РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
с участием: представителя истца Максимовой Л.А. по доверенности,
представителя ООО «Зем.Стандарт» по доверенности Корчагина А.К.
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-498/2021 по исковому заявлению Петровских Н.К. к администрации м.р. Ставропольский Самарской области и администрации с.п. Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, 3-и лица Управление Росреестра по Самарской области, ООО «Зем.Стандарт», об уточнении границ и площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском, в котором просит:
установить местоположение границ земельного участка, площадью 582 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, подготовленным ООО «АТЛАС» от ДД.ММ.ГГГГ;
-аннулировать межевой план изготовленный ООО «Зем.Стандарт» от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, назначение: земли населённых пунктов для приусадебного участка, площадью 476 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
На основании обращения истца в ООО «Атлас», им были проведены кадастровые работы, и подготовлен ДД.ММ.ГГГГ межевой план.
Подав межевой план по внесению изменений в части указания вида разрешённого использования земельного участка, было получено Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за № о том. что минимальный размер земельного участка не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельного участка в зоне Ж-1 (зоназастройки индивидуальными жилыми домами) с разрешенным использованием - индивидуальная жилая застройка 600 кв. м.
Согласно заключению кадастрового инженера при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка расположенною по адресу: <адрес>, выявился факт того, что площадь земельного участка составляет 582 кв.м., при том, что по правоустанавливающим документам площадь участка составляет 476 кв.м.
С момента приобретения ею в 2016 году земельного участка забор не переносился и границы участка не менялись, помимо всего прочего граничащие земельные участки закрепили свои границы по фактическим ограждениям путём проведения кадастровых работ. Права, смежных землепользователей не нарушены. Споров по границе нет
ДД.ММ.ГГГГ № Администрация с.п. Ягодное подтвердила что с момента приобретения и использования истцом, земельный участок используется по назначению в указанных границах, то есть в площади участка 582 кв.м.
Представитель истца по доверенности Петровских Н.К. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, при этом в ходе судебных прений не поддержала требование об аннулировании межевого плана изготовленного ООО «Зем.Стандарт» от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно Петровских Н.К. пояснила, что не оспаривает точность и правильность проведенных кадастровых работ в 2009 году ООО «Зем.Стандарт». Однако при продажи земельного участка бывшими собственниками, ими был скрыт от истца факт того, что забор с внешней стороны участка, в местах общего пользования был смещен, при этом границы установленные с другими собственниками она не оспаривает, и межевой план ООО «Атлас» этого не содержит, границы сведены по ЕГРН. Считает, что поскольку истец с момента приобретения земельного участка в 2016 году пользуется им в установленных границах, в связи с чем, подлежит изменению площадь земельного участка и соответственно подлежат уточнению границы земельного участка.
Представитель ответчика администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика администрации с.п. Ягодное в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, оставляет решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ООО «Зем.Стандарт» по доверенности Корчагин А.К., против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, письменные текст которого приобщен к материалами дела. Дополнительно сообщил, что при проведение кадастровых работ по заданию бывшего собственника земельного участка, были проведены согласования границ, отраженные в акте согласования, со всеми смежными собственниками, а также в том числе в представителем администрации с.п. Ягодное, в границах мест общего пользования, за счет которой истец и увеличил свой земельный участок и просит теперь уточнить его границы. Доказательств нахождения земельного участка в границах испрашиваемых истцом более 15 лет не представлено.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон с учетом мнения представителя истца.
Суд, выслушав представителей истца и третьего лица, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 названной выше статьи).
Применительно к правилам статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливаемая судебным решением при исправлении реестровой ошибки граница одновременно является границей смежного земельного участка.
По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 476кв.м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному в материалы дела межевому плану земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, подготовленному ООО «Зем.Стандарт» ДД.ММ.ГГГГ, при проведении кадастровых работ были согласно границы земельного участка со всеми собственниками смежных земельных участков, что подтверждается актом согласования, в том числе и представителем с.п. Ягодное – Синогиной О.Г., на основании документально возложенных на неё полномочий как заместителя главы. Площадь земельного участка составила 476 кв.м.
Как усматривается из выписки из ЕГРН на земельный участок истца с КН №, сведения о границах земельного участка полностью соответствуют тем, что указаны в межевом плане подготовленном в 2009 году ООО «Зем.Стандарт».
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по обращению истца, ООО «АТЛАС» был подготовлен межевой план для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с КН №
Согласно заключения кадастрового инженера, в результате геодезических изысканий по уточнению границ земельного участка, замер границ земельного участка производился по фактически сложившимся границам. Сложившиеся границы земельного участка обозначены на местности объектами искусственного происхождения по периметру участка (забор) более 15 лет. Замер производился геодезическим способом с использованием высокоточного сертифицированного оборудования. В процессе компьютерной обработки вычислены координаты всех углов поворота границ. Площадь вычислена автоматизировано по координатам и составила 582 м2, согласно Выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № площадь земельного участка составляет 476 кв. м. Границы земельного участка и их положение на местности определены в соответствии ст. Федеральным законом. № местоположение границ земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом местоположения границ смежных земельных участков. Претензий по границам земельного участка с соседними землепользователями не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границ. Таким образом, местоположение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, установлено однозначно и согласовано со всеми заинтересованными лицами, при уточнении границ земельного участка их местоположение: определяется из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, из сведений содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка, являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Обоснование уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603001:1092 происходило следующим образом:
1. Гр. Петровских Н.К. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности, что подтверждает выписка ЕРГН отДД.ММ.ГГГГ №.
2, Местоположение земельного участка было уточнено следующим образом: согласно плану земельного участка с северной стороны расположен участок №, с восточной стороны участок №, с западной стороны участок № с южной расположена <адрес>.
В результате местоположение границы земельного участка с КН № было уточнено следующим образом:
-границы от т. н1-н2; сформированы по существующему ограждению и совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером №, границы которого занесены в ГКН; -границы от т. н2-нЗ; сформированы по существующему ограждению и совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером №, границы которого занесены в ГКН;
-границы от т. н4-н3; сформированы по существующему ограждению и совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером №, границы которого занесены в ГКН; -границы от т. н11-н1; сформированы по существующему ограждению и совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером №, границы которого занесены в ГКН;
Согласование местоположения границ земельного участка от т. н4-н11; не подлежит проведению по следующим основаниям: по отношению к границы расположены земли сельского поселения Ягодное (места общего пользования,) анализируя чертеж земельного участка по инвентаризации и результаты кадастровых работ, то конфигурация земельного участка по отношению к местам общего пользования не изменилась, в соответствии с законом места общего пользования не заняты и данной территорией беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статей 7, 8 данного закона Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, утративший силу с 01.01.2017 года).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 ФЗ от 13.07.2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о ГРН государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ч.2 ст.14 Закона «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
На основании ч. 3 ст. 22 вышеуказанного закона в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Однако, как установлено в судебном заседании, выводы кадастрового инженера ООО «Атлас» о том, что границы земельного участка установлены по искусственному ограждению, и его границы не менялись более 15 лет, суд относится критически, поскольку они полностью опровергаются представленным в материалы дела межевым планом ООО «Зем.Стандарт» отДД.ММ.ГГГГ, также не следует данный факт расположения границ и из представленной фотосъемки инвентаризации земель с.п. Ягодное от 1998 года, в связи с чем суд считает, что истцом не представлено доказательств этому, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ.
Кроме того суд считает, по тем же основаниям, что справка администрации с.п. Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ также не подтверждает существование границ земельного участка на местности более 15 лет и противоречит ранее проведенному с Администрацией же с.п. Ягодное согласованию границ.
Кроме того согласно представленному в материалы дела уведомлению администрации м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ №, Потровских Н.К. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего выкупа испрашиваемой в настоящее время территории, в порядке, предусмотренном Главой V.4 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 1 ГК РФ условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 ГК РФ, а способы защиты - в ст. 12 ГК РФ, перечень которых не является исчерпывающим.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
Суд, рассматривая споры, связанные с приватизацией земельных участков с участием органов местного самоуправления, не может нести обязанность по осуществлению регистрации. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
Все дела, касающиеся споров граждан с администрацией по вопросу формирования земельных участков, решений об их предоставлении, либо отказе в предоставлении льготным категориям граждан обжалуются в порядке административного судопроизводства и рассматриваются по КАС РФ. Право собственности на земельные участки за льготниками в исковом порядке не признается, поскольку предоставление таких участков относится к компетенции органа местного самоуправления.
С учетом предусмотренного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд в своей деятельности не может подменять органы исполнительной ветви власти в реализации их властных и административных полномочий, в том числе и в сфере земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Петровских Н.К. к администрации с.п. Ягодное м.р. Ставропольский и Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об уточнении границ и площади земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2021 года
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД:63RS0027-01-2020-004191-07