Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2019 (2-1146/2018;) ~ М-973/2018 от 08.06.2018

Дело № 2-16/2019

24RS0054-01-2018-001139-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Дригота К.А.,

с участием истца прокурора- помощника прокурора Ужурского района Сакутина А.В., представителя ответчика администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края Калашникова О.О., представителя ответчика МУЭП «Энергия» Карпова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края, муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию «Энергия» об организации водоотведения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края изначально обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озероучумского сельского совета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности по проведению ремонта недействующих канализационных очистных сооружений, по организации очистки и обеззараживанию сточных вод и отведению очищенных сточных вод, по очистке и ремонту недействующего участка канализационной сети. Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Ужурского района совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проверки соблюдения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью Озеручумского сельсовета, а так же организации в границах поселения водоотведения, установлено, что канализационные очистные сооружения по адресу: Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Учумская, 10, являются собственностью муниципального образования Озероучумский сельсовет. Также в собственности муниципального образования Озероучумский сельсовет находится сооружение - канализационные сети, протяженностью 7730,8 м. по адресу: п. Озеро Учум, ул. Новая, 25, технологически присоединенные к очистным сооружениям. Указанные канализационные очистные сооружения в п. Озеро Учум не работают. Фактически сточные воды от п. Озеро Учум перекачиваются насосными установками до нежилого здания очистных сооружений и далее без очистки, без обеззараживания, без дезинвазии самотеком стекаются по рельефу в искусственно созданный пруд. Неочищенные и необеззараженные сточные воды из искусственного пруда не вывозятся на специальные сооружения по их обезвреживанию (очистки, обеззараживанию, дезинвазии), следовательно система санитарной очистки и уборки территории п. Озеро Учум Ужурского района не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание жидких бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 16.2, п. 16.7.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации».

Искусственно созданный пруд не имеет водонепроницаемого основания, расположен выше по рельефу от месторасположения озера Учум, в пределах второго пояса округа санитарной охраны курорта, с восточной стороны ограничен насыпью. Насыпь земляная, а не из водонепроницаемых материалов, после насыпи обнаружен ручей, стекающий вниз по склону. Учитывая местонахождение пруда с накопленными неочищенными и необеззараженными сточными водами относительно озера Учум, а также отсутствие водонепроницаемого основания пруда и водонепроницаемой дамбы, кроме того, влияние паводков, не исключается возможность попадания хозяйственно-бытовых стоков в озеро Учум, следовательно не исключено попадание микробного и паразитарного загрязнения в указанное озеро, которое относится к курорту и предназначено для оздоровления населения, что может привести к возникновению массовой кишечной и паразитарной заболеваемости и является нарушением п. 16.5 СанП 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территорий Российской Федерации», п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

С учетом выявленных нарушений прокуратурой Ужурского района внесено представление главе Озероучумского сельсовета, которое рассмотрено, однако, нарушения действующего законодательства фактически не устранены.

Кроме того проверкой установлено, что колодцы № 1, № 2, № 3 указанной канализационной сети расположены на земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации и переданном ТУ ФАУГИ в Красноярском крае в аренду ООО «Курорт «Озеро Учум»» по договору от 08.07.2013 года № 39-21. В 2009 году ОАО «Научно-технический прогресс» проведено обследование строительных конструкций объектов коммунальной инфраструктуры (очистных сооружений, насосных станций и канализационных сетей) в п. Озеро Учум от 19.04.2009 года. Согласно п. 5.3 заключения, наружные канализационные сети п. Озеро Учум находятся в неудовлетворительном состоянии из-за длительного срока эксплуатации. Согласно ВСН 58-88 (р) «Положение об организации, проведении реконструкции, ремонта и технического обследования жилых зданий и объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» эксплуатация наружных сетей до капитального ремонта - 30 лет. Рекомендуется наружные сети заменить при проведении капитальногоремонта.

В июле 2017 года прокуратурой Ужурского района в ходе проверки было установлено, что длительное время камера колодца № 2 канализационной сети была засыпана землей, крышка и стенки колодца деформированы. На имя главы Озероучумского сельсовета 10.07.2017 года внесено представление, представление рассмотрено, нарушения устранены. В сентябре 2017 года проведена проверка состояния канализационной сети, в ходе которой выявлено, что канализационные стоки накапливаются в камере колодца № 1, что свидетельствует о нерабочем состоянии участка канализационной сети от колодца № 1 до колодца № 2. На имя главы Озероучумского сельсовета 15.09.2017 года внесено представление, которое рассмотрено, нарушения устранены.

В ходе осмотра в апреле 2018 года выявлено, что канализационные стоки накапливаются в камерах колодцев № 1 и № 2, в камере колодца № 3 входные отверстия канализационных труб заполнены льдом, в результате чего участок канализационной сети от колодца № 1 до колодца № 3 не функционирует. Администрацией Озероучумского сельсовета своевременные действия к очистке колодца № 3 и канализационной сети не предпринимались. На имя главы Озероучумского сельсовета 13.04.2018 года внесено представление об устранении выявленных нарушений в части организации в границах поселения водоотведения. 08.05.2018 года комиссией в составе главы Озероучумского сельсовета Калашников О.О., директора МУЭП «Энергия» Карпова В.Г., обходчика МУЭП «Энергия» Руф С.А. произведен смотр участка канализационной сети от колодца № 1 до колодца № 3, по результатам которого установлено, что канализационные трубы сгнили, в связи с чем, участок земли просел, возможность прочистить канализационные трубы не представляется возможным, так как трос не проходит из-за деформации труб. Таким образом, в течении периода времени с 2009 года по настоящее время капитальный ремонт участка канализационной сети от колодца № 1 до колодца № 3 не производился.

В связи с не проведением своевременного ремонта канализационной сети возникает угроза выброса из системы водоотведения отходов в почву (недра) на территории п. Озеро Учум, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасную санитарно - эпидемиологическую обстановку и среду обитания.

Обосновывая свои требования ст. 166-168 ГК РФ, прокурор Ужурского района Красноярского края просит: обязать администрацию Озероучумского сельсовета произвести ремонт недействующих канализационных очистных сооружений п. Озеро Учум в течение года со дня вступления решения в законную силу: обязать администрацию Озероучумского сельсовета организовать очистку и обеззараживание сточных вод в п. Озеро Учум и отведение нормативно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект согласно природоохранному законодательству; обязать администрацию Озероучумского сельсовета произвести очистку и ремонт недействующего участка канализационной сети по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Новая, 25 от колодца № 1 до колодца № 4 в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

По определению Ужурского районного суда Красноярского края от 30 августа 2018 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва; ООО «Озеро Учум»; Барсамян О.Г..

Согласно определения Ужурского районного суда Красноярского края по делу в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие «Энергия».

Согласно определения Ужурского районного суда Красноярского края от 02.04.2019 года производство по делу в части заявленных прокурором Ужурского района Красноярского края исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и МУЭП «Энергия» об обязании произвести ремонт недействующих канализационных очистных сооружений п. Озеро Учум, а также обязании произвести очистку и ремонт недействующего участка канализационной сети по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Новая, 25 от колодца № 1 до колодца № 4, прекращено, в связи с отказом прокурора района от заявленных требований в указанной части.

Согласно уточненных исковых требований от 02.04.2019 года, прокурор Ужурского района Красноярского края просит: обязать администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района и МУЭП «Энергия» организовать водоотведение сточных вод в поселке Озеро Учум Ужурского района в соответствии с нормативами, установленными природоохранным законодательством, способом исключающим отведение сточных вод на рельеф местности без предварительной очисти и обеззараживания, до нормативов, установленных природоохранным законодательством, в течение года со дня вступления в силу настоящего решения суда. Данные требования мотивированы следующим. В ходе рассмотрения дела установлено, что канализационные сети и канализационные насосные станции по адресу: Ужурский район, пос. Озеро Учум, являются собственностью муниципального образования Озероучумский сельсовет и переданы на праве хозяйственного ведения МУЭП «Энергия», очистные сооружения п. Озеро Учум находятся в казне муниципального образования п. Озеро Учум. Проверкой, проведенной прокуратурой района совместно с Роспотребнадзором, установлено, что канализационные очистные сооружения п. Озеро Учум не работают. Фактически сточные воды от п. Озеро Учум перекачиваются насосными установками до нежилого здания очистных сооружений и далее без очистки, без обеззараживания, без дезинвазии самотеком стекают на рельеф местности. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В судебном заседании прокурор- помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Сакутин А.В. настаивает на удовлетворении уточненных исковых требований, подтвердив обстоятельства, указанные в иске. Просит обязать администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района и МУЭП «Энергия» организовать водоотведение сточных вод в поселке Озеро Учум Ужурского района в соответствии с нормативами, установленными природоохранным законодательством, способом исключающим отведение сточных вод на рельеф местности без предварительной очисти и обеззараживания, до нормативов, установленных природоохранным законодательством, в течение года со дня вступления в силу настоящего решения суда. Дополнительно пояснил, что суду были представлены доказательства, подтверждающие, что на территории п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края водоотведение не организовано в соответствии с действующим законодательством, в результате чего происходит загрязнение природной среды.

Представитель ответчика администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края Калашников О.О. уточненные исковые требования признал, пояснив следующее. В 2009 году ОАО «Научно- технический прогресс» было проведено обследование очистных сооружений и канализационных сетей в п. Озеро Учум. По результатам обследования было дано заключение об изношенности и дана рекомендация произвести капитальный ремонт системы водоотведения в п. Озеро Учум из-за длительного срока эксплуатации. Бюджет Озероучумского сельсовета является дотационным и собственных доходов администрация сельсовета не имеет. В связи с этим произвести столь высокозатратные работы по восстановлению системы водоотведения за счет собственных средств не представляется возможным. Стоимость капитального ремонта (строительства) системы водоотведения в разы превышает годовой бюджет Озероучумского сельсовета. Он неоднократно обращался с этим вопросом в администрацию Ужурского района Красноярского края, Министерства ЖКХ и строительства Красноярского края. Администрация Ужурского района Красноярского края также обращалась в Министерство ЖКХ и строительства Красноярского края. Однако, на сегодняшний день ни одно из обращений не дало положительного результата: денежные средства на ремонт и восстановление системы водоотведения не выделялись. В связи с тем, что фактически очистные сооружения в п. Озеро Учум не функционируют, то и соответственно не может происходить очистка и обеззараживание сточных вод. Вышеуказанный цикл системы водоотведения может быть возобновлен только после капитального ремонта либо строительства очистных сооружений и ремонта канализационных сетей. Только после восстановления системы водоотведения в п. Озеро Учум решится вопрос организации очистки и обеззараживании сточных вод и отведение нормативно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект. Недействующие очистные сооружения и насосная станция, расположенная в здании по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская 8 «а», находятся в собственности администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района, никому не переданы, поскольку находятся в аварийном состоянии. Во всем поселке имеется единая канализационная сеть, единый объект на который имеется техпаспорт. Вся протяженность канализационной сети 7730 метров передана в хозяйственное ведение МУЭП "Энергия". В настоящее время решается вопрос о строительстве новых очистных сооружений. Денежные средства на восстановление очистных сооружений никогда не выделялись. В настоящее время проводится сброс сточных вод в безымянный водный объект. Другими путями обезвредить сточные воды, иначе как с применением очистных сооружений невозможно. Единственное в настоящее время проводится обеззараживание сточных вод путем введения в них обеззараживающих веществ, которые закупает МУЭП "Энергия". Очистка сточных вод путем фильтрации не проводится. С 2009 года и по настоящее время никакой ремонт системы водоотведения, очистных сооружений не проводился, очистные сооружения никогда не ремонтировались, оборудования в них нет. Персонал МУЭП "Энергия" смотрит чтобы не было порывов сети. В сентябре 2018 года после проведенной проверки заменили трубу до очистных сооружений, устранили утечку сточных вод на рельеф. Тарифы по водоотведению были утверждены в 2013 году и больше не пересматривались.

Представитель ответчика МУЭП «Энергия» Карпов В.Г. уточненные исковые требования признал, пояснив следующее. В хозяйственное ведение МУЭП "Энергия" были переданы: сооружение- канализационные сети площадью 7730 м по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Новая 25; нежилое здание насосной станции № 1 по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 2 «в»; нежилое здание (насосная станция № 2) по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Санаторная, д. 10 «а». Другие объекты по водоотведению администрацией поселения не передавались. Поскольку очистные сооружения не функционируют организовать водоотведение в соответствии с действующим законодательством невозможно. Единственное, чем очищаются сточные воды, это внесением в них гидрохлорида кальция, который закупает МУЭП "Энергия". Иным образом, сточные воды не очищаются. Работников, непосредственно работающих на насосных станциях и очистных сооружениях, не имеется. Работники МУЭП "Энергия" периодически осуществляют обход территории в целях установления и устранения протечки сточных вод, и проверки работоспобности оборудования на действующих наносных станциях. Плата за отведение от населения и юридических лиц полностью поступает в МУЭП "Энергия". Однако, поступающего объема денежных средств не хватает на проведение ремонта системы водоотведения. Денежных средств на ремонт системы водоотведения не выделялось. В связи с отсутствием денежных средств ремонт системы водоотведения не проводился.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Барсамян О.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом. Участвуя в предварительном судебном заседании, Барсамян О.Г. поддерживал заявленные требования прокурором района, поясняя, что в тарифы по водоотведению входят расходы на мелкосрочный ремонт, который не проводится. Действительно он обращался в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края по вопросу ненадлежащей организации водоотведения на территории п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края, так как неочищенные сточные воды стекаются на рельеф местности, в том числе в озеро. МУЭП "Энергия" проведена очистка и ремонт недействующего участка канализационной сети по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Новая, 25 от колодца № 1 до колодца № 4.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Озеро Учум» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом. Участвуя в предварительном судебном заседании, представитель ООО "Озеро Учум" Ставцева А.А. поясняла, что в случае поднятия тарифов по водоснабжению администрация курорта будет вынуждена провести оптимизацию штатного расписания. Согласна с тем, что необходимо привести водоотведение на территории поселка в соответствии с действующим законодательством, без нанесения ущерба экологии. Однако, в связи с отсутствием денежных средств сделать это в короткий срок не представится возможным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя управления Алексиевич Е.П. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Также в данном ходатайстве указано, что канализационные очистные сооружения и участки канализационной сети, расположенные на территории муниципального образования поселок Озеро Учум, не учитываются в реестре федеральной собственности. Обязанности по проведению ремонта недействующих канализационных очистных сооружений, по организации очистки сооружений, по организации очистки и обеззараживания сточных вод и отведению очищенных сточных вод находится в ведении муниципальных образований.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим преступлением.

Согласно п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края № 9-3724 от 15.10.2015 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» закреплено за сельскими поселениями Красноярского края следующие вопросы местного значения, в том числе организация в границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 и п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета отнесены: владение, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 и п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Аналогичные положения о наличии полномочий закреплены в п. 3 ч. 1 ст. 7.1 Устава Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 416- ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); согласование ввода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (п. 3).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ № 416- ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом ( п. 1 ст. 209 ГК РФ). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества ( ст. 210 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 215 ГК РФ закреплено, что средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49.1 Устава Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края администрация сельсовета от имени сельсовета владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами сельского Совета депутатов. Администрация сельсовета вправе передавать имущество сельсовета во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и Красноярского края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями сельского совета депутатов. Озероучумский сельсовет может создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом ( ст. 294 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В п. 15 ст. 2 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» дано понятие организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно- канализационного хозяйства), а именно это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что инженерные сооружения, предназначенные для водоотведения, находящиеся на территории Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края, являются муниципальной собственностью Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края, в том числе:

- сооружение- канализационные сети протяженностью 7730,80 м. местоположение: Красноярский край, Ужурский район, пос. Курорт Озеро Учум, ул. Новая, 25;

- нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Учумская, д. 10;

- здание насосной станции по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, д. 2 «в»;

- нежилое здание- насосная № 4 по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 10 «а».

Право муниципальной собственности на указанное имущество подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно положений Устава муниципального унитарного эксплуатационного предприятия «Энергия», данное учреждение создано по решению Озероучумского сельского Совета депутатов № 11-58р от 09.12.2005. Учредителем предприятия является Озероучумская сельская администрация Ужурского района Красноярского края (п. 1.2 Устава). Предприятие создано с целью комплексного обеспечения жилищно- муниципального образования производственных и иных структур, а также оказания услуг, связанных с коммерческой эксплуатацией зданий и помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (п. 2.1 Устава).

Согласно п. 1.1 договора на праве хозяйственного ведения муниципальным имуществом № 5 от 15.02.2018 года, администрация Озероучумского сельсовета Ужурского района закрепила за МУЭП «Энергия» на праве хозяйственного ведения имущество, согласно акту приема- передачи, необходимое для осуществления деятельности, а именно: сооружение- канализационные сети площадью 7730 м по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Новая 25; нежилое здание насосной станции № 1 по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 2 «в»; нежилое здание (насосная станция № 2) по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. курорт Озеро Учум, ул. Санаторная, д. 10 «а»

В соответствии с п. 3.1 указанного Договора предприятие в отношении имущества, закрепленного за ним настоящим договором обязуется в том числе: осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением случаев связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации.

Право хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Из пояснений представителя ответчика администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края Калашникова О.О. следует, что недействующие очистные сооружения и насосная станция, расположенная в здании по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская 8 «а», находятся в собственности администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района, никому не переданы, поскольку находятся в аварийном состоянии.

Учитывая установленные обстоятельства, требования приведенного действующего законодательства, суд приходит к выводу, что обязанность по организации надлежащей системы водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства на территории Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края возложена на администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и МУЭП «Энергия».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» одна из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения ( п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ст. 38 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды ( ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды»).

В силу ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Статьей 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно положений Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 Земельного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведена проверка по обращению Барсамяна О.Г. соблюдения администрацией Озероучумского сельсовета законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью. В ходе проверки, проведенной совместно со специалистом территориального отдела г. Шарыпово Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, установлено, что канализационные очистные сооружения п. Озеро Учум не работают. Фактически сточные воды от п. Озеро Учум перекачиваются насосными установками до нежилого здания очистных сооружений и далее без очистки, без обеззараживания, без дезинвазии самотеком стекаются по рельефу в искусственно созданный пруд. Неочищенные и необеззараженные сточные воды из искусственного пруда не вывозятся на специальные сооружения по их обезвреживанию (очистки, обеззараживанию, дезинвазии), следовательно, система санитарной очистки и уборки территории п. Озеро Учум Ужурского района не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание жидких бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 16.2, п. 16.7.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации». Искусственно созданный пруд не имеет водонепроницаемого основания, расположен выше по рельефу от месторасположения озера Учум, в пределах второго пояса округа санитарной охраны курорта, с восточной стороны ограничен насыпью. Насыпь земляная, а не из водонепроницаемых материалов, после насыпи обнаружен ручей, стекающий вниз по склону.

По результатам проверки в адрес главы администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края 13.04.2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации водоотведения.

В ответе на представление глава администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Калашников О.О. указывает на отсутствие финансирования на проведение капитального ремонта очистных сооружений, сетей, насосных станций, а также укрепление искусственного пруда бетоном.

Согласно заключению ООО «Научно- технический прогресс» от 19.04.2009 года были обследованы, в том числе очистные сооружения, расположенные по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 10. В ходе обследования установлено, что очистные сооружения приняты в эксплуатацию в 1975 году. Действующая песколовка при залповой подаче сточных вод не обеспечивает расчетный режим эксплуатации, что приводит к выносу песка в первичные отстойники; в отстойниках наблюдается выделение газов и всплывание осадка на поверхность, это свидетельствует о несвоевременной выгрузке осадка и образовании залежей (ил из отстойников не выгружал 2 года); неравномерное и неполное орошение сточной водой поверхности загрузки биофильтров нарушает работу биофильтров; в отводимых сточных водах после биофильтров наблюдается пенообразование, что свидетельствует о развитии нитчатых микроорганизмов в биопленке; из вторичных отстойников происходит вынос активного ила из- за плохого воздухообмена в биофильтрах; система обеззараживания очищенных стоков отсутствует (химлаборатория ликвидирована); дренажная система иловых площадок забита илом и не работает. Во всех помещениях очистных сооружений нет отопления в течении нескольких лет. Из-за повышенной влажности, низкой температуры и внутреннего воздуха стены здания проморожены по всей внутренней поверхности, покрыты льдом и снегом. Оконные заполнения местами разрушены, затянуты полиэтиленовой пленкой, частично заложены кирпичом. Стены имеют категорию технического состояния от ограниченно работоспособного до недопустимого. Стена восточного фасада находится в недопустимом (предаварийном) состоянии: в оконных проемах расслоение кирпичной кладки по вертикали, выпирание внутреннего слоя с угрозой обрушения простенков при оттаивании. Снаружи здания по всем фасадам отмечено промораживание стен на всю толщину, выветривание раствора из кладки, трещины в подоконных участках, выпирание отдельных кирпичей и целых участков стен из плоскости, высолы. Сооружения вторичных отстойников заглушены, не работают. В плитах перекрытия имеются разрушения. Вспомогательные службы (лаборатория, хлораторная, котельная, склад хлора, бытовые) не работают, оборудование в помещениях демонтировано. Покрытие полов повреждено. Эксперты пришли к заключению о том, что очистные сооружения и строительные конструкции здания очистных сооружений имеют категорию ограниченно работоспособного технического состояния, за исключением конструкций стен, имеющих отдельные участки с недопустимым состоянием, характеризующимся снижением несущей способности, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Неэффективная работа очистных сооружений объясняется не только неудовлетворительным обслуживанием, но и длительной эксплуатацией зданий и сетей (40-35 лет) в условиях высокой влажности и агрессивной среды и полным отсутствием механической вентиляции. Для восстановления эксплуатационных характеристик очистных сооружений и строительных конструкций здания необходимо выполнить комплекс работ по восстановлению, усилению и ремонту сооружений очистки и строительных конструкций.

Также экспертами были обследованы наружные канализационные сети п. Озеро Учум и курорта «Озеро Учум». В результате обследования установлено, что наружные канализационные сети находятся в неудовлетворительном состоянии из-за длительного срока эксплуатации. Рекомендовано наружные сети заменить при проведении капитального ремонта.

Обследование также было проведено канализационных насосных станций, по результатам которого установлено следующее:

- канализационная насосная станция № 1 располагается в здании по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 2 «в», построена в 1971 году; насосное оборудование, строительные конструкции наземной и подземной частей канализационной насосной станции имеют категорию ограниченно работоспособного технического состояния; для ее восстановления необходимо выполнить комплекс работ по ремонту конструкций и оборудования;

- канализационная насосная станция № 2 располагается в здании по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 8 «а», год постройки 1971; строительные конструкции наземной и подземной частей канализационной насосной станции имеют категорию ограниченно работоспособного технического состояния; для ее восстановления необходимо выполнить комплекс работ по ремонту конструкций для восстановления их надежности и несущей способности;

- канализационная насосная станция № 3 расположенная в здании по адресу: Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская 10 «а», год постройки 1979: насосное оборудование, строительные конструкции наземной и подземной частей канализационной насосной станции имеют категорию ограниченно работоспособного технического состояния; для ее восстановления необходимо выполнить комплекс работ по ремонту конструкций.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что после обследования, проведенного в 2009 году, и по настоящее время никакого ремонта объектов системы водоотведения не проводилось.

На основании приказа № 1/1450-од от 23.07.2018 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена внеплановая выездная и документальная проверка в отношении МУЭП "Энергия".

Согласно акта проверки № 1/1450 от 22.08.2018 года при проведении натурального осмотра установлено, что в п. Озеро Учум существует единая система водоотведения от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум и курорта "Озеро Учум", расположенного по адресу: Красноярский край Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 2. Сточные воды от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум по канализационным трубам поступают в первую насосную станцию, расположенную на территории курорта "Озеро Учум". Затем оттуда по канализационным трубам перекачиваются на вторую насосную станцию, находящуюся через дорогу вверх по рельефу местности, которая в свою очередь далее по канализационным трубам качает сточные воды в сторону очистных сооружений, расположенных по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 10. Нежилое здание очистных сооружений не функционирует, оборудование отсутствует. В последующем, канализационные трубы минуют очистные сооружения, огибают их с западно- восточной стороны. Из канализационных труб осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности без какой- либо очистки, обеззараживания, дезинвазии. Сточные воды стекают вниз по рельефу местности около 150м и в последующем образуют искусственный водоем с восточной стороны от очистных сооружений. Искусственный водоем имеет овальную форму заполненную сточными водами, с характерным резким запахом. Искусственный водоем расположен выше по рельефу от месторасположения озеро Учум. С восточной стороны искусственного водоема из камней, глины и земли имеется насыпь, вероятно препятствующая попаданию сточных вод вниз по склону в озеро Учум. Загрязнение имеет локальный характер. Согласно протоколов № 96-В, 97-В, 98-В результатов измерений (исследований) от 06.08.2018 года лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» установлено, что в сточных водах, в месте отбора- Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум присутствуют следующие компоненты: хлорид-ион, нитрит-ион, сульфат- ион, фосфат- ион, аммоний- ион. Согласно справке аналитической лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» к протоколам результатов измерений (исследований) почв № 18-П, № 19-П от 08.08.2018 по результатам испытаний проб почвы, отобранных 02.08.2018, место сбора- Красноярский край, Ужурский район, пос. Курорт Озеро Учум, установлено, что качество почвы территории в месте загрязнения превышает качество почвы фоновой пробы по содержанию следующих показателей: сульфат- ион- 19 мг/кг, хлорид- ион- 2,2 мг/кг, азот- нитритный- 11 мг/кг, водородный показатель ед.р Н-1,2. Площадь загрязнения участка составила 1 га. Представленными договорами МУЭП «Энергия» от 26.04.2018 № 205, 27.02.2018 № 32, 26.02.2018 № 416, 11.04.2018 № 372 на предоставление жилищно- коммунальных услуг с гражданами, проживающими в п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края, подтверждается тот факт, что сбор платы за предоставленные услуги осуществляет МУЭП «Энергия».

В связи с выявленными нарушениями постановлением заместителя министра- начальника отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28.08.2018 года МУЭП «Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

22.08.2018 года МУЭП "Энергия" выдано Предписание № 1/1450-п об устранении выявленных в результате проверки нарушений при осуществлении государственного экологического контроля, согласно которого предписано с момента получения подписания прекратить сброс неочищенных сточных вод, поступающих по объектам коммунальной инфраструктуры: объект недвижимого имущества сооружение- канализационные сети, протяженностью 7730,80 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Новая, 25; объект недвижимого имущества- нежилое здание насосной станции, расположенное по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная 2 "в"; объект недвижимого имущества- нежилое здание по адресу Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная 10 "а" от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум и курорта "Озеро Учум" с выпуском на рельеф местности, в сторону не функционирующих очистных сооружений, расположенных по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 10.

Согласно акта проверки № 1/2256 от 14.11.2018 года Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена внеплановая выездная, документальная проверка в период с 18.10.2018 по 14.11.2018 в отношении МУЭП «Энергия».

29.10.2018 при осмотре, обследовании территории было установлено следующее. В п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края существует незавершенная система водоотведения от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум и курорта «Озеро Учум», расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Санаторная, 2. Сточные воды от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум по канализационным трубам поступают на первую насосную станцию, расположенную на территории курорта «Озеро Учум». Затем оттуда по канализационным трубам перекачиваются на вторую насосную станцию со сточными водами курорта «Озеро Учум», находящуюся через дорогу вверх по рельефу местности, которая в свою очередь далее по канализационным трубам качает сточные воды на очистные сооружения (в само здание очистных сооружений), расположенных по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 10. Нежилое здание очистных сооружений не функционирует. Кровля, окна, пол, потолок частично разрушены, стены частично сохранены. Оборудование для функционирования здания очистных сооружений также частично отсутствует. Фактически канализационные трубы больше не минуют очистные сооружения, а с западной стороны входят на второй этаж очистных сооружений и предположительно попадают в находящиеся там резервуары или емкость. После сточные воды по подземным канализационным трубам попадают в находящийся в пяти метрах с северо- западной стороны от очистных сооружений первый канализационный колодец (на момент осмотра в канализационном колодце имеются сточные воды с характерным резким запахом). В последующем, из первого канализационного колодца по подземным канализационным трубам сточные воды поступают во второй канализационный колодец расположенный в 20 метрах с северо- западной стороны от очистных сооружений (на момент осмотра в канализационном колодце имеются сточные воды с характерным резким запахом) и оттуда по подземным канализационным трубам стекают на четвертую насосную станцию (которая также не функционирует) из которой сточные воды стекают вниз на рельеф местности, образуя искусственный водоем из сточных вод. Данный водоем имеет овальную форму, заполненную сточными водами, с характерным резким запахом, имеет большие размеры. Загрязнение имеет локальный характер. Помимо этого, с южной части очистных сооружений, по его периметру, ориентировочно 5 на 6 кв.м. имеется разлив сточных вод мутного цвета с характерным резким запахом. Сточные воды, огибая очистные сооружения с юго- восточной стороны, стекаются в низ по рельефу местности на северо- восток, затем на северо- запад от очистных сооружений, образуя небольшие лужицы, имеющие локальный характер, и слякоть с характерным резким запахом. Сброс сточных вод на рельеф местности поступает без какой- либо очистки, обеззараживания, дезинвазии. Согласно протоколов № 212-В, 213-В результатов измерений (исследований) от 07.11.2017 произведенных КГБУ «ЦРМПиООС» вода сточная, находящаяся в указанном выше искусственно образовавшимся водоеме, содержит следующие определенные показатели: аммоний- ион, сульфат- ион, хлорид- ион, нитрит- ион. Согласно справке аналитической лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» к протоколам результатов измерений (исследований) почв № 52 от 09.11.2018 по результатам испытаний проб почвы, отобранных 29.11.2018 в месте стока сточных вод, установлено превышение содержания по следующим показателям: сульфат- ион, хлорид- ион, азот- нитритный, водородный показатель, органическое вещество по отношению фоновым значениям, площадь видимого загрязнения составила 1 га. На основание изложенного, комиссия пришла к выводу о том, что предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 22.08.2018 № 1/1450-п юридическим лицом- МУЭП «Энергия» в установленный срок не выполнило.

Согласно постановления мирового судьи судебного участка № 142 в Ужурском районе и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края от 20.12.2018 года МУЭП "Энергия" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательство, а именно предписание Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края       № 1/1450-п от 22.08.2018 года, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Допрошенная в качестве свидетеля М.О. суду показала, что она занимает должность главного специалиста- государственного инспектора (г. Ачинск) отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Проверка организации водоотведения в п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края проводилась в связи с поступившим в Министерство обращения гражданина Барсамяна О.Г.. В августе 2018 года комиссией было проведено обследований территории поселка в части водоотведения и был произведен забор сточных вод и почвы. В обращении Барсамяном О.Г. было указано, что сточные воды стекаются в озеро, однако, в ходе проверки данного факта установлено не было. Однако, было установлено, что сточные воды поступали по трубам через две насосные станции, вытекали до недействующих очистных сооружений, далее труба была обрезана и из нее сточные воды саморазливом вытекали на рельеф местности. Существует искусственно созданный пруд. По результатам обследования были выявлены нарушения природоохранного законодательства в части водоотведения, в связи с чем, МУЭП "Энергия" было привлечено к административной ответственности, а также выдано предписание о прекращении сброса неочищенных сточных вод, поступающих по объектам коммунальной инфраструктуры: объект недвижимого имущества сооружение- канализационные сети, протяженностью 7730,80 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Курорт Озеро Учум, ул. Новая, 25; объект недвижимого имущества- нежилое здание насосной станции, расположенное по адресу: Красноярский край Ужурский район п. Озеро Учум ул. Санаторная 2 "в"; объект недвижимого имущества- нежилое здание по адресу Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум ул. Санаторная 10 "а" от объектов недвижимого имущества п. Озеро Учум и курорта "Озеро Учум" с выпуском на рельеф местности. в сторону не функционирующих очистных сооружений, расположенных по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Учумская, 10. В октябре 2018 года была проведена внеплановая проверка по исполнению выданного предписания с выездом в п. Озеро Учум Ужурского района. В ходе обследования установлено, что сточные воды по канализационным трубам поступали в недействующие очистные сооружения, по трубе. Далее, поскольку очистные сооружения не функционируют, сточные воды выливались из здания очистных сооружений из разных сторон на рельеф местности, часть стоков поступало в колодец и далее по канализационным трубам стекались в водоем. Водоем созданный из сточных вод не может относиться к водному объекту, поскольку отсутствует источник воды из земли. В сложившейся ситуации в п. Озеро Учум в части водоотведения необходимо строительство новых очистных сооружений, либо самовывоз сточных вод из септиков- отстойников. Те очистные сооружения, которые имеются в поселке, являются аварийными, их эксплуатировать нельзя. По результатам обследования можно сделать вывод, что система водоотведения на территории п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края не завершена, сточные воды должным образом не очищаются, и сбрасываются на рельеф местности, в связи с чем происходит загрязнение окружающей среды. Также является нарушением сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в связи с чем образовался водоем. Использование гидрохлорида кальция не может полностью обезвредить сточные воды до предельных нормативов, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, судом установлено, что водоотведение на территории муниципального образования Озероучумский сельсовет Ужурского района Красноярского края не организовано в соответствии с требованиями приведенного законодательства. Очистные сооружения, находящиеся на территории п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края, не функционируют. Сточные воды перекачиваются насосными установками до здания очистных сооружений и далее без очистки, без обеззараживания, без дезинвазии самотеком стекаются по рельефу, скапливаясь в определенном месте на местности, создавая искусственный «водоем». В сточной воде и почве установлены превышения предельно- допустимых концентраций.

Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспорены.

Непринятие администрацией Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и МУЭП «Энергия» мер по организации очистки сточных вод противоречит требованиям природоохранного законодательства, также нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Из материалов дела следует, что администрацией Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и администрацией Ужурского района Красноярского края принимаются меры по изысканию денежных средств и решения вопроса строительства комплекса очистных сооружений системы водоотведения в п. Озеро Учум Ужурского района Красноярского края, что подтверждается обращениями главы Озероучумского сельсовета Ужурского района в администрацию Ужурского района Красноярского края и Министерство промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края, а также обращениями администрации Ужурского района Красноярского края в Министерство промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края.

Свидетель Б.С. суду показал, что он занимает должность ведущего специалиста по вопросам ЖКХ администрации Ужурского района. Постановлением Правительства Красноярского края № 503-п от 30.09.2013 утверждена государственная программа Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно- коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности». Для участия в данной программе необходима утвержденная проектно- сметная документация на строительство или реконструкцию канализации. В связи с отсутствием финансовой возможности, администрация Ужурского района обратилась в министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края о включению в указанную программу мероприятий касающихся разработки проектно- сметной документации, также направляли необходимый пакет документов. До настоящего времени субсидии выделены не были.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что водоотведение не организовано в соответствии с требованием законодательства в связи с отсутствием необходимого объема денежных средств.

Однако, отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, необходимо обязать администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и МУЭП «Энергия» организовать водоотведение в поселке Озеро Учум Ужурского района Красноярского края в соответствии с нормативами, установленными природоохранным законодательством, способом исключающим отведение сточных вод на рельеф местности без предварительной очисти и обеззараживания, до нормативов, установленных природоохранным законодательством, в течение года со дня вступления в силу настоящего решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края и муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие «Энергия» организовать водоотведение сточных вод в поселке Озеро Учум Ужурского района Красноярского края в соответствии с нормативами, установленными природоохранным законодательством, способом исключающим отведение сточных вод на рельеф местности без предварительной очисти и обеззараживания, до нормативов, установленных природоохранным законодательством, в течение года со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2019 года.

Председательствующий:               О.В. Сазонова

2-16/2019 (2-1146/2018;) ~ М-973/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ужурского района
Ответчики
Администрация Озероучумского сельсовета
Другие
МУЭП "Энергия"
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Сазонова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
08.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2018Передача материалов судье
13.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2018Подготовка дела (собеседование)
11.07.2018Подготовка дела (собеседование)
11.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2018Предварительное судебное заседание
07.08.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.08.2018Предварительное судебное заседание
03.10.2018Предварительное судебное заседание
25.10.2018Предварительное судебное заседание
25.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.11.2018Предварительное судебное заседание
27.12.2018Предварительное судебное заседание
21.01.2019Предварительное судебное заседание
31.01.2019Предварительное судебное заседание
20.02.2019Подготовка дела (собеседование)
20.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2019Предварительное судебное заседание
15.03.2019Предварительное судебное заседание
15.03.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2019Предварительное судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2019Дело оформлено
08.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее