2- 6617/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2013 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Родионовой В.П.,
При секретаре Исаевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уромовой Е.Н., Теряевой Т.И. к администрации города Ульяновска о признании недействительным разрешения на строительство, к Обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», обществу с ограниченной ответственностью « Строительная сфера», обществу с ограниченной ответственностью « Стрительно- монтажное управление КПД -2» о прекращении строительства
УСТАНОВИЛ:
Уромова Е.Н., Теряева Т.И. обратились с уточненными в ходе судебного разбирательства исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», обществу с ограниченной ответственностью «Строительная сфера», обществу с ограниченной ответственностью «СМУ КПД-2» о прекращении незаконного строительства, к администрации г. Ульяновска о признании незаконным разрешения на строительство.
В обоснование иска приводят следующие доводы. Истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>, расположенном по ул. <адрес> на Нижней Террасе г. Ульяновска. Микрорайон Нижней Террасы Заволжского района г. Ульяновска входит в перечень территорий Ульяновской области, подверженных рискам подтопления (затопления), утвержденный распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 593-пр. Данная территория подвержена риску затопления в случае аварийных ситуаций на комплексе инженерной защиты Нижней Террасы ФГБУ «Ульяновская дамба» и, как следствие, не может застраиваться многоэтажными жилыми домами. В 90-х годах из-за высокого уровня грунтовых вод в микрорайоне Нижней Террасы областная санэпидемстанция ввела запрет по санитарным нормам на строительство жилых многоэтажных домов. Несмотря на указанное обстоятельство, практически во дворе дома и в непосредственной близости от комплекса инженерной защиты (дамбы) ответчиками начато строительство многоэтажного жилого дома. Возведение ответчиками многоэтажного жилого дома нарушает установленный законом порядок осуществления капитального строительства, но также нарушает права собственников помещений в многоквартирном <адрес>, которые имеют право на получение в общую долевую собственность прилегающего к дому земельного участка. Жильцы дома неоднократно категорически выступали против данной точечной застройки, поскольку она ведется с явным нарушением требований СНиП, регламентирующих минимально допустимые расстояния между высотными домами и нормы инсоляции жилых помещений. Кроме того, возведение высотного дома в непосредственной близости от стратегического объекта - Ульяновской дамбы представляет угрозу жизни и здоровью жителей всего микрорайона Нижней Террасы и может привести к экологической катастрофе. Несмотря на указанные обстоятельства, ответчиками на основании выданного администрацией г. Ульяновска разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ начато строительство многоэтажного жилого дома. Выдача разрешения на строительство является незаконной, поскольку не соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, требованиям строительных норм и правил.
В силу п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае наличия положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Положительное заключение выдано ООО «Научно-технический центр «Промбезопасность-Оренбург» необоснованно, в нарушение требований ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145) и Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272).
Из содержания заключения следует, что территория Нижней Террасы расположена ниже уровня Куйбышевского водохранилища на 5-8 м; дамба подвержена сейсмической интенсивности в 5 баллов шкалы MSK-64 для грунтовых условий района строительства; гидрологические условия участка характеризуются наличием постоянного водоносного горизонта на глубинах 4,6 - 5,8 м; участок изысканий является потенциально подтопляемым грунтовыми водами и водами верховодка и полностью зависит от работы дренажа; осложняющим строительство фактором является наличие слабых по несущей способности пластинчатых супесей; грунтовые воды удерживаются круглосуточной работой 5-ти насосных станций.
Однако, указанным обстоятельствам при выдаче положительного заключения оценки не дано, мотивы, по которым экспертная организация посчитала возможным осуществление строительства в соответствии с представленным проектом при подобном состоянии грунта и в условиях высокой вероятности затопления, в заключении не приведены.
Кроме того, из текста заключения не следует, что экспертной организацией представлена информация о том, что строительство многоэтажного жилого дома предполагается практически рядом с инженерными сооружениями Ульяновской дамбы, а также о том, получено ли разрешение на указанное строительство от ФГБУ «Ульяновская дамба».
Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено проведение государственной и негосударственной экспертизы проектной документации.
Разрешение на строительство выдано на основании положительного заключения негосударственной экспертизы, проведенной коммерческой организацией, которая не указала в представленном заключении никаких данных, позволяющих определить место ее нахождения (почтовый адрес, номер телефона, факса и т.д.), находится в другом субъекте Российской Федерации и не обладает всей полнотой информации, касающейся специфики микрорайона «Нижняя Терраса» в г. Ульяновске.
С учетом конкретных обстоятельств предполагаемого строительства в зоне, официально признанной зоной затопления и находящейся в непосредственной близости от стратегического объекта - Ульяновской дамбы, проектная документация должна была пройти государственную экспертизу применительно к ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).
При строительстве Куйбышевского водохранилища дамбой была обнесена территория с функционирующим оборонным заводом и жилым массивом с проживающим в нем персоналом данного завода. В настоящее время завод не работает, осталась лишь одна промплощадка. Оставшееся жилье по мере его ветшания сносят, как <адрес>. В настоящее время на Нижней Террасе проживает 23 тыс. человек, постоянно находящихся под угрозой затопления, поскольку целостность дамбы зависит от сброса воды с Тольяттинской ГЭС; уровня грунтовый вод и бесперебойной работы 5-ти насосных станций; целостности примыкающих стратегических объектов (2 мостовых перехода). К обстоятельствам, угрожающим сохранности дамбы, можно отнести возможность землетрясения, актов терроризма, падения самолета или метеорита (пример Челябинской области).
Более того, с учетом перечисленных обстоятельств разрешение на строительство должен выдавать не орган местного самоуправления, а орган государственной власти в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, выдача разрешения на строительство не полномочным органом практически означает осуществление строительства без разрешения.
Просят признать недействительным разрешение на строительство № RU 73304000-101, выданное администрацией города Ульяновска 19.04.2013, обязать ответчиков прекратить незаконное строительство
многоквартирного дома на земельном участке, расположенном на улице
<адрес> между домами №№ и № в Заволжском районе г. Ульяновска
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены – ФГБУ «Ульяновская дамба» и ООО «Научно-технический центр «Промбезопасность-Оренбург».
В судебном заседании истица Уромова Е.Н. подержала заявленные требования и доводы иска, в том числе уточненного. Дополнительно указала следующее. Застройка находится на территории водоохраной зоны. Нижняя Терраса входит в перечень территорий, подверженных рискам катастрофического затопления, на таких территориях не допускается размещение зданий и сооружений. В настоящее время за строительным забором оказались две заасфальтированные площадки для сушки белья и чистки ковров, площадка для волейбола. Изъятие под строительство двора - места отдыха и игр для детей - и специального отказа в благоустройстве со стороны администрации считаем нарушением прав человека. Увеличивать плотность населения в опасной для проживания зоне затопления считает опасным и преступным в свете событий на Дальнем Востоке в августе, сентябре 2013 г. В техническом отчете «<данные изъяты>» на стр. 4 сказано, что «альтернативное место размещения объекта в рамках проведения изысканий не рассматривалось». На планах, предоставленных застройщиком, видно, что через дорогу находится равноценный по площади участок, освободившийся после сноса <адрес>, но при его застройке уже потребуются дополнительные вложения. Поэтому застройщик пошел на уплотненную точечную застройку во дворе их дома, имеющего все коммуникации и трансформаторную подстанцию. На планах, представленных застройщиками, специально искажены размеры будущего дома и его расположение относительно близости к дому №. Также в отчете ООО «<данные изъяты>» сказано, что при эксплуатации объекта загрязнять атмосферный воздух могут стоянки машин, отопительная котельная. Стоянка запланирована на 42 автомобиля. Таким образом, угарный газ будет поступать в дома, вплотную расположенные к планируемому дому. Также в техотчете ЗАО «<данные изъяты>» сказано, что эксплуатацию и строительство дома могут осложнить потенциальная подтопляемость участка изысканий грунтовыми водами и водами «верховодки». Просит удовлетворить исковые требования.
Истица Теряева Т.И. поддержала исковые требования, доводы приведенные Уромовой Е.Г.
Представитель истцов Зиновьев В.И., в судебном заседании поддержал доводы иска доводы истцов, полагая, заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», ООО «Строительная сфера», ООО «СМУ КПД -2» иск не признала, пояснила, что не имеется оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям. Ссылка истцов на запрет строительства зданий и сооружений в районе Нижней Террасы не содержит нормативного обоснования. Доводы истцов о нарушении ответчиками пункта 9.3 (Примечание 1) СНиПа 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которому не допускается размещение зданий, сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб являются необоснованными по 2 основаниям. Во-первых, истцами сделана ссылка на недействующую редакцию СНиПа 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Так, приказом Минрегион России от 28.12.2010г. № 820 утверждена в действие актуализированная редакция настоящего документа - Свод правил СП 42.13330.2011. Согласно абзацу 10 пункта 14.6. данного Свода правил, размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты. В данном случае район Нижняя Терраса имеет соответствующую инженерную защиту - дамбу. Во-вторых, согласно Распоряжению Правительства Ульяновской области № 593-пр от 10.09.2012г., район Нижняя Терраса Заволжского района входит в перечень населенных пунктов Ульяновской области, подверженных рискам подтопления (затопления), а не является зоной возможного катастрофического затопления. Нормативно-правовые акты, запрещающие строительство в зоне подтопления (затопления) в районе Нижней Террасы отсутствуют, следовательно, доводы истцов о признании недействительным разрешения на строительство № RU № от 19.04.2013г., выданного администрацией города Ульяновска, равно как и обязании ответчиков прекратить незаконное строительство, по данному основанию являются необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Истцами не представлено доказательств опровергающих достоверность и
обоснованность положительного заключения проектной документации, выданного ООО «Научно-технический центр «Промбезопасноть-Оренбург».
Из содержания заключения следует, что экспертной организацией приняты во внимание все гидрогеологические условия проектируемого участка, осложняющим факторам дана надлежащая оценка, по материалам изысканий даны необходимые рекомендации при строительстве многоквартирного дома. (Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на участке проектируемого строительства, выполненный ОАО «<данные изъяты>», Технический отчет об инженерно-экологических изысканиях на участке проектируемого строительства, выполненный ОАО «<данные изъяты>»). ФИО5 выводов экспертной организации: (раздел 3.1.) Отчет об инженерно-геологических изысканиях соответствует требованиям законодательства и нормативно-технических регламентов (СНиП 11.02-96 «Инженерные изыскания для строительства», СП 11-105-97 «Инженерно-геологическим изысканиям для строительства», СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений», ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация»).
Отчет об инженерно-экологических изысканиях соответствует требованиям
законодательства и нормативно-технических документов (СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»). Отчет об инженерно-геодезических изысканиях соответствует требованиям законодательства и нормативно-технических документов (СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства». Основное положения», СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства».)
Доводы истцов о необходимости получения от ФГБУ «Ульяновская дамба» согласования на строительство расположенного на территории одного района многоквартирного жилого дома являются незаконными и не основанными на нормах закона. Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, указывающих на необходимость данного согласования.
Доводы истцов о необходимости прохождения государственной экспертизы также не соответствуют нормам Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, доводы истцов о незаконной выдачи разрешения на строительство в связи с не прохождением государственной экспертизы также являются незаконными и не соответствующими нормам Градостроительного кодекса РФ.
Доводы истцов о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома неуполномоченным органом также не соответствуют нормам Градостроительного кодекса РФ.
Так согласно п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и другими федеральными законами.
На земельном участке, расположенном на улице <адрес> между домами №№ и № в Заволжском районе г. Ульяновска, планируется строительство многоквартирного жилого дома, а не объектов перечисленных в частях 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, разрешение на строительство №RU № от ДД.ММ.ГГГГ выдано полномочным органом - Администрацией <адрес> - органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
По вопросу расположения строящегося многоквартирного дома и мест общего пользования относительно к близлежащему жилому дому по <адрес> в г. Ульяновске ООО «Строительная сфера» считает необходимым пояснить следующее.
Согласно выписке из публичной кадастровой карты, распечатанной с официального сайта Росреестра http: maps.rosreestr.ru. земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> сформирован площадью 9 371 кв.м., имеет кадастровый номер №. Данный земельный участок не имеет общих границ с земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащем ООО «Строительная сфера», так как между земельным участком под многоквартирным жилым домом по <адрес>, равно как и домом по <адрес> имеется нераспределенный участок, по которому проходит асфальтированная автомобильная дорога общего пользования.
В соответствии с 4 ч. со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, собственникам многоквартирного жилого дома по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9 371кв.м. и ООО «Строительная сфера» никоим образом не нарушает границ земельного участка существующих жилых домов по <адрес> и 32 в г. Ульяновске. (Схема планировочной организации земельного участка под строящимся жилым домом, утвержденная Администрацией города Ульяновска прилагается).
Согласно Разделу 2.7.2. Положительного заключения негосударственной экспертизы № от 20.03.2013г. главный фасад проектируемого здания «Г»-образной формы обращен на юго-восток, дворовой фасад на - северо-запад. Проектом предусмотрен полный объем по благоустройству территории: устройство площадок для отдыха, детских игровых и хозяйственных площадок, устройство парковочных мест для автотранспорта и парковочных мест для велосипедов. Устройство проездов с твердым покрытием, велосипедных дорожек, тротуаров, площадок отдыха и пешеходного движения. Проезды запроектированы шириной 6 метров, тротуары 1,5 м., с соблюдением радиусов поворота. Расчет площадок выполнен согласно СП 42.13330.2011. Въезд на территорию предусмотрен со стороны ул. <адрес>. Запроектирован двухполюсный проезд шириной 6,0 м для проезда пожарной техники, личного транспорта и обслуживания здания. Радиусы закругления проезжей части пожарных проездов по кромке бортового камня приняты 6,0 м. С южной стороны проектируемого здания на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки предусмотрена полоса шириной 6м, пригодная для проезда пожарных машин.
В настоящее время ООО «Строительная сфера» планирует начать строительство многоквартирного жилого дома для своевременного выполнения своих обязательств по договорам долевого участия в строительстве, заключенным с более чем 30 участниками долевого строительства. Данные договоры прошли правовую экспертизу на предмет соответствия правоустанавливающих документов на строительство вышеуказанного жилого дома и зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Так образом, ООО «Строительная сфера» получены все необходимые документы для осуществления строительства вышеуказанного жилого дома. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель администрации г. Ульяновска и КАиГ администрации г. Ульяновска в судебном заседании указала на непризнание иска по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган. К указанному заявлению прилагаются документы по установленному перечню. В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Таким образом, ООО «Строительная сфера» представлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства. Довод заявителя о том, что проектная документация разработанная на многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунального бытового назначения и обслуживания населения, севернее жилого <адрес> должна быть предметом именно государственной экспертизы проектной документации не состоятелен.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Указанная норма введена Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьёй 49 Градостроительного кодекса РФ, установлен ряд случаев, когда проектная документация подлежит проведению государственной экспертизы проектной документации, к коим данная проектная документация не относиться.
Довод о том, что разрешение на строительство выдано не уполномоченным органом, является также не состоятельным поскольку, статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, какими органами выдаются разрешения на строительство в конкретных случаях.
Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях в полном объёме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Научно-технический центр « Промбезопасность-Оренбург» в отзыве приводит следующие доводы. Согласно кадастровой выписке о земельном участке (кадастровый номер №) он относится к землями населенных пунктов. В соответствии сч.1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В выписке из государственного кадастра недвижимости указано, что на данном участке разрешено строительство « многоквартирного жилого дома со встроенными и пристроенными объектами социально- коммунально-бытового назначения и обслуживания населения». Кроме того, близлежащая территория застроена многоэтажными жилыми домами. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч.l ст.49 Градостроительный кодекс Российской Федерации), для получения разрешения на строительство объекта, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может быть осуществлена как государственными, так и негосударственными экспертными организациями. Застройщик или технический заказчик сам выбирает экспертную организацию (государственную или негосударственную), за исключением тех случаев, когда объект капитального строительства включен в перечень объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза.
Учитывая вышеизложенное, многоквартирный жилой дом со встроенными и пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения не является объектом капитального строительства, проектная документация и результаты инженерных изысканий которого, подлежит обязательной государственной экспертизе, поэтому приведение негосударственной экспертизы в отношении этого объекта выполнено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По поводу того, что осложняющим строительство фактором является наличие слабых по несущей способности супесей указывает, что в xoде проведения негосударственной экспертизы установлено, что мероприятиями по инженерной подготовке территории предусматривается замена техногенных грунтов с застраиваемого участка на пригодные для устройства основания, при условии строго выдерживания контрольных показателей плотности грунта.
Сообщает, что негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" объекта: «многоквартирный жилой дом со встроенными и пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения», расположенного по адресу: г, Ульяновск, Заволжский район, севернее жилого № по <адрес>, проведена в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.
Представитель ФГБУ «Ульяновская дамба» в судебном заседании указал, что строительство, многоквартирного дома, указанного в исковом заявлении ведется за пределами территории ФГБУ «Ульяновская дамба» на муниципальной земле г. Ульяновска, в связи с этим ФГБУ «Ульяновская дамба» не уполномочена осуществлять каких-либо действий по разрешению или запрету строительства данного объекта. На безаварийную эксплуатацию комплекса гидротехнического сооружения инженерной защиты (Дамбы) в г. Ульяновске строительство многоэтажного жилого дома негативного воздействия не оказывает. Принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находи оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Установлено, что истцы Уромова Е.Н., Теряева Т.И. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоэтажном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Нижняя терраса, <адрес>.
Земельный участок, на котором расположен жилой <адрес> в г. Ульяновске сформирован и поставлен на кадастровый учет 05 сентября 2012 года площадью 9371 кв.м. Земельный участок севернее жилого <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет в августе 2010 года.
По результатам проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, между администраций г. Ульяновска и ООО «Строительная сфера» заключен договор земельного участка севернее жилого дома по <адрес> в г. Ульяновске № А от 09 июня 2012 года, который зарегистрирован в Управлении федеральной службы кадастра и картографии по Ульяновской области 17 августа 2012 года.
Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельные участки ( под жилым домом 32 по <адрес> и севернее жилого <адрес>) расположены на территории 5-16-этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей). В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска «Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 (в редакции решений Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 № 31, от 07.06.2010 № 66, от 29.06.2011 № 69) земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами - Ж4. Размещение многоквартирных жилых домов со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения относится к основным видам разрешенного использования.
Из сообщения отдела водных курсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ предполагаемый участок для строительства многоквартирного дома с подземными гаражами расположен за пределами водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища и вне территории комплекса инженерной защиты (КИЗ) или дамбы. Микрорайон Нижней <адрес> входит в перечень территорий Ульяновской области, подверженных рискам подтопления (затопления), утвержденный Распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 593-пр.
Территория Нижней Террасы Заволжского района, включенная в данный перечень, подвержена риску затопления в случае аварийных ситуаций на комплексе инженерной защиты Нижней Террасы Ульяновска, находящемся в ведении Росводресурсов. Эксплуатацию комплекса осуществляет ФГБУ «Ульяновская дамба». По информации Правительства Ульяновской области Распоряжение Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 593-пр «Об утверждении перечня населённых пунктов Ульяновской области, подверженных рискам подтопления (затопления)» разрабатывалось в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 17.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае», которым предписывается «Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и при участии Министерства природных ресурсов Российской Федерации определить нормы строительства в зонах, примыкающих к паводкоопасным территориям».
Перечень населённых пунктов Ульяновской области, подверженных рискам подтопления (затопления), утверждённый распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 593-пр является исходным документом для определения норм строительства в зонах, примыкающих к паводкоопасным территориям. Конкретные нормы строительства в зонах, примыкающих к паводкоопасным территориям, определённых распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 593-пр, принимаются руководством муниципального образования «город Ульяновск». Согласно генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от 26.07.2007 № 83, территория Нижней Террасы предназначена для жилой застройки.
10 апреля 2013 года администрация города Ульяновска выдала ООО «Строительная сфера» разрешение на строительство № RU №,
многоквартирного дома на земельном участке, расположенном на улице
Ленинградской между домами №№ и № в Заволжском районе г. Ульяновска.
Суд полагает, что оспариваемое разрешение выдано в соответствии с требованиями Градостроительного законодательства.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, предусмотрен частью 7 этой же статьи.
При рассмотрении дела судом не установлено, что оспариваемое разрешение выдано с нарушения закона, поскольку для получения разрешения на строительство, со стороны ООО « Строительная сфера» были предоставлены документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Как следует из пункта 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145, государственная экспертиза проводится в следующих случаях:
а) проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 3 (4) статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) имеется совокупность следующих обстоятельств:
проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным;
застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении государственной экспертизы (за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);
в) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3 (1) статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.
Проектируемый объект не относится ни к одному из вышеперечисленных объектов. Градостроительный кодекс не содержит такого основания, являющегося основанием для проведения государственной экспертизы как строительство объекта в зоне, подверженной рискам подтопления (затопления), а также объекта располагающегося в непосредственной близости от Ульяновской дамбы.
Довод истцов о том, что проектная документация разработанная на многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунального бытового назначения и обслуживания населения, севернее жилого дома <адрес> в Заволжском районе города Ульяновска должна быть предметом именно государственной экспертизы проектной документации не состоятелен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что для получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, ООО «Строительная сфера» не должно было представлять в силу п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ положительное заключение государственной экспертизы.
Доводы истцов о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома неуполномоченным органом также не соответствуют нормам Градостроительного кодекса РФ.
Так согласно п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и другими федеральными законами.
На земельном участке, расположенном на <адрес> между домами №№ и № в <адрес> планируется строительство многоквартирного жилого дома, а не объектов перечисленных в частях 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, разрешение на строительство №RU № от 19.04.2013г. выдано полномочным органом - Администрацией <адрес> - органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Не нашли в судебном заседании подтверждения и утверждения истцов о нарушении СНиП, регламентирующих минимально-допустимые расстояния между домами, нарушение норм инсоляции.
Согласно пункту 36 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) представляет нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Статьей 65 названного Закона установлено, что состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности". В соответствии с подпунктом 9 пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".
Так, ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ утвержден "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который направлен на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях, строениях и помещениях.
Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями согласно ст. 69 Закона N 123-ФЗ определяются в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности (ст. 29 названного Закона) в соответствии с таблицей 11 приложения к указанному Закону.
В соответствии с данными таблицы 11 приложения к Закону N 123-ФЗ минимальные противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями 6 м, 8 м, 10 м, 12 м, 15 м определяются в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности объектов.
Из положительного заключения негосударственной экспертизы, подготовленной ООО «Научно-технический центр «Промбезопасность-Оренбург» стр. 35, « противопожарные расстояния, принятые при проектировании соответствуют требованиям норм. К зданиям со всех сторон устроен проезд пожарной техники на расстоянии менее 8 м. от наружной стены здания, ширина проезда 6 м.»
Нормы инсоляции приведены в Санитарных правилах и нормах СанПиН N2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001).
Согласно СанПин N 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" нормативная продолжительность инсоляции устанавливается на определенные календарные периоды с учетом географической широты местности - северная зона (севернее 58 град. С.ш.) - с 22 апреля по 22 августа; центральная зона (58 град. С.ш. - 48 град. с.ш.) с 22 марта по 22 сентября; южная зона (южнее 48 град. с.ш.) - с 22 февраля по 22 октября.
Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты:
для северной зоны (севернее 58 град. с.ш.) - не менее 2,5 часов в день с 22 апреля по 22 августа;
для центральной зоны (58 град. с.ш. - 48 град, с.ш.) - не менее 2 часов в день с 22 марта по 22 сентября;
для южной зоны (южнее 48 град. с.ш.) - не менее 1,5 часов в день с 22 февраля по 22 октября.
Допускается снижение продолжительности инсоляции на 0,5 часа для северной и центральной зон в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах, где инсолируется не менее двух комнат, и в многокомнатных квартирах (четыре и более комнаты), где инсолируется не менее трех комнат, а также при реконструкции жилой застройки, расположенной в центральной, исторической зонах городов, определенных их генеральными планами развития.
Истцами не представлено доказательств нарушения норм инсоляции в занимаемых ими помещениях в связи с возведением многоквартирного дома. От проведения строительно- технической экспертизы по данному вопросу истцы отказались.
Ответчиком же представлены результаты расчета норм инсоляции, в соответствии с которыми продолжительность освещенности жилых помещений <адрес> не нарушается, что учитывалось при проведении негосударственной экспертизы.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для возложения обязанности на ответчиков Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», общество с ограниченной ответственностью « Строительная сфера», общество с ограниченной ответственностью « Стрительно- монтажное управление КПД -2» обязанности по прекращению строительства многоквартирного дома на земельном участке, расположенном на <адрес> межу домами №,№ в Заволжском районе г. Ульяновске ( севернее <адрес>). При этом суд отмечает, что ООО «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», ООО «Строительно- монтажное управление КПД -2» являются ненадлежащими ответчиками, поскольку не являются законными владельцами земельного участка севернее <адрес> в г. Ульяновске, на котором предполагается строительство многоквартирного дома.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
В удовлетворении иска Уромовой Е.Н., Теряевой Т.И. к администрации города Ульяновска о признании недействительным разрешения на строительство № RU №, выданное администрацией города Ульяновска 19 апреля 2013 года, возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2», общество с ограниченной ответственностью « Строительная сфера», общество с ограниченной ответственностью « Стрительно- монтажное управление КПД -2» прекратить строительство многоквартирного дома на земельном участке, расположенном на <адрес> межу домами №,32 в <адрес> ( севернее <адрес>) - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.П.Родионова