РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 февраля 2018 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Сундеева С.А., с участием административного истца Новацкого М.В., а также его представителя - Лукинова А.В., административного ответчика - командира войсковой части 98558 - Даниленко И.А., при секретаре Горковенко Е.П., рассмотрев в судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-19/2018 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Новацкого М.В. об оспаривании бездействия командира войсковой части 98558, связанные с не изданием приказов в целях выплаты административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения,
установил:
Новацкий проходит военную службу по контракту в войсковой части №. С ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 5 человек состоит на учете нуждающихся в обеспечении служебным жильем.
В январе 2016 года административный истец подал рапорт на имя командира войсковой части 98558 о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, по результатам рассмотрения которого, ему выплачивалась денежная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ, однако за ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выплате денежной компенсации.
В январе 2017 года Новацкий вновь подал рапорт на имя командира войсковой части 98558 о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, по результатам рассмотрения которого, ему было отказано в выплате денежной компенсации.
Посчитав свои права нарушенными, Новацкий обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд:
- признать незаконным бездействие командира войсковой части 98558, связанное с не изданием приказа о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с составом семьи 5 человек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать указанное должностное лицо устранить допущенные нарушения, а также взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей.
Административный истец Новацкий М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного истца Лукинов в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что актом обследования жилого помещения, утвержденного командиром войсковой части 98588 от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, предоставляемое административному истцу, признано непригодным для проживания а, следовательно, его отказ от предоставленного жилого помещения основан на законе и он был вправе получать компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Административный ответчик командир войсковой части 98558 Даниленко И.А. требования административного истца не признал, просил оставить административное исковое заявление без удовлетворения, пояснив, что приказы о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения административному истцу за вышеуказанный период не издавались, в связи с тем, что Новацкому было предложено жилое помещение, от которого он немотивированно отказался, а также в связи с отсутствием акта о непригодности жилого помещения, предоставленному административному истцу. Право на выплату денежной компенсации возникает в случае невозможности обеспечения жилым помещением.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания заинтересованные лица 1 отдел (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту- 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) и федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Заслушав стороны, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Так военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года № 1280 установлено, что при поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении.
Из Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, следует, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. При этом денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Из изложенного следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, а одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.
Из сообщения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о предлагаемом служебном жилом помещении усматривается, что Новацкому на состав семьи в количестве пяти человек была предоставлена <данные изъяты> служебная квартира, общей площадью <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>. Также абзацем 5 указанного сообщения военнослужащему разъясняется о том, что в случае немотивированного отказа от предлагаемого жилого помещения, он не имеет законных оснований для получения выплат денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, а также то, что сведения об отказе будут направлены в финансовый орган.
Согласно записи в корешке № 2 сообщения о предлагаемом жилом служебном жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец, не соглашаясь с предлагаемым служебным жилым помещением, ДД.ММ.ГГГГ указал, что указанная квартира не пригодна для постоянного или временного проживания в связи с отсутствием там раковины и сантехники на кухне и в ванной комнате, электрической плиты, нагревательного элемента воды, батареи в ванной, ванной.
Как следует из сообщения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания не признавалось, а также жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, аварийным и подлежащим сносу не признан.
Согласно сообщению начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено на праве <данные изъяты>, включено в реестр специализированного жилищного фонда Минобороны России и имеет статус служебной квартиры, а также сведений о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, а также дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в адрес указанного учреждения не поступали.
Из сообщений заместителя начальника <данные изъяты> от 06 и 08 февраля 2018 года № следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит на балансе вышеуказанного учреждения, а также Приказы <данные изъяты> о признании вышеуказанной квартиры непригодным для проживания и решения <данные изъяты> о признании вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции в данное учреждение не поступали.
Из сообщения заместителя руководителя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-и следует, что обращения по вопросу признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в адрес указанной инспекции не поступали.
Из сообщения директора <данные изъяты> усматривается, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу не является.
Таким образом, довод представителя административного истца о том, что предлагаемое жилье Новацкому, от которого он отказался, являлось непригодным для проживания, не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, а иных доказательств непригодности этого жилого помещения для проживания административный истец суду не представил.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения нормативных актов определяющих условия выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, суд приходит к выводу о том, что Новацкий необоснованно отказался от отдельной <данные изъяты> служебной квартиры общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>., и в связи с чем права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в оспариваемый период времени не имел.
Что касается доводов представителя административного истца Лукинова о том, что актом обследования жилого помещения, утвержденного командиром войсковой части 98588 от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, предоставляемое административному истцу, признано непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК Российской Федерации) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
С учетом положений части 4 статьи 15 ЖК Российской Федерации и Пунктом 7 Положения законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания, обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственной комиссиями.
Таким образом, акт обследования жилого помещения, утвержденного командиром войсковой части 98558, в котором указано о нахождении жилого помещения не пригодным для проживания, не может подменять соответствующее решение органа местного самоуправления или заключения межведомственной комиссии созданной для определения пригодности жилья к проживанию.
В суде установлено, что решений о признании предоставлявшегося административному истцу жилого помещения непригодным для проживания и дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции органом муниципального образования или межведомственной комиссией не принималось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия командира войсковой части 98558, связанные с отказом в выплате административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными, следовательно, заявленные требования Новацкого удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Так как суд отказал Новацкому М.В. в удовлетворении его требований, следовательно, оснований для возмещения ему судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлиной, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления исковому заявлению <данные изъяты> Новацкого М.В. об оспаривании бездействия командира войсковой части 98558, связанные с не изданием приказов в целях выплаты административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 16 февраля 2018 года.