котельной до здания БОУ «Озерецкая ООШ», не позволило бы подготовить школу к работе в осенне-зимний период, могло повлечь срыв учебного процесса.
Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу, принимаемые администрацией меры по постановке тепловой сети на учет в качестве бесхозяйного имущества, с целью последующего признания права собственности на него, оценив характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, допущенного юридическим лицом, учитывая, что оно не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в сфере бюджетного законодательства, полагаю возможным признать административное правонарушение малозначительным и освободить администрацию от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст. 2.9, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении администрации Тарногского муниципального района по прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить администрации Тарногского муниципального района устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Н.Еина