Решение по делу № 3а-79/2019 от 20.03.2019

Дело № 3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года г. Челябинск    

Челябинский областной суд в составе

председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/224,

установил:

    общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее – ООО «ЦКС», общество) обратилось с административным исковым заявлением (с учетом уточнения, а также письменных возражений на отзыв) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/224 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/24 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО Карабашского городского округа для общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на 2018-2020 годы».

     В обоснование требования указано, что ООО «ЦКС» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере обращения с отходами. Оспариваемым постановлением пересмотрен тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО Карабашского городского округа, в частности, был изменен объем (масса) размещаемых твердых коммунальных отходов и размер финансовых потребностей для реализации производственной программы на 2018-2020 годы. Административный истец указывает, что тариф установлен с нарушением требований действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными услугами, а именно, масса отходов твёрдых коммунальных отходов не является долгосрочным параметром регулирования и она не могла быть пересмотрена. При пересмотре тарифов Министерство не учло расчетную массу в полном объеме, а именно не учтены показатели Уйского

муниципального района, содержащиеся в Территориальной схеме обращения с отходами.

    В судебном заседании представители административного истца Голуб Е.В., Свирческая Т.В. на удовлетворении административного искового заявления настаивали.

    Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, МТРиЭ) Ковалева Р.Р., Дрыга А.А., Першуков А.Ю., Криволапова М.В. в судебном заседании требования административного истца не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

     Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Челябинской области Германа А.С., считавшего требования административного истца необоснованными, суд находит административный иск ООО «ЦКС» не подлежащим удовлетворению.     

    Как установлено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.    

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ).

    В силу пункта 61-1 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300, к полномочиям Министерства относится утверждение предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

    В соответствии с пунктом 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек.

Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Как установлено пунктами 19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства.    

Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации.

    Из выписки из протокола заседания Правления Министерства от 20 декабря 2018 года № 86 следует, что в нем принимали участие шесть членов Правления с правом голоса, постановление от 20 декабря 2018 года № 86/224 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/24 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО Карабашского городского округа для общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на 2018-2020 годы» принято единогласно.

    Постановление от 20 декабря 2018 года № 86/224 опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 25 апреля 2019 года, размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.tarif74.ru).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее – Основы ценообразования и Правила регулирования соответственно), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 (далее – Методические указания).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07.12.2017г. № 63/24 для ООО «ЦКС» утверждены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне твердых бытовых отходов Карабашского городского округа на 2018-2020 годы методом индексации.

В соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карабашского кластера Челябинской области от 17.01.2018г., пунктом 1.2 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карабашского кластера Челябинской области от 05.02.2018г. (далее – Соглашение) ООО «ЦКС» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
на территории Карабашского кластера на период с 05.02.2018г. по 04.02.2028г.

Согласно параметрам Соглашения с началом осуществления деятельности ООО «ЦКС» в статусе регионального оператора на полигон Карабашского городского округа предусмотрено направление твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Карабашского и Чебаркульского городских округов и Чебаркульского муниципального района.

Как установлено пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Подпунктом «в» пункта 21 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае присвоения организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, МТРиЭ производится пересмотр тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования.

В связи с этим, базовый уровень операционных расходов пересмотрен МТРиЭ с учетом расчетной массы твердых коммунальных отходов, указанной в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 № 844 (в редакции приказа от 18.06.2018 № 741) в объеме 27,05 тыс. тонн.

Расчетная масса твердых коммунальных отходов согласно пункту 29 Основ ценообразования относится к прогнозным параметрам регулирования и определяется на каждый год периода регулирования в соответствии с пунктом 14 Методических указаний.

Регулируемая деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне Карабашского городского округа ООО «ЦКС» осуществляется с 20.10.2017 года, фактические данные за последний отчетный год и данные о динамике за последние три года на момент пересмотра тарифа отсутствовали, в связи с чем расчетная масса твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для размещения на полигоне принята в соответствии с данными Территориальной схемы обращения с отходами для Карабашского и Чебаркульского городских округов и Чебаркульского муниципального района.

В соответствии с пунктом 31 Методических указаний расходы, учтенные МТРиЭ при пересмотре базового уровня операционных расходов, были определены методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III Методических указаний.

По расчету МТРиЭ базовый уровень операционных расходов с учетом увеличения массы твердых коммунальных отходов до 27 056 тонн, поступающих на полигон ТБО составил 6265,9 тыс.руб., с увеличением к раннее утвержденному базовому уровню расходов на 3335,9 тыс.руб.

С учетом увеличения массы твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон ТБО Карабашского городского округа Министерством были пересмотрены статьи расходов ООО «ЦКС», затраты по которым непосредственно зависят от массы твердых коммунальных отходов, поступающих на объект,
а именно: горюче-смазочные материалы, заработная плата производственного персонала, ремонт и техническое обслуживание, амортизация.

Представленный ООО «ЦКС» расчет операционных расходов в соответствии с формулой указанной в пункте 30 Методических указаний является неверным, поскольку в нем используется значение массы ТКО в размере 2,58 тыс.тонн, между тем, как уже было указано, присвоение ООО «ЦКС» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами повлекло пересмотр долгосрочных параметров регулирования и необходимость использование в расчетах массы ТКО в размере 27,05 тыс. тонн.

Утверждение административного истца об отсутствии оснований для пересмотра показателя массы ТКО подлежит отклонению, поскольку необходимость такого пересмотра прямо предусмотрена подпунктом «в» пункта 21 Основ ценообразования.

Также является необоснованным утверждение административного истца о том, что Министерство не учло расчетную массу ТКО в полном объеме, а именно не были учтены показатели Уйского муниципального района, поскольку в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами размещение ТКО с территории Уйского муниципального района на Карабашском полигоне ТБО предусмотрено только после реконструкции полигона после 01.01.2020 (таблица 7.2.4 Территориальной схемы обращения с отходами).

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявленного ООО «ЦКС» требования о признании его недействующим отсутствуют.

     Поскольку ООО «ЦКС» отказано в удовлетворении требований, то в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/224 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/24 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО Карабашского городского округа для общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на 2018-2020 годы», а также во взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

3а-79/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Центр коммунального сервиса"
Прокуратура Челябинской области
Ответчики
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Другие
Федеральная антимонопольная служба России
Суд
Челябинский областной суд
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Регистрация административного искового заявления
30.08.2020Передача материалов судье
30.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
27.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее