Дело № 2-56/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Монастырщинского районного суда ФИО3 <адрес> Севастьянов И.В.
с участием пом. прокурора <адрес> ФИО3 <адрес> ФИО5, представителя истца ФИО8, ФИО9,
представителя ответчика ФИО6,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО10,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» к <адрес>ному ФИО1 об оспаривании нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» обратилось в суд с исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта, указав, что ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» является теплоснабжающей организацией, обеспечивающей потребителей на территории <адрес> тепловой энергией и горячим водоснабжением.
Поскольку истец является собственником объектов недвижимого имущества, а именно объектов коммунальной инфраструктуры (здание котельной №6, №7, №3, №4, № 2, №1, №5, № ) истцом с МО «<адрес>» ФИО3 <адрес> были заключены договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г.,№ от ДД.ММ.ГГГГ года., № от 08.07.2010г., № от ДД.ММ.ГГГГ г, № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков. Указанные договора заключены сроком на 49 лет.
В адрес истца администрацией муниципального образования «<адрес>» ФИО3 <адрес> были направлены соглашения о расчете арендной платы на 2014 год. Согласно годовому расчету, годовая арендная плата увеличена вследствие существенного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка.
Увеличение годовой арендной платы стало следствием того, что ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений и изменений в решение <адрес> ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение <адрес> ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «<адрес>» ФИО3 <адрес>».
Согласно п. 12 приложения размер ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов тепло-электро-энергетики - 12,5 %. Предыдущим же решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ была установлена ставка в размере 0,5 % от размера кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, базовый коэффициент был увеличен в 25 раз.
ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» считает, что принятый ответчиком размер базового коэффициента закрепленный п. 12 приложения Решения № размера ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов тепло-электро-энергетики в размере 12,5 % от размера кадастровой стоимости земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствие для осуществления хозяйственной деятельности, так как возлагает обязанность по уплате арендных платежей в значительно и неоправданно увеличенных размерах по сравнению с предыдущими периодами, создают дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе уплачивающими земельный налог на территории <адрес> ФИО3 <адрес>, в границах которого расположены арендуемые земельные участки. Истец также считает, что размер ставки арендной платы принят ответчиком произвольно без какого-либо экономического и правового обоснования, в связи с чем просит признать пункт 12 приложения решения <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании представители истца ФИО8, ФИО9, поддержали заявленные требования в полном объеме и по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика, ФИО6, иск не признал, суду показал, что оспариваемое Решение от ДД.ММ.ГГГГ № является нормативным правовым актом мунициапального образования «<адрес>» ФИО3 <адрес>.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся на территории ФИО3 <адрес>, порядок определения и внесения арендной платы за их использование регламентируются «Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории ФИО3 <адрес>», утвержденным постановлением Администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 18.
Согласно пункту 2.2 названного Положения размеры ставок арендной платы определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района ФИО3 <адрес>.
В соответствии с абзацем 1 п.2.3 того же Положения - в нормативных правовых актах, указанных в пункте 2.2, размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов.
Обжалуемое решение было принято <адрес> ФИО1 13.03.2014г. (№ 8) и в соответствии с ч.5 ст. 40 и ч.2 ст.44 Устава после подписания Главой муниципального образования «<адрес>», было обнародовано в общественно-политической газете <адрес> ФИО3 <адрес> «Наша Жизнь» 04.04.2014г. №13.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
Кроме того, арендная плата, за пользование Истцом, земельными участками по всем восьми договорам аренды в 2013г. составила 403 522,10 руб. В 2014г. арендная плата по всем договорам аренды (с учётом применения ставки утвержденной решением от ДД.ММ.ГГГГг.№ 8) составила - 371 767,15 руб., что на 31 754,95 руб. меньше по сравнению с 2013г.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО10, поддержал доводы изложенные представителем ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца ФИО8, ФИО9, представителя ответчика <адрес> ФИО1 ФИО6, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО10 исследовав материалы дела, заслушав заключение пом. прокурора ФИО5 полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку решение ФИО1 законно и обосновано и соответствует требованиям действующего законодательства, суд находит требования ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 и 3 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
«Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории ФИО3 <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № регулируется порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков.
Согласно пункту 2 названного Положения, размер арендной платы при аренде земельных участков в расчете на календарный год определяется одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Исходя из пункта 2.2 вышеуказанного Положения, размеры ставок арендной платы определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) ФИО3 <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.3 того же Положения, в нормативных правовых актах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов.
В соответствии со ст. 19 Устава муниципального образования «<адрес> ФИО3 <адрес> (в редакции решений <адрес> ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 21, от ДД.ММ.ГГГГ № 32, от ДД.ММ.ГГГГ №2, от ДД.ММ.ГГГГг. №85, от ДД.ММ.ГГГГ №22, от ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГ.) (далее по тексту - Устав) названными полномочиями обладает <адрес> ФИО1 <адрес>, который в соответствии со ст. 17 Устава является органом местного самоуправления Муниципального образования «<адрес>» ФИО3 <адрес>.
В связи с тем, что истец является собственником объектов не движимого имущества, а именно объектов коммунальной инфраструктуры (здания котельных (№№1,6,7,3,4,2,1,5,8), ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» и МО «<адрес>» были заключены 8 договоров аренды земельных участков:
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 309 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010413:7, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №10-а, под зданием котельной №6, сроком на 49 лет (л.д.13-22);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 553 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010526:13, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №1-а, под зданием котельной №7, сроком на 49 лет(л.д.23-31);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 1356 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010206:6, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №1-а, под зданием котельной №3, сроком на 49 лет (л.д.32-41);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 754 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010420:13, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №2-а, под зданием котельной №4, сроком на 49 лет (л.д.42-51);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 838 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010201:38, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №51-а, под зданием котельной №2, сроком на 49 лет (л.д.52- 61);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 510 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010109:27, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №3-а, под зданием котельной №1, сроком на 49 лет (л.д.62-71);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 1430 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010402:13, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, строение №1-а, под зданием котельной №5, сроком на 49 лет (л.д.72-81);
- договор № - аренда земельного участка общей площадью 5678 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 67:12:0010429:12, находящийся по адресу: ФИО3 <адрес>, под зданием конторы, котельной, гаражом, гаражом, гаражом, сроком на 49 лет(л.д.82-93);
Решением Арбитражного суда ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СМОЛЕНКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» в пользу администрации муниципального образования «<адрес>» взыскана задолженность по арендной плате в сумме 379310 руб. 74 коп. за период с 01.00.2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи, увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Данной статьей также предусмотрено, что изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, решение <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений и изменений в решение ФИО2 <адрес> ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение <адрес> ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «<адрес>» ФИО3 <адрес> принято в соответствии с действующим законодательством, с учётом «Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории ФИО3 <адрес>», утвержденным постановлением Администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №18.
Так, после изменения кадастровой стоимости спорных земельных участков были изменены базовые коэффициенты арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов тепло-электро-энергетики.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемый нормативный правой акт, принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает прав и законных интересов ООО «СМОЛЕНСКРЕГИОНТЕПЛОЭНЕРГО» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не создает препятствий для осуществления хозяйственной деятельности, так как несмотря на увеличение процентной ставки, фактическая арендная плата снижена (по отношению к 2013 г.) на 31 754 руб.95 коп., а именно: арендная плата, за пользование истцом земельными участками по всем восьми договорам аренды в 2013г. составила 403 522,10 руб., а в 2014г. арендная плата по всем договорам аренды (с учётом применения ставки утвержденной решением от ДД.ММ.ГГГГг.№ 8) составила - 371 767,15 руб.
Следовательно, зафиксированная в обжалуемом нормативно-правовом акте процентная ставка арендной платы экономически обоснована и была увеличена после снижения кадастровой стоимости земельного участка.
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░2 <░░░░░> ░░░1 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░1 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░3 <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░3 <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░