РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
2 октября 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3275/18 по иску А.,А. и А. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3275/18 по иску А.,А. и А. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
А.,А. и А. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что 4.08.2017 г. они обратились к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в общую долевую собственность за выкуп, прилегающего к дому, площадью 355 м2 по адресу: <адрес>А. Ими был получен отказ в представление земельного участка, поскольку на нём отсутствуют строения, принадлежащие им на праве собственности. Ленинский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ признал возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара №475 от 27.06.2018 г. об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка. По заключению ООО «ЦСЭО «Статут» в границы земельного участка включены площадка для парковки автомобиля, бетонный канализационный колодец, канализационная труба и трубопровод водоснабжения жилого дома, единое металлическое ограждение на стальных бетонированных опорах, кирпичный гараж, проезд и проход на земельный участок и в дом, принадлежащие им на праве собственности. Просят признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара №475 от 27.06.2018 г. незаконным, обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара рассмотреть их заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять по нему решение в течение 2 недель после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истцы не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены через представителя.
Представитель ответчика по доверенности от 5.03.2018 г. №135 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 4.08.2017 г. истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/4092 о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность возмездно земельного участка, занимаемого прилегающей к жилому дому территорией с коммуникациями и хозяйственными постройками, без проведения торгов (л.д. 73-75). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 76) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 355 м2, адрес: <адрес>.
В августе 2017 г., точная дата нечитаема, заявление истцов было передано на рассмотрение Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Письмом от 15.09.2017 г. №15-07-26/42447 (л.д. 68-69) Департамент управления имуществом г.о. Самара возвратил заявление истцов без рассмотрения по существу, ссылаясь на отсутствие у него компетенции по рассмотрению заявления.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.03.2018 г. возврат заявления признан не соответствующим закону, на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность рассмотреть заявление по существу (л.д. 65-67).
Распоряжением от 27.06.2018 г. №475 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 64).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцами земельного участка, как усматривается из её заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами (пп.3 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивирован ссылкой на пп.2 п.8 ст.39.15 и п.1 ст.39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ.
Согласно пп.1 ст.39.16 ЗК РФ, предоставление земельного участка невозможно, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Обращаясь с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявители обосновали своё право на предоставление земельного участка без проведения торгов ссылкой на пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов предоставляются земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Однако из подготовленного истцами проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 76), материалов технической инвентаризации (л.д. 26), реестровой выписки на принадлежащий истцам жилой дом с кадастровым номером № (л.д. 70), реестровой выписки на принадлежащий истцам земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 71-72) следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют поставленные на кадастровый учёт здания или сооружения.
Следовательно, испрашиваемый земельный участок не может в настоящее время быть предоставлен без проведения торгов не только заявителям, но и любым иным лицам по выбранному заявителями основанию – пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ.
Ссылка истцов на то, что испрашиваемая ими к предоставлению территория прилегает к принадлежащему им жилому дому и необходима для его использования, не может быть принята во внимание, поскольку на основании пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ могут быть предоставлены только земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, в том числе, с прилегающей территорией, необходимой для использования этих зданий и сооружений, но исключительно такая прилегающая территория.
Следует отметить, что истцы уже воспользовались правом на предоставление им в собственность без проведения торгов земельного участка, занимаемого жилым домом, приватизировав в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Предполагается, что при этом истцы имели возможность сформировать земельный участок таким образом, чтобы он включал в себя всю необходимую для использования дома территорию. Доказательств отсутствия у них такой возможности при формировании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0119002:509 истцы не представили.
Ссылки истцов на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.03.2018 г. и изложенные в нём выводы несостоятельны. Во-первых, указанным решением проверялась законность возврата Департаментом управления имуществом г.о. Самара заявления истцов, иными словами, правомерность уклонения ответчика от принятия решения по существу заявления. На ответчика была возложена обязанность принять такое решение. Содержание этого решения указанным судебным актом не предопределялось и не могло предопределяться.
Во-вторых, указанное решение принято в рамках административного судопроизводства. Этим судебным актом априори не может быть разрешён спор о праве гражданском, не может быть признано право собственности истцов на какие-либо объекты недвижимости. Следовательно, доводы истцов о том, что указанным решением установлено наличие у них права собственности на сооружения на испрашиваемом земельном участке, лишены оснований.
В-третьих, предметом судебного разбирательства по настоящему делу является проверка законности конкретного правоприменительного решения ответчика, принятого в конкретных обстоятельствах на основе представленных этому органу и имеющихся у него документов и материалов. Ответчик при принятии решения по заявлению истцов должен был руководствоваться Административным регламентом предоставления муниципальной услуги предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утверждённым постановлением Администрации г.о. Самара от 29.03.2017 г. №171. В соответствии с п.6 таблицы 2, п.6 таблицы 4 п.2.9 указанного административного регламента документами, подтверждающими право заявителя на предоставление земельного участка без проведения торгов для собственника зданий, сооружений либо помещений являются выписка из ЕГРН о зданиях, сооружениях помещениях на испрашиваемом земельном участке либо документ, удостоверяющий (устанавливающий) не зарегистрированное в ЕГРН право заявителя на здание, сооружение или помещение и одновременно с ним сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. При этом следует учитывать, что в соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации, считается возникшим с момента государственной регистрации за исключением случаев, прямо установленных законом. Следовательно, заявитель может подтверждать своё право собственности на расположенные на земельном участке здания, сооружения или помещения при отсутствии государственной регистрации этого права только в тех случаях, когда это право признаётся в силу закона возникшим до его государственной регистрации: п.1 ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (признание ранее возникших прав), п.2 ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (признание прав, возникающих в силу закона), п.4 ст.218 ГК РФ (возникновение права собственности у члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом), универсальное правопреемство и др.
В связи с этим, даже если бы существовало решение суда о признании за заявителями права собственности на здания, сооружения или помещения на испрашиваемом земельном участке, орган местного самоуправления не мог бы принять положительного решения по заявлению истцов до государственной регистрации этого права. В отсутствие записей в ЕГРН о зарегистрированных правах на здания, сооружения или помещения на испрашиваемом земельном участке предоставление последнего по предусмотренному пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ основанию возможно лишь в указанных выше случаях возникновения права собственности до государственной регистрации при предоставлении заявителем документов, подтверждающих возникновение права собственности до государственной регистрации, и сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Поскольку заявителями не было представлено документов, подтверждающих возникновение права собственности на здания, сооружения или помещения на испрашиваемом земельном участке до государственной регистрации этого права, и не было представлено сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, ответчик не имел права, руководствуясь указанными выше административным регламентом принять иное решение по заявлению истцов.
Таким образом, оспариваемое решение принято в соответствии с законом.
Для реализации своего законного интереса в приобретении права на прилегающий к их жилому дому земельный участок заявителям следует либо признать право собственности на находящиеся на этом земельном участке сооружения (при их наличии), осуществить их кадастровый учёт и государственную регистрацию права, после чего повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов по основанию, предусмотренному находящихся на этом земельном участке, либо воспользоваться механизмом перераспределения земельных участков и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 8.10.2018 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь