РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Чирковой И.Н.
при секретаре Лазаревой О.С.,
с участием представителя административного ответчика Масловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Гарькина ФИО14, Карповой ФИО15 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании действий недействительными (незаконными),
установил:
Гарькин В.П. и Карпова Е.Г. обратились в суд с иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области и просили признать недействительными (незаконными) действия Государственной жилищной инспекции Самарской области по не проведению проверки по заявлениям и по проведению проверки ТСЖ «Мир», оформленной актом проверки ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений, указали, что являются членами ТСЖ «Мир», ДД.ММ.ГГГГ. в Государственную жилищную инспекцию Самарской области истцами, в числе других членов ТСЖ, были поданы 2 жалобы на нарушение их прав как членов ТСЖ председателем правления ТСЖ «Мир» Сараевым Л.А.
В первой жалобе указали на то, что Сараев JI. А. проигнорировал заявление, подписанное членами ТСЖ «Мир», обладающими более 25 процентов голосов от общего числа голосов членов товарищества чем нарушил право членов ТСЖ на обращение для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и как следствие на управление товариществом.
Во второй жалобе ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГ г. действующее правление вывесило сообщение о проведение ДД.ММ.ГГГГ г. общего собрания членов ТСЖ «Мир» в очной форме, с указанием повесткой дня из 4 вопросов (выбор председателя правления, выбор членов Правления ТСЖ, выбор ревизионной комиссии, отчет председателя правления ТСЖ «Мир» за ДД.ММ.ГГГГ), которые составлены таким образом, что не позволяет вносить никакие коррективы при постановке вопросов на голосование, что делает бессмысленным само проведение общего собрания, тем самым действующее правление лишает членов ТСЖ права обсуждать другие кандидатов, в члены правления и ревизионную комиссию, утверждать состав счетной комиссии, обсуждать права и обязанности членов правления, результаты их деятельности, а также утверждать им вознаграждение. При этом в ТСЖ «Мир» не проводятся ревизии финансово-хозяйственной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в повестке дня общего собрания не предусмотрено утверждение заключения ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Мир» за ДД.ММ.ГГГГ, в повестке отсутствуют утверждение исполнение смет за ДД.ММ.ГГГГ, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества на 2018 год, утверждение сметы на 2018 год, определение вознаграждения членам правления и председателю в ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, члены ТСЖ Карпова Е.Г. и Пугачева В.А. подали жалобу в прокуратуру Октябрьского района г. Самары на действия председателя правления ТСЖ «Мир» Сараева Л.А., перенаправленная в ГЖИ СО, в которой помимо вышеизложенных обстоятельств в жалобах от ДД.ММ.ГГГГ г., указывалось также, что председатель правления без законных на то оснований выплачивает себе ежегодно вознаграждение, в ДД.ММ.ГГГГ был изменен порядок вывоза твердых бытовых отходов, контейнеры были заменены на бункеры, что не соответствует санитарным нормам, в связи с чем был не целесообразен и экономически не обоснован, в результате чего плата за вывоз ТБО выросла и соответственно собственникам нанесен ущерб.
Истцы считает, что проверка по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ г. не была проведена, ДД.ММ.ГГГГ г. и.о. руководителя ГЖИ СО Ерофеева С.П. издала распоряжение о проведение внеплановой документарной проверки по жалобе Карповой Е.Г. и Пугачевой В.А., поданной в прокуратуру. Однако предметом проверки стали не сведения указанные ими в их жалобе, а правомерность избрания председателя ТСЖ «Мир» и иных членов правления.
Таким образом, истцы полагают, что ответчик не рассмотрел 2 жалобы от членов ТСЖ, поступившие ДД.ММ.ГГГГ г., не рассмотрела по существу жалобу Карповой Е.Г. и Пугачевой В.А., поступившую в ГЖИ из прокуратуры, тем самым не исполнила государственную функцию жилищного надзора и нарушила права граждан на получение письменного ответа по существу жалоб.
В судебное заседании истцы не явились, представитель истцов Орехов А.Л., действующий по доверенности, был извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Маслова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что все жалобы рассмотрены в установленный срок, даны соответствующие ответы.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Мир» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 стать 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. в Государственную жилищную инспекцию Самарской области истцами, в числе других членов ТСЖ, были поданы 2 жалобы на нарушение их прав как членов ТСЖ председателем правления ТСЖ «Мир» Сараевым Л.А.
В первой жалобе указали на то, что члены ТСЖ «Мир» оформили заявление, в котором выразили недоверие действующему правлению ТСЖ «Мир» по руководством Сараева Л.А. и предложили повестку дня для проведения общего собрания, данное заявление подписали члены ТСЖ «Мир», обладающие более чем 25 процентов голосов от общего числа голосов членов товарищества, ДД.ММ.ГГГГ члены ТСЖ «Мир» Вараксина Н.А., Шишова Н.А., Гурановская О.В., Гурановский А.В., Карпов Е.Г. лично обратились к председателю правления Сараеву Л.А. для вручения этих документов, однако, Сараев Л.А. принять указанные документы отказался, тем самым не исполнил свою обязанность осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания членов ТСЖ «Мир», а также нарушил право членов ТСЖ на обращение для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и как следствие на управление товариществом. (л.д. 12-14). Указанная жалоба зарегистрирована в Государственной жилищной инспекции за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ
Во второй жалобе ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГ. действующее правление вывесило сообщение о проведение ДД.ММ.ГГГГ г. общего собрания членов ТСЖ «Мир» в очной форме, с указанием повесткой дня из 4 вопросов (выбор председателя правления, выбор членов Правления ТСЖ, выбор ревизионной комиссии, отчет председателя правления ТСЖ «Мир» за ДД.ММ.ГГГГ), которые составлены таким образом, что не позволяет вносить никакие коррективы при постановке вопросов на голосование, что делает бессмысленным само проведение общего собрания, тем самым действующее правление лишает членов ТСЖ права обсуждать другие кандидатов, в члены правления и ревизионную комиссию, утверждать состав счетной комиссии, обсуждать права и обязанности членов правления, результаты их деятельности, а также утверждать им вознаграждение. При этом в ТСЖ «Мир» не проводятся ревизии финансово-хозяйственной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в повестке дня общего собрания не предусмотрено утверждение заключения ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Мир» за ДД.ММ.ГГГГ, в повестке отсутствуют утверждение исполнение смет за ДД.ММ.ГГГГ, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества на ДД.ММ.ГГГГ, утверждение сметы на ДД.ММ.ГГГГ, определение вознаграждения членам правления и председателю в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15-17). Данная жалоба зарегистрирована в Государственной жилищной инспекции за вх№ от ДД.ММ.ГГГГ г.
В обеих жалобах заявители просили незамедлительно провести проверку, о принятых мерах просили информировать Вараксину Н.А.
ДД.ММ.ГГГГ г. по жалобе на вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. Вараксиной Н.А. дан ответ о том, что в настоящее время по аналогичным обращениям инициирована внеплановая проверка в отношении ТСЖ «Мир» по вопросам правомерности избрания председателя и иных членов правления, о результатах которой заявителям будет сообщено дополнительно.
ДД.ММ.ГГГГ г. по жалобе на вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. Вараксиной Н.А. также дан ответ, в котором сообщалось об инициировании внеплановой проверка в отношении ТСЖ «Мир», а также разъяснено, что если председатель и правление недобросовестно выполняет свои обязанности (в том числе игнорирует заявления членов товарищества), ревизионная комиссия ненадлежащим образом выполняет свои функции, общее собрание членов ТСЖ вправе не досрочно прекратить полномочия председателя, рассмотреть жалобы на действия ревизора, что относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ. Разъяснено также право членов ТСЖ принять на общем собрании решение о проведении аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности и с привлечением аудиторской компендии.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. из прокуратуры Октябрьского района г. Самары в Государственную жилищную инспекцию поступила жалоба от Пугачевой В.А. и Карповой Е.Г., в которой помимо вышеизложенных обстоятельств в жалобах от ДД.ММ.ГГГГ г., указывалось также, что председатель правления без законных на то оснований выплачивает себе ежегодно вознаграждение, в ДД.ММ.ГГГГ был изменен порядок вывоза твердых бытовых отходов, контейнеры были заменены на бункеры, что не соответствует санитарным нормам, в связи с чем был не целесообразен и экономически не обоснован, в результате чего плата за вывоз ТБО выросла и соответственно собственникам нанесен ущерб. Жалоба зарегистрирована в Государственной жилищной инспекции за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ
В ответ на данную жалобу ДД.ММ.ГГГГ г. Государственная жилищная инспекция направила Пугачевой В.А. письмо, в котором также сообщалось об инициировании внеплановой проверка в отношении ТСЖ «Мир», информация по результатам проверки будет направлена в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обращение Пугачевой В.А. и Карповой Е.Г. в части замены контейнеров на бункер ДД.ММ.ГГГГ г. направлена Государственной жилищной инспекции Самарской области Главе Администрации внутригородского района г.о. Самара для рассмотрения и принятия мер в рамках полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ «Мир». ДД.ММ.ГГГГ. Государственной жилищной инспекцией Самарской области в адрес ТСЖ «Мир» направлен запрос о предоставлении информации и документов для проведения проверки.
ДД.ММ.ГГГГ г. ТСЖ «Мир» предоставило Государственной Жилищной инспекции Самарской области запрашиваемые документы, сообщены запрашиваемые сведения.
ДД.ММ.ГГГГ г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области составлен акт проверки в отношении ТСЖ «Мир» №, согласно которому по обращению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> том числе по вопросам правомерности избрания председателями иных членов правления, в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверок по вопросам правомерности избрания председателя и иных членов правления (пункт 2 часть 5 статьи 20. Жилищного кодекса Российской Федерации), государственной жилищной инспекцией Самарской области проводилась внеплановая документарная проверка в отношении и ТСЖ «Мир». Нарушений при проведении проверки по вопросам правомерности избрания председателя ТСЖ «Мир» и иных членов правления не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области на вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ г. Вараксиной Н.А. дан ответ, в котором сообщено о том, что проведена внеплановая документарная проверка по вопросам правомерности избрания председателя и иных членов правления ТСЖ «Мир» и нарушений не выявлено, разъяснено право членов ТСЖ на возможность проведения внеочередного общего собрания по инициативе любого члена товарищества по вопросу досрочного прекращения председателя правления, а также право общего собрания членов ТСЖ утвердить Положение о правления товарищества собственников жилья, в котором установить ответственность председателя и членов правления перед ТСЖ за причинение своими действиями или бездействиями убытки.
ДД.ММ.ГГГГ г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области на вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ г. Пугачевой В.А. дан ответ, в котором также сообщено о результатах проведенной внеплановой документарной проверки, разъяснены положения норм жилищного законодательства о порядке проведения внеочередного общего собрания по инициативе любого члена товарищества по вопросу досрочного прекращения председателя правления, а также право общего собрания членов ТСЖ утвердить Положение о правления товарищества собственников жилья, в котором установить ответственность председателя и членов правления перед ТСЖ за причинение своими действиями или бездействиями убытки. Разъяснено право членов ТСЖ на ознакомление с документами, предусмотренными ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ, а также об отсутствии в жилищном законодательстве последствий за неисполнение органами ТСЖ такой обязанности, в связи с чем разъяснено право на обращение в суд для решения вопроса в гражданском порядке. Разъяснен порядок получения председателем ТСЖ вознаграждения. По вопросу замены контейнеров на бункер сообщено, что обращение в данной части направлено Главе Администрации внутригородского района г.о. Самара для рассмотрения и принятия мер в рамках полномочий.
Порядок и срок рассмотрения обращений граждан установлены статьями 10, 12 от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", согласно которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В силу ч.ч. 1, 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что административный ответчик по обращениям истцов провел внеплановую документарную проверку, на все обращения (жалобы) даны своевременные ответы с разъяснениями норм жилищного законодательства, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Государственной жилищной инспекции Самарской области направлено в установленной законом срок в орган, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса.
В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что к полномочиям Государственной жилищной инспекции не относится проверка товарищества собственников жилья по вопросу формирования повестки общего собрания членов ТСЖ, требование истцов в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче ответчиком предписания ТСЖ «Мир» и председателю правления о включении либо не включение вопросов по повестке дня и определения круга членов правления не основано на законе, жалобы истцов были рассмотрены и даны ответы в пределах полномочий инспекции.
С учетом выше установленных обстоятельств, принимая во внимание, что обращения Карповой Е.Г. и Гарькина В.П., поступившие в Государственную жилищную инспекцию Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. были рассмотрены, своевременно даны ответы, которые содержат соответствующие разъяснения, административным ответчиком проведена проверка ТСЖ «Мир» по вопросу правомерности избрания председателя и иных членов правления, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует бездействие со стороны административного ответчика по не проведению проверки по заявлениям истцов.
Кроме того, административным истцом не указано, каким образом и какие именно ее права и свободы нарушены административным ответчиком в данном случае, не доказано нарушение каких-либо прав и свобод, за защитой которых истец обратился, и не представлены какие-либо подтверждающие данное обстоятельство доказательства. Вместе с тем, факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Суд также учитывает, что Гарькин В. П. в составе иных членов ТСЖ обратился в суд с требованиями к ТСЖ «Мир» о признании недействительными решений общего собрания членов ТСЖ «Мир» в форме заочного голосования, тем самым реализовав свое право на защиту путем обращения в суд с данными требованиями. Истцы также не лишены права на обращения в суд за защитой своих прав по факту незаконных действий председателя правления ТСЖ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения требований истцов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гарькина ФИО16, Карповой ФИО17 к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительными (незаконными) действия Государственной жилищной инспекции Самарской области по не проведению проверки по заявлениям и по проведению проверки ТСЖ «Мир», оформленной актом проверки ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.Н. Чиркова