77RS0018-02-2022-001713-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года Никулинский районный суд г. Москвы
в составе судьи Самороковской Н.В.,
при секретаре Мехтиевой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2509/22
по иску Соколова Я.В. к Кийски Л.И. и Мещерякову В.И. об установлении факта нахождения на иждивении и признании право собственности на обязательную долю в наследстве,
Установил:
Истец Соколов Я.В. обратился в суд с иском к Кийски Л.И., Мещерякову В.И. об установлении факта нахождения Соколова Я.В. на иждивении ФИО, 14 июня 1951 года рождения, умершей 01 декабря 2021 года, проживавшей по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, к.2, кв.67 и признании права собственности в порядке наследования обязательной 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, к.2, кв.67.
Исковые требования мотивировал тем, что 01 декабря 2021 года умерла ФИО, 14.06.1951 года рождения, проживавшией на момент смерти по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, к.2, кв.67.
Факт смерти подтверждается Свидетельством о смерти гражданки ФИО серия Х-МЮ № 867293, выданным 97750068 Органом ЗАГС Москвы №68 МФЦ района Можайский и Кунцево 18 февраля 2022 года.
Истец Соколов Я. В. и ФИО состояли в браке с 1987 г. до 2003 г.
После формального расторжения брака в 2003 году между Соколовым Я. В. и ФИО, бывшие супруги сохранили добрые близкие отношения, продолжили фактически совместно проживать, вести совместное хозяйство, заботиться о здоровье друг друга в течение 18 лет. Кроме того, ФИО помимо заботы о здоровье, оказывала, материальную помощь Соколову Я. В. с момента его выхода на пенсию с 2010г.
После смерти ФИО., Соколов Я. В. организовал ее похороны, а также организовывал последующие публичные памятные мероприятия в честь покойной - вечер памяти во Всероссийской государственной детской библиотеке (12.01.2022г.). В период совместного проживания Соколова Я. В. и ФИО в последние 10 лет, они оба имели социальный статус пенсионеров.
Таким образом, истец в период совместного проживания с ФИО последние 10 лет своего пенсионного возраста фактически состоял у нее на иждивении.
В период жизни наследодателю принадлежала на праве собственности имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, корп. 2, кв. 67.
У умершей ФИО имеются наследники по закону третьей очереди по праву представления Кийски Л.И. 18.09.1953 года рождения и Мещеряков В.И. 08.07.1958 года рождения, которые приходятся двоюродными братом и сестрой наследодателю ФИО.
Поскольку истец при жизни наследодателя, состоял у нее на иждивении, он наследует вместе и наравне с наследниками третьей очереди 1/3 доли наследственного имущества в виде квартиры по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, корп. 2, кв. 67.
В судебном заседании истец Соколов Я.В. и представитель истца Щегольков В.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Кийски Л.И. и Мещеряков В.И. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Кийски Л.И. - Филатова Ю.Е. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований истца в полном объеме, поддержала ранее представленные в материалы дела возражения.
Суд, счел возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика Кийски Л.И., допросив свидетеля ФИО., ФИО., ФИО исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Факт нахождения на иждивении и факт принятия наследства (п. 2 и 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ) устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства,
Согласно п. 2 ст. 1148 ГК РФ к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
Согласно п. 3 ст. 1148 ГК РФ при отсутствии других наследников по закону указанные в пункте 2 настоящей статьи нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.
Согласно п. 1 ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что к нетрудоспособным в указанных случаях относятся: несовершеннолетние лица (п. 1 ст. 21 ГК РФ); граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - Закон N 173-ФЗ) вне зависимости от назначения им пенсии по старости. Лица, за которыми сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), к нетрудоспособным не относятся; граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности); обстоятельства, с которыми связывается нетрудоспособность гражданина, определяются на день открытия наследства. В частности, гражданин считается нетрудоспособным в случаях, если день его рождения, с которым связывается достижение возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, определяется датой, более ранней, чем день открытия наследства; инвалидность ему установлена с даты, совпадающей с днем открытия наследства или предшествующей этому дню, бессрочно либо на срок до даты, совпадающей с днем открытия наследства, или до более поздней даты (п. п. 12 и 13 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом").
Иждивенцем наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, судам рекомендовано оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Таким образом, право на наследство у лиц, не отнесенных к наследникам по закону, возникает при полной совокупности трех обстоятельств: нетрудоспособности, проживании с наследодателем не менее года до его смерти и нахождении на его иждивении в течение того же периода; при этом иждивением признается существование в значительной степени или полностью за счет средств иного лица.
Таким образом, под иждивением понимается нахождение лица на полном содержании наследодателя или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию. Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего. Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода времени и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. При этом не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от умершего помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию. Нуждаемость члена семьи наследодателя в получении от него помощи не является достаточным доказательством нахождения его на иждивении умершего (за исключением детей), поскольку значение имеет именно сам факт оказания кормильцем при жизни постоянной помощи иждивенцу, наличие у умершего с учетом его состояния здоровья и собственных нужд возможности оказывать при жизни помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств к существованию другого лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Истец Соколов Я. В. и ФИО состояли в браке с 1987 г. до 2003 г.
В 2003 году брак был расторгнут.
01 декабря 2021 года умерла ФИО, 14.06.1951 года рождения, проживавшией на момент смерти по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, к.2, кв.67.
Факт смерти подтверждается Свидетельством о смерти гражданки ФИО серия Х-МЮ № 867293, выданным 97750068 Органом ЗАГС Москвы №68 МФЦ района Можайский и Кунцево 18 февраля 2022 года.
К имуществу ФИО открыто наследственное дело у нотариуса г. Москвы Моисеевой Т.Е.
С заявлениями о принятии наследства обратились Кийски Л.И., Мещеряков В.И.
В состав наследства входит квартира по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, корп. 2, кв. 67.
Истец Соколов Я.В. пояснил суду, что после формального расторжения брака в 2003 году между Соколовым Я. В. и ФИО., бывшие супруги сохранили добрые близкие отношения, продолжили фактически совместно проживать, вести совместное хозяйство, заботиться о здоровье друг друга в течение 18 лет. Кроме того, ФИО помимо заботы о здоровье, оказывала, материальную помощь Соколову Я. В. с момента его выхода на пенсию с 2010г.
После смерти ФИО., Соколов Я. В. организовал ее похороны, а также организовывал последующие публичные памятные мероприятия в честь покойной - вечер памяти во Всероссийской государственной детской библиотеке (12.01.2022г.). В период совместного проживания Соколова Я. В. и ФИО в последние 10 лет, они оба имели социальный статус пенсионеров.
Таким образом, истец в период совместного проживания с ФИО последние 10 лет своего пенсионного возраста фактически состоял у нее на иждивении.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что наследодатель при жизни систематически предоставлял истцу содержание, которое являлось бы для него основным источником средств к существованию.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из того, что допрошенный судом свидетель не дала показаний, позволяющих считать, что истец находился на полном иждивении умершей, никто из свидетелей не подтвердил, что умершая ФИО полностью содержала Соколова Я.В., передавал ему денежные средства, которые являлись единственным и постоянным источником дохода истца.
То обстоятельство, что истец является пенсионером, получал пенсию по старости, само по себе не может являться основанием для установления факта нахождения его на иждивении, поскольку сама умершая являлась пенсионером по старости.
Нуждаемость в получении помощи, на которую указывает истец, сама по себе не является достаточным доказательством нахождения его на иждивении, поскольку значение имеет именно сам факт оказания постоянной помощи иждивенцу, наличие у заявителя с учетом его собственных нужд возможности оказывать помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств существования другого лица.
Кроме того, как следует из поступивших по запросам суда ответов из Управления Росреестра по г. Москве, ГУ МФЦ г. Москвы, ИФНС №31 по г. Москве, ГУ ПФР №2 (ЗАО) г. Москвы, МО ГИБДД ТНРЭР №1 ГУ МВД России по г. Москве, в собственности истца имеются объекты недвижимости в г. Москве, Костромской области, также имеются автомобили и открыты текущие счета в банковских организациях.
Данный факт свидетельствует о том, что у Истца есть иное имущество. Также этот факт говорит о том, что менее чем за год до смерти ФИО., у истца было достаточно денежных средств и хорошее финансовое положение, которое позволило ему приобрести в собственность объекты недвижимости и автомобили. Тот факт, что в период проживания с наследодателем такие расходы в какой-то части нес наследодатель по воле обеих сторон, не свидетельствует об отсутствии у истца самостоятельной возможности содержать себя и свое имущество, а также о том, что помощь наследодателя являлась для истца основным источником существования.
В данном случае значение имеет именно сам факт оказания кормильцем при жизни постоянной помощи иждивенцу, а также наличие у умершего с учетом его состояния здоровья и собственных нужд возможности оказывать при жизни помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств к существованию другого лица.
Между тем, в материалы дела не представлено необходимых и достаточных доказательств наличия у ФИО, 14 июня 1951 года рождения, реальной возможности оказывать постоянную материальную помощь Соколову Я.В., 25 июля 1950 г.р.
Поскольку требования истца об установлении факта нахождения на иждивении суд оставляет без удовлетворения, то оснований для удовлетворения требований о признании права собственности в порядке наследования обязательной 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, к.2, кв.67, не имеется.
В соответствии со ст. 144, 145 ГПК РФ суд считает необходимым отменить меры по обеспечению иска, поскольку оснований для сохранения мер не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 1142-1145, 1148, 1149, 1153 ГК РФ, ст. ст. 56, 100, 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Соколова Я.В. (ХХХХ г.р., ИНН: ХХХХ) к Кийски Л.И. (ХХХХ г.р., паспорт РФ ХХХХ) и Мещерякову В.И. (ХХХХ г.р., паспорт РФ ХХХХ) об установлении факта нахождения на иждивении и признании право собственности на обязательную долю в наследстве – оставить без удовлетворения.
Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением суда от 11 марта 2022 года и снять запрет на совершение действий по внесению регистрационных изменений (записей) по квартире, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 19, корп. 2, кв. 67, а также отменить приостановление выдачи свидетельств о праве на наследство к имуществу умершей 01 декабря 2021 года ФИО 14.06.1951 года рождения, зарегистрированной при жизни по адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.19, корп. 2, кв. 67.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Никулинский районный суд г. Москвы.
Судья: Самороковская Н.В
Решение суда изготовлено в окончательной форме 17 января 2023 года
Судья: Самороковская Н.В.
1