<№>
64RS0<№>-82
Решение
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Ореховой А.В., при секретаре Севостьяновой К.В. с участием представителя истца Простомолотовой О.А.,старшего помощника прокурора <адрес> г. Саратова Рыбаковой Н.И.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению имуществом города Саратова к Кисаревой О. А. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения,
установил:
комитет по управлению имуществом г. Саратова обратился в суд с иском к Кисаревой О.А. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения собственнику в размере 1819256,70 руб., указав в обоснование заявленных исковых требований, что Кисаревой О.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Саратов, <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м. Вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и не пригодным к проживанию. В связи с не заключением собственниками аварийного жилого помещения соглашения об изъятии жилого помещения, по мнению представителя истца, на основании п.9 ст. 32 ЖК РФ у комитета возникли основания для принудительного изъятия жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика и ответчик в удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом города Саратова просили отказать, полагая, что предложенный вариант выкупа спорного жилого помещения нарушает интересы собственника, поскольку указанное жилое помещение является единственным жильем, в котором проживает длительное время, считали, что условия по заключению соглашения к возникшим правоотношениям между комитетом по управлению имуществом города Саратова и ответчиками не подлежат применениюположения часть 8.2 ст. 32Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие <Дата>, поскольку закон, ухудшающий положение физических или юридических лиц - участников правоотношений, не имеет обратной силы.
Истец и иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем пришел к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Помощник прокурора <адрес> г. Саратова в своем заключении полагал в удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом города Саратова отказать, полагая, что их удовлетворение нарушит права ответчика на жилье.
Заслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <Дата> Кисарева О.А. является собственником спорного жилого помещения -квартиры, расположенной по адресу: г. Саратов, <адрес>, общей площадью 52,7 кв.м.Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Распоряжением администрации муниципального образования «город Саратов» от <Дата> <№>-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» от <Дата> <№> «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок под многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес>, изъят для муниципальных нужд.
Постановлением администрации муниципального образования «город Саратов» от <Дата> <№> утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Истец направлял проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение в размере 1819256,70 руб., однако соглашение не было достигнуто.
В силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище ; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Федеральный закон от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливаем правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В п. 3 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право не только на его выкуп, но и на предоставление другого жилого помещения.
Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <Дата>.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная
ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Расселение указанных аварийных домом должно было быть осуществлено до внесения изменений в ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ответчику не было предложено выбрать способ реализации прав собственника при изъятии жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения или выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, соглашение о мене спорного жилого помещения или его выкупе в адрес собственников спорных помещений не направлялось.
Принимая во внимание изложенное, несогласие ответчика относительно выбранного истцом способа, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований комитета по управлению имуществом города Саратова об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения.
При этом ссылка истца о применении к возникшим правоотношениям части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом изменений законолдательства <Дата> Федеральный закон от <Дата> N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" сводятся к ошибочному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, -░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░